Правосознание: виды, уровни, роль в правовом регулировании.
Правосознание - совокупность взглядов, представлений, идей общества о праве, его роли в жизни людей.
Правосознание характеризует субъективное отношения людей к праву, степень знания ими содержания юридических норм, понимания необходимости активного использования прав, исполнения и соблюдения обязанностей, недопустимости совершения правонарушений.
Правосознание подразделяется на виды в зависимости от уровня осознания ценности права и его роли в общественной жизни.
Выделяется уровень массового (обыденного) правосознания, который принадлежит людям, специально не занимающимся правом и осознающим его как значимый для них фактор социальной жизни только в определенных жизненных ситуациях, как правило, при правонарушениях.
Особое значение в обществе имеет профессиональное правосознание, которым обладают специалисты в области юриспруденции (судьи, адвокаты, прокуроры, следователи, работники органов внутренних дел и др.), по роду своей работы постоянно применяющие юридические нормы.
Теоретический (научный) уровень правосознания имеют люди, занимающиеся различными направлениями научных исследований в области права.
В зависимости от того, на какой основе - эмоциональной или интеллектуальной - функционирует правосознание, выделяется его чувственный и рациональный уровни, правовая психология и правовая идеология.
В зависимости от степени общности правосознания его принято делить на индивидуальное правосознание, правосознание отдельных социальных групп, общественное правосознание.
Развитое и устойчивое правосознание общества даже в условиях социальных катаклизмов может обеспечить достаточно прочный правопорядок и тем самым уменьшить роль негативных последствий кризиса. Оно составляет необходимую базу для формированияи развития правовой культуры общества.
Правовая культура общества.
Правовая культура - качественно определенный уровень состояния правосознания общества, отдельных социальных групп и индивидов, воплощенный в практике правового регулирования, во всей многообразной деятельности гражданского общества и государства по созданию, реализации и обеспечению права.
Правовая культура соединяет в себе элементы правосознания, с одной стороны, и элементы практической юридической деятельности, воплощенной в правотворчестве, юридической технике, правоприменении, законности актов должностных лиц, организаций и граждан, неотвратимости и справедливости наказания за совершенные правонарушения, - с другой.
Правовой культурой можно считает не вообще всякое сочетание правосознания и правовой практической деятельности, а лишь такое, которое характеризует определенноекачество правовой системы данного общества. Это качество зависит от реализации в ней выработанных в историческом развитии общества прогрессивных правовых критериев.
Главным критерием правовой культуры как общества в целом, так и его отдельных субъектов является восприятие ими права как высшей ценности социальной жизни, стремление основывать свои действия, реализацию интересов только на праве и нетерпимость к любым, даже мелким правонарушениям.
К критериям правовой культуры общества можно отнести незыблемость конституционного строя, признание верховенства законов, уважение к демократическим правовым институтам, правам и свободам человека и гражданина, кодифицированность системы законодательства, строгое и неуклонное соблюдение законности и ряд других.
С точки зрения этих критериев можно характеризовать правовую культуру правотворчества, правовую культуру правоприменения или обеспечения правопорядка в стране; правовую культуру общества в целом, социальных групп и страт (например, правовую культуру должностных лиц), отдельных людей.
Состояние правовой культуры общества напрямую зависит от действующей в стране системы правового воспитания и образования, от требований к уровню правовых знаний работников государственного аппарата, от внимания со стороны общества и государства к деятельности судебной и правоохранительной системы.
79. Правовое воспитание: цели, содержание и формы.
Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность субъектов гражданского общества и государства, направленная на формирование цивилизованного уровня правовой культуры.
Правовое воспитание как целенаправленная деятельность общества и государства имеет главной целью формирование соответствующей потребностям данной социальной системы уровня правовой культуры. Без правового воспитания правовая культура общества формируется стихийно, под влиянием случайных факторов и потому не достигает необходимых для общества результатов.
Правовое воспитание как целенаправленная деятельность имеет свои объекты и субъектов. Объектами правового воспитания являются отдельные люди, социальные и профессиональные группы, в том числе государственные чиновники. Субъектами правового воспитания в обществе выступают семья, школа, различного рода специализированные государственные и общественные организации, средства массовой информации.
Содержанием правового воспитания является формирование у различных лиц системы устойчивых правовых знаний, правовых навыков, правомерной мотивации их поведения, готовности отстаивать и законными способами защищать свои права.
Формами правового воспитания являются:
системы дошкольного и школьного правового образования,
юридические курсы в средне специальных и высших учебных заведениях, заведениях по переподготовке кадров и повышению квалификации;
правовая пропаганда,
самообразование.
Специфической формой правового воспитания является деятельность специальных школ для трудных подростков, воспитательная работа, проводимая в рамках исправительных учреждений.