Основные этапы (эпохи) развития конституций

зарубежных стран

Конституции в их современном понимании суще­ствуют немногим более 200 лет. За этот период имело место шесть «волн» принятия конституций, породивших шесть конституционных эпох, в следующих хронологических рамках:

1) конец XVIII в. – первая мировая война (1914 – 1918 гг.); 2) период между первой и второй мировыми войнами (1918–1945 гг.); 3) 1945–1960 гг. – период после окончания второй мировой войны; 4) 1960–1975 гг. – крушение мировой системы колониализма, появле­ние множества новых государств в Азии и Африке; 5) 1975–1990 гг. – падение последних фашистских режимов в Европе (Испания, Португалия, Греция); 6) с 1990 г. – распад СССР и мировой системы социализма, появление более 20 новых государств.

Первая «волна» началась с принятия первых в мире конституций (США в 1787 г., Польши в 1791 г., Франции в 1791 г.). По образцу этих первых конституций были приняты конституции в других странах:Бельгии (1831 г.), Люксембурге (1868 г.), Швейцарии (1874 г.), Голландии (1887 г.), Японии) (1889 г.), Гер­мании (1871 г.), Италии (1848 г.), Португалии (1911 г.).

Первые конституции были короткими и лаконичными; отличались невысокой юридической техникой; принимались учредительными собраниями и иными малопредста­вительными коллегиями, некоторые даровались монархом; принимались под влиянием революций и в иных чрезвычайных ситуациях; учреждали выборные представительные органы – парламенты (зачастую первые парламенты были несовершенны, имели мало полномочий, избирались многоступенчатыми выборами на основе высокого имущест­венного ценза, женщины, как правило, не имели избирательных прав).

Вторая «волна» была вызвана следующими изменениями в результате первой мировой войны: образована Лига Наций; распались четыре крупнейшие в мире империи – Гер­манская, Австро-Венгерская, Российская, Турецкая; на карте Европы появилось множество новых государств (Латвия, Литва, Эстония, Веймарская Германия, небольшая Австрийская Республика, Венгрия, Чехословакия, Югославия, Польша, Финляндия); во многих странах (России, Германии, Австро-Венгрии, Мекси­ке и др.) произошли антиимпериалистические, народные и социалисти­ческие революции; изменились нравственные ценности (повысилось уважение к конститу­ции, правам человека, парламентаризму).

Новые конституции, принятые после 1918 г., отличались от преж­них в следующем: 1) были увеличены в объеме; 2) уделяли больше внимания правам и свободам человека (на­пример, Веймарская Конституция 1919 г., Конституции Австрии 1920 г., Чехословакии 1920 г.); 3) закрепляли социальные права и нормы (например, Веймарская Кон­ституция указывала, что собственность обязывает и должна приносить благо всему обществу); 4) избирательное право стало всеоб­щим, ликвидировались цензы; 5) Конституция Австрии 1920 г. впервые учредила Конституционный суд.

Новая ситуация в мире, вызванная результатами второй мировой вой­ны, породила третью «волну» конституций.

Принципиально новые конституции были приняты в бывших странах-агрессорах: Италии (1947 г.), Японии (1947 г.), ФРГ (1949 г.). Данные конституции разрабатывались «под диктовку» стран-победительниц (прежде всего, США) и имели целью кардинальное изменение политиче­ской системы побежденных государств. ФРГстала новым государством, возникшим почти одновре­менно с Основным законом; Италия из монархии превратилась в республику; Япония из дуалистической монархии была преобразована в парламентарную монархию. Эти конституции закрепили широкий спектр прав и свобод; закрепили отказ от войны, а Япония вообще « отказалась» от собственных вооруженных сил (и сегодня считается исключительной в мире страной без официальной армии).

В 1946 году была принята новая более демократическая Конституция Франции.

Существенно изменился конституционный строй государств, оказавших­ся в советской зоне влияния: ГДР, Польши, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Румынии. В этих странах были приняты «социалисти­ческие» конституции, закрепившие государственный социализм в качестве экономического строя и принадлежность власти коммунистическим парти­ям. В этот же период были приняты также народно-демократические, нацио­нально-освободительные и социалистические конституции в странах Азии – Вьетнаме, Китае, Индии, Индонезии.

Четвертая «волна»принятия конституций была вызвана крушением системы колониализма в конце 50-х – начале 60-х гг. XX века. Свои национальные конституции приняли страны Африки. Некоторые из них разрабатывали конституции самостоятельно. Чаще конституции освободившихся колоний принимались при участии бывших метрополий (Великобритании, Франции) или даровались ими.

В 1958 г. президент Франции генерал де Голь в обход существовавшей Конституции принял путем всенародного голосования новую Конституцию. В результате Франция из парламентской превратилась в президентскую республику.

Пятая «волна» новых конституций была обусловлена крушением по­следних фашистских режимов в Европе – в Греции, Португалии и в Испании. В этих странах (в Греции в 1975 г., Португалии в 1976 г. и Испании в 1978 г.) были приняты новые демократические конституции, закрепившие права и свободы человека, парламентаризм, новый конституционный строй и демократический политический режим. Новые конституции были приняты в колониях Португалии.

Во второй половине 70-х и в 80-е гг. были также приняты конституции в государствах, которые сбросили колониальный гнет в последнюю очередь (например, Южная Родезия в 1980 г.), а также в государствах, где произошли революции (в частности, в Иране, 1979 г.).

Шестая, пока последняя, «волна» конституций стала результатом крушения социализма и распада СССР, иных изменений в мире. В это время на карте мира появилось более 20 новых государств(15 – на территории бывшего СССР, 5 на терри­торий бывшей Югославии, возникли новые государства, такие как Эритрея, Восточный Тимор).

Что касается бывших советских союзных республик (ныне стран СНГ и Балтии), то здесь также были проведены корен­ные конституционные реформы и приняты новые Конститу­ции: Азербайджане (1993 г.); Ар­мении (1995 г.); Беларуси (1994 г.); Грузии (1995 г.); Казахстане (1995 г.); Кыргызстане (1993 г.); Литве (1992); Молдове (1994 г.); России (от 12 декабря 1993 г.); Таджикистане (1994 г.); Туркменистане (1992 г.); Узбекистане (1992 г.); Украине (от 12 июля 1996 г.); Эстонии (1992 г.); Латвии (в этой стране с 1 июля 1993 г. восстановлено действие Конституции 1922 г.).

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение конституции.

2. Назовите и охарактеризуйте основные виды конституций зарубежных стран, а также основания их классификации.

3. Дайте характеристику структуры конституций зарубежных стран.

4. Охарактеризуйте основные этапы развития конституций зарубежных стран.

Тема 3. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС

ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Конституционно-правовой статус человека и гражданина – это совокупность прав, свобод и обязанностей граждан, а также юридических гарантий их реализации.

К числу конституционных основ правового статуса личности относятся следующие положения: 1) соответствие конституционных прав и свобод общепризнанным международным актам в области прав человека; 2) неотчуждаемость конституционных прав и свобод человека и гражданина; 3) единство прав, свобод и обязанностей; 4) прямое действие конституционных норм о правах и свободах личности; 5) обеспечение прав и свобод человека и гражданина судом и другими государственными органами и должностными лицами.

Институт гражданства

Гражданство является существенным элементом правового статуса личности. Под гражданством понимается устойчивая правовая связь человека со своим государством, обусловливающая взаимные права и обязанности граждан и государства.Государство должно защищать граждан на своей территории и оказывать им покровительство, когда они находятся за ее пределами.

Все отношения по поводу гражданства регулируются конституциями государств и специальными законами.

К основным характеристикам гражданства относятся: 1) это правовое состояние, выражаю­щееся в юридическом оформлении, с одной стороны, в его общем правовом нормировании, с другой, в юридическом оформлении гражданства каждого человека; 2) устойчивый характер отношений гражданина с государством (возникает с момента рождения и сохраняется на протяжении всей жизни гражданина); 3) двусторонняя связь человека с государством, выра­жается в совокупности взаимных прав, обязанностей, ответственности; 4) состояние гражданства предусматривает защиту и покровительство со стороны государства своим гражда­нам, находящимся за границей.

Наши рекомендации