Раздел (модуль) 5. организация государственной власти в российской федерации

Тема 5.1. Президент Российской Федерации

I. Задания для самостоятельной работы

1. Соотнесите конституционные функции Президента РФ и его полномочия. По каждой конституционной функции приведите перечень полномочий, корреспондирующий функции.

2. Классифицируйте полномочия Президента РФ по виду нормативного акта, которым они установлены:

№   Полномочия установленные Конституцией РФ   Полномочия, установленные ФКЗ   Полномочия, установленные ФЗ   Полномочия, установленные указами Президента РФ Полномочия, установленные другими актами  
           
           

1. Решите задачи (устно):

Задача № 1.

Председатель Правительства РФ подал заявление на имя Президента РФ о своем уходе с поста. Президент отставку не принял, сославшись на то, что его работа устраивает Председателя Правительства, а в заявлении не указаны мотивы отставки. Председатель Правительства РФ на следующий день к выполнению должностных обязанностей не приступил.

Оцените ситуацию. Каковы должны быть действия Президента РФ по обеспечению деятельности органов государственной власти.

Задача № 2.

В отношении Председателя Центрального Банка РФ в связи с финансовыми махинациями было возбуждено уголовное дело. Президент РФ своим указом отстранил Председателя Центрального Банка РФ от должности на период расследования. В указе Президент РФ сослался на то, что человек, в отношении которого возбуждено уголовное дело, не может продолжать занимать такую важную должность, пока не будет установлена его невиновность. Председатель Центрального Банка РФ обжаловал указ Президента РФ в Верховный Суд РФ как противоречащий уголовно-процессуальному законодательству.

Дайте правовую оценку действиям Президента РФ.

Задача № 3.

Соответствующим судом установлено, что законодательным органом субъекта РФ принят закон субъекта РФ, противоречащий Конституции РФ. Законодательный орган субъекта РФ в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда не отменил нормативный правовой акт, признанный соответствующим судом, противоречащим Конституции РФ и недействующим. Президент РФ вынес предупреждение законодательному органу субъекта РФ в форме письма на имя председателя. Законодательный орган игнорировал письмо Президента РФ. Через четыре месяца Президент РФ подписал указ о роспуске законодательного органа субъекта РФ.

Оцените правомерность действий Президента РФ.

Задача № 4.

Президент РФ пописал указ об отрешении от должности губернатора Псковской области в связи с утратой доверия Президента РФ. Губернатор Псковской области обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании указа Президента РФ несоответствующим федеральному законодательству.

Каким должно быть решение Верховного суда РФ? Какими полномочиями обладает Президент РФ по досрочному прекращению полномочий органов государственной власти субъекта РФ.

2. Охарактеризуйте статус лица, занимавшего должность Президента РФ. Как влияет на этот статус основание, по которому прекращено исполнение полномочий Президента РФ.

3. Выделите полномочия Президента Российской Федерации по отношению к исполнительной власти в Российской Федерации.

4. Укажите основания и порядок прекращения исполнения полномочий Президентом Российской Федерации.

II.План семинарского занятия

1. Понятие института президентства.

2. Место и роль Президента Российской Федерации в системе федеральных органов государственной власти.

3. Порядок избрания и вступления в должность Президента Российской Федерации.

4. Компетенция Президента Российской Федерации.

5. Акты Президента Российской Федерации.

6. Администрация Президента Российской Федерации.

7. Контроль за деятельностью Президента Российской Федерации.

8. Основания и порядок прекращения его полномочий.

(Вопросы, выносимые на занятие)
Очная форма обучения

Занятие 1.

1. Понятие института президентства.

2. Место и роль Президента Российской Федерации в системе федеральных органов государственной власти.

3. Отличительные черты конституционно-правового статуса главы государства в России от зарубежных стран.

4. Порядок избрания и вступления в должность Президента Российской Федерации.

5. Компетенция Президента Российской Федерации.

Занятие 2.

1. Взаимоотношения Президента Российской Федерации Правительством Российской Федерации и с Федеральным Собранием Российской Федерации.

2. Акты Президента Российской Федерации.

3. Администрация Президента Российской Федерации.

4. Контроль за деятельностью Президента Российской Федерации. Основания и порядок прекращения его полномочий.

III.Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию

Институт президентства в России имеет небольшую историю по сравнению с другими странами. Поэтому в начале семинарского занятия предлагается заслушать подготовленное одним из студентов сообщение на тему «Институт президентства в мире и его становление в России».

При рассмотрении первого вопроса необходимо обратить внимание на ст. 80,81 Конституции РФ. Надо уяснить, какое место в системе органов государственной власти занимает Президент РФ, каковы его функции, какие требования предъявляются к кандидату на эту должность.

Обратите внимание на конституционные гарантии, препятствующие превращению Президента в авторитарного правителя: ограничен срок полномочий (шесть лет); избирается всенародно, прямым голосованием; альтернативный характер выборов; недопустимость занятия поста Президента более двух сроков подряд; возможен механизм отречения от должности; возможно признание не соответствующими Конституции нормативных актов Президента на основе решения Конституционного Суда РФ.

При изучении следующего вопроса, опираясь на знание предыдущей темы и Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации», студенту необходимо обратить внимание на следующие особенности выборов Президента РФ: кто может быть инициатором выдвижения кандидатур на должность Президента; сбор подписей избирателей в поддержку выдвинутых кандидатов; особенности регистрации кандидатов; особенности предвыборной агитации и финансирования выборов Президента; порядок определения итогов голосования, опубликования результатов и вступления в должность избранного Президента РФ.

При подготовке вопроса о полномочиях Президента РФ необходимо внимательно изучить ст. ст. 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90 Конституции РФ. Можно выделить следующие полномочия Президента: по формированию федеральных органов государственной власти и участию в их деятельности; во внешнеполитической и военной областях; в сфере правотворчества; по отношению к гражданам РФ.

Для выполнения своих полномочий Президент РФ создает Администрацию.

Прекращение полномочий Президентом РФ может происходить по следующим основаниям: по истечении срока полномочий; в случае досрочного прекращения полномочий; изменения гражданства РФ и по другие основаниям. Основания досрочного прекращения полномочий изложены в ст. 92 Конституции. Конституционный Суд дважды рассматривал эту проблему. Полезно ознакомиться с позицией высшей инстанции конституционного правосудия по данной проблеме. Конституция 1993 г. закрепила порядок отрешения Президента от власти в ст. 93. Инициатором отрешения выступает Государственная Дума, а окончательное решение принимает Совет Федерации.

Реализуя свои функции и осуществляя конституционные полномочия, Президент РФ издает указы и распоряжения. Указанные акты в Российской Федерации появились вместе с институтом Президента РФ. При изучении данного вопроса студентам необходимо уяснить, какое место акты Президента занимают в иерархии федерального законодательства, носят ли они нормативный характер, каких видов они бывают, и почему они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

IV. Рекомендуемые источники

Нормативно-правовые документы

1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст//Российская газета. – 2009. – 21 янв. № 7.

2. О выборах Президента Российской Федерации: федер. закон от 10 янв. 2003 г. // Российская газета. – 2003. - 16 янв.

3. О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий и членам его семьи: федер. закон от 12 февр. 2001 г. //Собр. законодательства Российской Федерации. – 2001. - № 7. - Ст. 617.

4. О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти: указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. //Собр. законодательства Российской Федерации. – 1996. - № 22. - Ст. 2663.

5. О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе: указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000г. //Собр. законодательства Российской Федерации. – 2000. - № 20. - Ст. 2112. - № 26. - Ст. 2748.

Акты судебных органов

1. По делу о толковании статьи 92 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июля 1999 г. //Собр. законодательства Российской Федерации. – 1999. - № 29. - Ст. 3775.

2. По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2000 г //Собр. законодательства Российской Федерации. – 2000. - № 29. - Ст. 3118.

Основная литература

1. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации. учебник / М.В. Баглай. - М.: Норма. - 2009.

2. Козлова, Е.И., Кутафин, О.Е. Конституционное право России: учебник / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. - М.: Проспект. - 2010.

3. Стрекозов, В.Г. Конституционное право России: учебник. / В.Г. Стрекозов. - М.: Юрайт. - 2011.

Дополнительная литература

1. Брежнев, О.В. Судебный конституционный контроль при досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации: проблемы и перспективы//Конституционное и муниципальное право. - 2009. - № 19.

2. Гончаров, В.В. Место и роль института Президента Российской Федерации в системе исполнительной власти в стране//Юридический мир. - 2010. - № 3.

3. Гончаров, В.В., Жилин, С.М. Особенности использования в Российской Федерации зарубежного опыта формирования и функционирования института президента//Конституционное и муниципальное право. - 2009. - № 23.

4. Зуйков, А.В. Политика в рамках права: «правила игры» для Президента//Конституционное и муниципальное право. - 2010. - № 2.

5. Зуйков, А.В. Развитие законодательства о выборах Президента РФ в 1993 - 2008 годах//Конституционное и муниципальное право. - 2008. - № 20.

6. Зуйков, А.В. Администрация Президента Российской Федерации: вчера, сегодня, завтра//Конституционное и муниципальное право. - 2009. - № 8.

7. Конджакулян, К.М. Президент в системе и структуре органов исполнительной власти (сравнительно-правовой анализ на примере России и Армении)//Конституционное и муниципальное право. - 2010. - № 5.

8. Кукушкин, Е.В., Зуйков, А.В. О конституционно-правовом смысле присяги Президента Российской Федерации//Конституционное и муниципальное право. - 2009. - № 22.

9. Марино, И. Отрешение Президента РФ от должности: разработки, концепции, позиции участников Конституционного совещания 1993 г.//Конституционное и муниципальное право. - 2010. - № 5.

10. Хайретдинов, Р.Д. Юридическая природа присяги, приносимой при вступлении в должность Президента Российской Федерации//Конституционное и муниципальное право. - 2008. - № 24.

V.Контрольные вопросы для самопроверки

1. Назовите требования, которым должно соответствовать лицо, занимающее должность Президента РФ.

2. Каково место Президента РФ в системе разделения государственной власти на ветви?

3. Можно ли говорить о существовании отдельной ветви государственной власти – президентской власти?

4. Как соотносятся конституционные функции Президента РФ и его полномочия?

5. Можно ли предусмотреть дополнительные функции Президента РФ в федеральных законах, указах Президента РФ?

6. Какими актами могут быть установлены полномочия Президента РФ? Возможно ли установление новых полномочий, не предусмотренных российским законодательством, международными актами?

7. Назовите полномочия Президента РФ, которые он реализует как гарант Конституции РФ.

8. Что понимается под «скрытыми» полномочиями Президента РФ?

9. Вправе ли Президент РФ восполнять пробелы федерального законодательства?

10. Опишите механизм взаимодействия Президента РФ с органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

11. В каких случаях Президент РФ вправе возвращать федеральные законы принятые Государственной Думой и одобренные Советом Федерации без рассмотрения? Распространяется ли это право на федеральные конституционные законы?

12. Каково назначение полномочных представителей Президента?

13. Какие органы вправе создавать Президент РФ самостоятельно?

14. Что можно отнести к социальным гарантиям деятельности Президента РФ? Имеет ли Президент РФ право на отдых, на вознаграждение за труд? Какими нормативными актами регулируются социальные гарантии Президента РФ?

15. Каковы пределы гарантии неприкосновенности Президента РФ?

16. Назовите основания ответственности Президента РФ? Каков отраслевой характер ответственности Президента РФ?

17. В какой форме Президент РФ отклоняет федеральные законы, принятые Государственной Думой и одобренные Советом Федерации; предлагает кандидатуру главы исполнительной власти субъекта РФ законодательному органу субъекта; приостанавливает действие актов органов исполнительной власти?

Тема 5.2. Федеральное Собрание Российской Федерации

I. Задания для самостоятельной работы

1. Решите задачи (устно):

Задача № 1.

Группа депутатов Государственной Думы в количестве 20 человек решила обратиться в Конституционный Суд с заявлением о неконституционности ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». По их мнению, он, предусматривая вхождение в Совет Федерации (орган представительной власти) одновременно представителей от законодательной и исполнительной власти субъектов федерации, подрывает принцип разделения власти (ст. 10 Конституции РФ). Депутаты предварительно решили обратиться за разъяснениями к юристам.

Дайте свое разъяснение по существу вопроса.

Задача № 2.

Депутат Госдумы Иванов был назначен федеральным министром и проработал в этой должности всего две недели, после чего был освобожден Президентом. Иванов вновь решил вернуться к исполнению депутатских обязанностей, однако мандатная комиссия палаты посчитала, что его депутатские полномочия досрочно прекращены, хотя палата и не успела за время пребывания Иванова в должности министра принять постановление о досрочном прекращении его полномочий.

Как бы вы разрешили этот спор?

2. В каких случаях Президент может распустить Госдуму? Вправе ли он распустить Госдуму после трехкратного отклонения ею кандидатуры Председателя Правительства РФ, если до начала третьего рассмотрения его кандидатуры Госдума выдвинет обвинение против Президента с целью отрешения его от должности?

Дайте свое мотивированное заключение по данному вопросу.

3. На одном из заседаний Совета Федерации были решены следующие вопросы:

а) назначен Генеральный прокурор России и его заместители;

б) избран Председатель Конституционного Суда РФ;

в) назначены председатель и заместитель председателя Счетной палаты;

г) избран Уполномоченный по правам человека;

д) избраны судьи ряда областных судов субъектов федерации;

е) назначены по представлению Президента РФ судьи Высшего Арбитражного Суда РФ и заместитель Председателя Верховного Суда РФ.

Соответствуют ли эти решения действующему законодательству?

4. Письменно соотнесите внутреннее устройство Федерального Собрания РФ и Верховного Совета РФ на момент упразднения последнего.

5. Письменно проведите сравнительный анализ устройства и компетенции Федерального собрания РФ и Законодательного Собрания Ростовской области.

6. Можно ли вторично официально публиковать текст закона, включая в него все изменения, которые были сделаны после его первого официального опубликования? Ответ аргументируйте.

7. Заполните таблицу:

Правовой статус Срок начала полномочий Срок окончания полномочий Правовая основа деятельности Гарантии Ответст вен ность Основания досрочного прекраще ния полномочий
Депутат Государственной Думы            
Член Совета Федерации            
Депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ            

8. Соотнесите понятия «субъект законотворчества» и «субъект законодательного процесса».

II.План семинарского занятия

1. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания как представительного и законодательного органа Российской Федерации.

2. Совет Федерации и порядок его формирования.

3. Государственная Дума, ее численность и порядок формирования.

4. Организация работы Государственной Думы.

5. Организация работы Совета Федерации.

6. Статус депутата парламента Российской Федерации. Законодательство о статусе депутата.

7. Компетенция Совета Федерации. Акты Совета Федерации.

8. Компетенция Государственной Думы. Акты Государственной Думы.

9. Законодательный процесс в Федеральном Собрании. Конституционно-правовое регулирование законодательного процесса.

10. Отношения палат Федерального Собрания с Президентом Российской Федерации в процессе принятия законов Российской Федерации.

11. Порядок принятия федеральных конституционных законов. Порядок опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания.

12. Счетная палата Российской Федерации.

(Вопросы, выносимые на занятие)
Очная форма обучения

Занятие 1.

1. Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации, его место в системе органов государственной власти.

2.Структура Федерального Собрания, состав палат.

3. Формирование Совета Федерации.

4. Внутренняя организация палат. Регламенты.

5. Руководители палат Федерального Собрания. Аппараты палат.

6. Статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы.

Занятие 2.

1. Понятие компетенции Федерального Собрания

2. Специальная компетенция Совета Федерации

3. Специальная компетенция Государственной Думы

4. Контрольные функции Федерального Собрания

5. Роспуск Государственной Думы

6. Акты палат Федерального Собрания

Занятие 3.

1. Порядок принятия федеральных законов Федеральным Собранием России.

2. Законодательный процесс. Законодательная инициатива и её субъекты.

3. Особенности рассмотрения федеральных конституционных законов.

4. Президент РФ в законодательном процессе.

5. Порядок опубликования и вступления в силу федеральных конститу­ционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания.

6. Счетная палата Российской Федерации.

III.Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию

При подготовке к семинарским занятиям по данной теме студенту необходимо внимательно изучить гл. 5 Конституции РФ.

Изучение вопросов данной темы предусматривает уяснение студентами основного правового статуса Федерального Собрания - парламента России. Статья 94 Конституции РФ определяет, что Федеральное Собрание - представительный и законодательный орган РФ.

Федеральное собрание имеет двухуровневую структуру и состоит из Государственной Думы и Совета Федерации. В рамках данной темы необходимо изучить особенности правового статуса каждой из палат Федерального Собрания Российской Федерации.

Статус депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации закреплен в ст. 98 Конституции РФ. Статус - это правовое положение, регламентирующее права и обязанности парламентариев, гарантии их деятельности.

Одной из функций государства является регулирование общественных отношений. Государство может эффективно осуществлять эту функцию, формируя систему законодательства. Для этого государство обеспечивает определенный единообразный порядок принятия законов.

Для того чтобы правильно сформировать представление о законотворческом процессе студенты должны знать понятие законодательного процесса и выявить основные действия (этапы), с помощью которых постепенно «рождается» закон.

Законодательный процесс - регламентированный правовыми нормами порядок деятельности по принятию законов, включающий ряд последовательных этапов: законодательная инициатива, рассмотрение законопроекта в нескольких чтениях и принятие закона Государственной Думой, одобрение закона Советом Федерации, подписание, обнародование закона Президентом РФ и процедура вступления закона в силу.

Особенность законодательного процесса в том, что вся деятельность осуществляется парламентом, но Конституция РФ закрепляет еще и участие Президента РФ в этом процессе.

Студенту необходимо усвоить конституционно-правовые основы законодательного процесса. Правовое регулирование законодательного процесса в большинстве стран мира осуществляется конституционными нормами. Некоторые процедурно-процессуальные действия в России регулируются федеральным законодательством и регламентами палат парламента.

Также необходимо выяснить конституционно-правовые основы участия Президента РФ в законодательном процессе, и как реализуется последняя стадия - вступление закона в силу.

IV. Рекомендуемые источники

Нормативно-правовые документы

1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст//Российская газета. – 2009. – 21 янв. № 7.

2. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: федер. закон от 18 мая 2005г. //Собр. законодательства Российской Федерации. – 2005. - №21. - Ст.1919.

3. О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: федер. закон от 5 авг. 2000 г. //Собр. законодательства Российской Федерации. – 2000. - № 32. - Ст.3336.

4. О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: федер. закон // Собр. законодательства Российской Федерации. – 1999. - №28. - Ст. 3466.

5. Регламент Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации //Собр. законодательства Российской Федерации. – 1998. - № 7. - Ст.801.

6. Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30 января 2002 г.//Собр. законодательства РФ. – 2002. - № 7. – Ст. 635.

Основная литература

1. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации. учебник / М.В. Баглай. - М.: Норма. - 2009.

2. Козлова, Е.И., Кутафин, О.Е. Конституционное право России: учебник / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. - М.: Проспект. - 2010.

3. Стрекозов, В.Г. Конституционное право России: учебник. / В.Г. Стрекозов. - М.: Юрайт. - 2011.

Дополнительная литература

1. Андриченко, Л.В., Чертков, А.Н. Взаимодействие Государственной Думы и законодательных органов субъектов Российской Федерации//Журнал российского права. - 2009. - № 2.

2. Гончаров, В.В. Проблемы и перспективы взаимодействия Федерального Собрания Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти//Административное и муниципальное право. - 2010. - № 3.

3. Королев, А.Н., Плешакова, О.В. Комментарий к Федеральному закону «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (постатейный). / А.Н. Королев, О.В. Плешаков. - М., 2008. - 174 с.

4. Прохоров К.В. О необходимости усиления подконтрольности Правительства Федеральному Собранию//Конституционное и муниципальное право. - 2010. - № 6.

V.Контрольные вопросы для самопроверки

1. Как соотносятся понятия «законодательный процесс», «законотворческий процесс» и «правотворческий процесс»?

2. Назовите и охарактеризуйте критерии разделения законодательного процесса на стадии.

3. Каково соотношение законодательного процесса и законодательных процедур?

4. Может ли закон с меньшей юридической силой определять порядок принятия закона с большей юридической силой?

5. Почему Государственная Дума не указана в ст. 104 Конституции РФ в качестве субъекта законодательной инициативы?

6. Законодательная инициатива – это право или обязанность уполномоченного субъекта?

7. В чем назначение первого, второго и третьего чтений законопроектов в Государственной Думе? Когда законопроекты рассматриваются более чем в трех чтениях?

8. Какие решения могут быть приняты по результатам рассмотрения законопроекта в первом чтении? Какие из них рассматриваются в качестве итоговых решений?

9. Какие законы, принятые Государственной Думой, должны быть обязательно рассмотрены Советом Федерации?

10. В отношении каких законов Президент РФ не пользуется правом отлагательного вето?

11. Как соотносятся обнародование и опубликование законов?

12. Что делать, если после принятия федерального закона в нем обнаружатся редакционные ошибки?

13. Охватывает ли термин «парламентарий» статус выборных лиц местного самоуправления?

14. Что представляет собой мандат парламентария?

15. Что представляет собой парламентский запрос? В чем его отличие от обращения депутата и от депутатского запроса?

16. Может ли депутат Государственной Думы быть отозванным?

17. Каковы особенности дисциплинарной ответственности по отношению к члену Совета Федерации?

Наши рекомендации