Взаимодействие следователя с компетентными органами иностранных

Государств

В компетентные органы иностранных государств следователь обращается при необходимости: а) производства следственных, иных процессуальных действий на их территории; б) получения информации в непроцессуальной форме; в) выдачи (экстрадиции) лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого; г) уведомления о задержании их граждан.

Наиболее часто обращение в такие органы вызвано необходимостью производства следственных действий на территории иностранного государства. При этом, прежде всего необходимо выяснить, имеется ли с данной страной соответствующее международное соглашение.

Международное сотрудничество России в области уголовного судопроизводства с большинством стран определяется Европейской конвенцией о взаимной правовой помощи по уголовным делам (ETS № 30), подписанной в Страсбурге 20.04.1959. В приложении к конвенции имеется перечень стран, присоединившихся к ней с указанием даты присоединения. Если страна не присоединилась к конвенции, необходимо выяснить, нет ли с ней отдельного двустороннего договора либо соглашения между правоохранительными органами обоих стран (т.н. принципа взаимности). Установить это можно это можно с помощью информационных правовых систем «Консультант плюс» и «Гарант».

Установив наличие соглашения, следует определить, есть ли необходимость в следственных действиях, которые производятся по судебному решению или с санкции прокурора. Если нет, то международный запрос направляется через Следственный комитет МВД РФ, если да – то через Генеральную прокуратуру России.

В какой именно орган иностранного государства нужно направить запрос следователь не должен определять. Он лишь готовит текст запроса и сопроводительное письмо от имени начальника следственного органа, в котором работает, на имя начальника СУ (ГСУ) при УВД (ГУВД) по области, краю. Оттуда после проверки запрос направляется в СК МВД или Генпрокуратуру. И уже там специалисты соответствующих управлений или отделов определяют соответствующее ведомство иностранного государства и готовят перевод запроса на государственный язык страны, куда он направляется.

Информация в непроцессуальной форме – удостоверяющие личность документы, характеризующий материал, сведения из криминальных учетов и др. могут быть получены по линии Интерпола. Национальное бюро Интерпола при МВД РФ относится к оперативным подразделениям ОВД. Оно имеет двухуровневую структуру – Национальное центральное бюро (НЦБ), подчиняющееся непосредственно МВД, и региональные бюро (в нормативных документах они называются филиалами НЦБ), которые подчиняются руководителю УВД (ГУВД) по субъекту федерации.

Через НЦБ информацию запрашивают только сотрудники центрального аппарата МВД, все остальные – через филиал в своем субъекте федерации. Следователь, как и оперативные сотрудники, непосредственно обратиться в филиал НЦБ не может. Таким правом наделен лишь руководитель ОВД. Поэтому для инициации запроса по линии Интерпола следователь должен направить поручение на имя соответствующего начальника ОВД.

Выдача (экстрадиция) лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, осуществляется на основании запроса следователя, передаваемого в компетентный орган иностранного государства через Генеральную прокуратуру России.

Следует иметь в виду, что выдача, как и исполнение запроса о производстве следственных действий, производится лишь при наличии международного договора с государством либо принципа взаимности Генпрокурора с соответствующим органом этой страны. Кроме того, выдача возможна, если законодательством обоих стран за совершенное деяние предусмотрена уголовная ответственность и срок наказания – лишение свободы не менее чем на один год.

Кроме того, необходимо учитывать, что практически ни одна страна не выдает своих граждан другому государству для привлечения к уголовной ответственности. Поэтому запрос о выдаче может быть направлен лишь отношении лиц, не являющихся гражданами этой страны, пребывающих на ее территории.

Непосредственно в Генеральную прокуратуру следователь обратиться не может. Он направляет свой запрос с сопроводительным письмом от имени начальника СО надзирающему прокурору, при его согласии запрос направляется прокурору области (края), и если тот поддерживает запрос, то направляет его Генеральному прокурору. Перевод запроса и определение соответствующего зарубежного компетентного органа осуществляют сотрудники управления по международным связям Генпрокуратуры.

Уведомление о задержании в порядке ст.ст.91,92 УПК РФ иностранного гражданина следователь должен направить в течение 12 часов с момента фактического задержания либо непосредственно в посольство соответствующей страны, либо в ближайшее консульство. Оно направляется без перевода, т.е. на русском языке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом осуществить свою деятельность по установлению лиц, совершивших преступления, привлечению их к уголовной ответственности, доказыванию их вины, следователь без взаимодействия с различными органами, отдельными должностными лицами, участниками расследования просто не может.

С учетом особого правого режима и комплексного характера следственной деятельности следователь вынужден одновременно осуществлять взаимодействие в разных направлениях. Причем, в каждом из них характер взаимодействия существенно различается.

Для того что бы рассмотренные нами направления взаимодействия были реализованы следователь должен хорошо ориентироваться в законодательстве и нормативных актах, устанавливающих правовое положение других субъектов взаимодействия, знать современную практику их деятельности.

Наши рекомендации