Понятие признаки и роль права и государства
Понятие законности правопорядка и правового государства
Законность – это основанный на праве режим государственного руководства обществом, состоящий в строгом и единообразном соблюдении норм права всеми государственными органами, физическими и юридическими лицами.
Основными принципами законности являются:
1) единство законности, т. е. однообразное правовое регулирование однородных общественных отношений на всей территории государства по отношению ко всем субъектам права;
2) всеобщность законности;
3) верховенство закона, т. е. только принятый высшим законодательным органом в установленном порядке нормативно-правовой акт обладает высшей юридической силой;
4) недопустимость противопоставления и подмены законности и целесообразности;
5) связь законности и культуры;
6) неотвратимость наказания за нарушение законности;
7) презумпция невиновности;
8) защита прав и свобод человека как приоритетная цель законности.
Правопорядок – система упорядоченных и гарантированных государством общественных правоотношений, обеспечивающих нормальное функционирование гражданского общества.
Существование правопорядка означает, что граждане и другие субъекты права беспрепятственно используют свои права и добросовестно выполняют обязанности, что нарушения запретов, если они совершаются, влекут восстановление нарушенных прав и применение к правонарушителям предусмотренных законом мер государственного принуждения. Вопросами правового государства занимались такие ученые-мыслители, как Платон, Аристотель, Цицерон, Сенека, Локк, Монтескье, Радищев, Герцен и др. Правовое государство законодательно (обычно на конституционном уровне) закрепляет права и свободы человека и гражданина, обязуясь эти права и свободы не только не нарушать, но и обеспечивать их системой юридических гарантий.
Правовое государство – форма организации политической власти, характеризующаяся верховенством закона, легитимностью власти, наличием политико-юридических механизмов, гарантирующих правовую защищенность личности, обеспечивающих беспрепятственное осуществление ее прав и свобод.
Можно выделить принципы правового государства, отличающие его от государства неправового:
1) наиболее полное обеспечение реализации прав и свобод человека и гражданина;
2) наиболее последовательное связывание с помощью права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения;
3) разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, их взаимное ограничение с помощью системы сдержек и противовесов;
4) федерализм;
5) верховенство закона;
6) взаимная ответственность государства и личности;
7) высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе;
8) наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права;
9) соответствие внутреннего законодательства государства общепризнанным нормам и принципам международного права и др.
Элементы правоотношений
Правоотношение состоит из четырех элементов:
- субъектов правоотношения;
- субъективного права;
- юридической обязанности;
- объектов правоотношения.
Субъект правоотношения
Субъект правоотношения - это человек и (или) организация, которые согласно действующим нормам права могут вступать и вступают в конкретные правоотношения.
Для этого они должны обладать двумя свойствами: правоспособностью и дееспособностью.
Поскольку правоотношения являются общественными отношениями, их субъектами нельзя считать вещи, животных и т.д. Субъектами также не могут быть лица, не обладающие правоспособностью и дееспособностью.
Правоспособность - это признанная государством способность обладать правами и обязанностями. Каждый человек (физическое лицо) получает правоспособность в момент рождения и лишается ее в момент смерти. Юридическое лицо получает правоспособность в момент государственной регистрации и лишается ее в момент завершения процесса ликвидации.
Дееспособность гражданина — способность субъекта своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и исполнять гражданские обязанности. По сути она означает способность человека нести правовую ответственность за вред, который он причинил своими действиями. В отличие от правоспособности дееспособность предполагает наличие у человека определенного уровня психической зрелости. Поэтому дееспособностью не обладают люди, которые не способны отвечать за свои действия: некоторые психически нездоровые люди (если это признано судом) и дети до определенного возраста.
Дееспособность юридических лиц возникает одновременно с правоспособностью — с момента регистрации их устава и ограничивается уставными целями и задачами, для достижения которых создано это юридическое лицо.
Дееспособность физических лиц связана с тем, что в правоотношение должны вступать участники, обладающие зрелым и здравым умом, сознающие значение своих действий. Этими свойствами не обладают дети и душевнобольные лица. Они не смогу т сами по своему усмотрению вступать в конкретные правоотношения. По общему правилу дееспособность физических лиц возникает в возрасте 18 лет, а в отдельных случаях — в более ранние сроки.
Дееспособность граждан может быть ограничена. В соответствии со ст. 30 ГК РФ «гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности...».
Правоспособность и дееспособность, взятые вместе и характеризующие лицо именно как субъект права, образуютправосубъектность. Только закон может устанавливать и признавать особое юридическое качество — правосубъектность. Ее невозможно произвольно установить, изменить или отменить. Правосубъектность не зависит от воли и желания частных лиц и организаций. Она так же, как и составляющие ее звенья — правоспособность и дееспособность, возникает, изменяется или прекращается только с помощью закона.
Субъективное право
Субъективное право - это установленные нормой права вид и мера возможного поведения.
Субъективное право включает четыре правомочия:
- определенного поведения управомоченного лица;
- требования совершения определенных действий от обязанного лица;
- принудительного осуществления обязанностей путем обращения в компетентные органы государства;
- пользования определенным социальным благом, ценностью.
Юридическая обязанность
Юридическая обязанность — это предписанные лицу и обеспеченные возможностью государственного принуждения вид и мера должного поведения, которым необходимо следовать в интересах управомоченного, т. е. носителя субъективного права.
От исполнения обязанности нельзя отказаться и нельзя быть недобросовестным при ее исполнении. Любое отклонение от обозначенной в правовой норме меры будет рассматриваться как правонарушение и влечь нежелательные правовые последствия для обязанного лица.
Юридическая обязанность, которая является обратной стороной субъективного права, включает необходимость:
- совершать определенные действия или воздерживаться от них;
- реагировать на законные требования управомоченного;
- нести юридическую ответственность за неисполнение этих требований;
- не препятствовать управомоченному пользоваться тем благом, на которое тот имеет право.
Объекты правоотношения
Объекты правоотношений - материальные и духовные блага, ради которых люди вступают в конкретные отношения: природа, предметы, произведенные человеком, деньги, ценные бумаги и др.
Объектами правоотношений могут быть результаты интеллектуальной деятельности, а также блага, связанные с жизнью и здоровьем человека (например, в уголовно-правовых отношениях).
Характеристика правоотношений будет неполной, если не назвать ту роль, которую играют в ходе их возникновения и реализации юридические факты.
Юридический факт — это конкретное жизненное обстоятельство, с которым закон связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношений. Юридические факты формулируются в гипотезах правовых норм.
Юридические факты делятся на две группы:
- события;
- действия.
События - жизненные ситуации, которые происходят независимо от воли людей (естественная смерть человека, стихийное бедствие и др.) и с наступлением которых закон в ряде случаев связывает возникновение правоотношений (наследование, выплата страховых сумм и т. д.).
Действия - жизненные обстоятельства, наступление которых зависит от воли и сознания людей как будущих участников возникающих правоотношений.
Сточки зрения законности все юридические действия людей подразделяются на:
- правомерные;
- неправомерные.
В свою очередь, правомерные действия делятся наюридические акты, которые специально совершаются людьми в целях вступления их в определенные правоотношения (например, заключение брака, подача искового заявления в суд), июридические поступки,которые специально не направлены на возникновение, изменение или прекращение правоотношений, однако влекут по закону определенные правовые последствия (например, гражданин написал письмо в газету в целях решения экологической проблемы района, после публикации письма у гражданина появляется право авторства на эту публикацию, хотя такой цели при написании письма он не преследован).
Неправомерные действия — это правонарушения (в том числе уголовные преступления), неисполнение договорного или иного обязательства, совершение недействительной сделки, причинение вреда. Закон связывает с неправомерными действиями наступление неблагоприятных юридических последствий.
Неправомерные действия как юридические факты можно подразделить напреступления (как наиболее опасные деяния) ипроступки (дисциплинарные, административные и гражданско-правовые).
Уголовная ответственность
Куголовной ответственности привлекаются лица, обвиняемые в преступлениях. Преступлениями называются общественно опасные виновные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом РФ и соответствующими законами. Определение преступления дано в ст. 14 УК РФ. За преступления применяются наказания — наиболее строгие меры государственного принуждения, существенно ограничивающие правовой статус лица, признанного виновным в совершении преступления (лишение либо ограничение свободы, длительные сроки исправительных работ или лишение определенных специальных прав, крупные штрафы и др.). Уголовное наказание применяется не только за совершение преступления, но и за покушение, приготовление, соучастие.
Признать виновным в совершении преступления и назначить наказание может только суд в установленной для этого процессуальной форме (см. Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ)). Отбывание наказания регулируется специальным (уголовно-исполнительным) законодательством. После отбытия наказания улица, осужденного за преступление, длительное время (в зависимости от тяжести преступления) сохраняется судимость.
Дисциплинарная ответственность
Дисциплинарная ответственность применяется за нарушение трудовой, служебной, учебной, воинской дисциплины. За совершение дисциплинарного проступка, т. с. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
- замечание;
- выговор;
- увольнение по соответствующим основаниям.
Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания.
Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине (ст. 192 Трудового кодекса РФ (ТК РФ)).
Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (ст. 193 ТК РФ).
А. Личные права и свободы.
Личные права и свободы, наиболее значимые для человека, принадлежат каждому человеку от рождения; они неотъемлемы, т.е. государство не может их отменить; они определяют соотношение личной свободы и государственной власти; их назначение состоит в том, чтобы гарантировать человеческую жизнь, обеспечить безопасность, свободу, неприкосновенность личности, индивидуальную автономию, защитить человека от произвола со стороны государства, других лиц.
Право на жизнь.В соответствии с ч.1 ст.20 Конституции РФ «каждый имеет право на жизнь». Право на жизнь - это естественное, самое важное для человека право, без обеспечения которого все другие права теряют смысл. Ответственность за обеспечение и защиту этого права несет, в первую очередь, государство. Именно оно обязано бороться с преступностью, с терроризмом, развивать систему социальных служб, обеспечить надлежащий уровень медицинских услуг, охранять окружающую среду.
Несмотря на высшую и абсолютную ценность такого права, как право на жизнь, Конституция, федеральные законы, международные договоры РФ предусматривают основания и способы правомерного лишения человека жизни: смертная казнь, применение оружия сотрудниками правоохранительных органов и др.
Согласно ч.2 ст.20 Конституции РФ «смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей». Смертная казнь как мера наказания предусмотрена ч.2 ст.105 «Убийство», ст.277 «Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля», ст.295 «Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование», ст.317 «Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа», ст.357 «Геноцид» Уголовного кодекса РФ.
В соответствии с ч.2 ст.59 Уголовного кодекса РФ смертная казнь не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора 65-летнего возраста.
В 1996 г., в связи с вступлением в Совет Европы, в России был введен мораторий на исполнение смертных приговоров1.
Эвтаназия в России запрещена. Согласно ст.45 Закона РФ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. медицинскому персоналу запрещается осуществление эвтаназии, т.е. удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни. Лицо, которое сознательно побуждает больного к эвтаназии и (или) осуществляет эвтаназию, несет уголовную ответственность в соответствии с законодательством России.
Право на охрану достоинства личности.Часть 1 ст.21 Конституции РФ устанавливает: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления».
В соответствии с ч.2 ст.21 Конституции РФ «никто не должен подвергаться пыткам, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам».
Согласно Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. определение «пытка» означает любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия. 1 В это определение не включается боль или страдания, которые возникают лишь в результате законных санкций, неотделимы от этих санкций или вызываются ими случайно.
Право на свободу и личную неприкосновенность.Часть 1 ст.22 гласит: «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность». Это право относится к числу наиболее важных, основных прав человека, неотчуждаемых и принадлежащих каждому от рождения.
Право человека на свободу и личную неприкосновенность включает:
- право не подвергаться ограничениям, которые связаны с применением таких принудительных мер, как задержание, арест, заключение под стражу или лишение свободы во всех иных формах, без предусмотренных законом оснований, т.е. человек не может быть лишен свободы и заключен под стражу по произволу власти;
- физическую (телесную) неприкосновенность;
- психическую неприкосновенность.
Возможность ограничения права на свободу и личную неприкосновенность предусмотрена как Конституцией РФ, так и федеральными законами и международными договорами РФ. Согласно ч.2 ст.22 Конституции РФ арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению.
Задержание подозреваемого – это мера процессуального принуждения, связанная с краткосрочным содержанием такого лица под стражей, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления.
Орган дознания, дознаватель, следователь или прокурор вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:
1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.
При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу (ст.91 УПК РФ).
Судебный порядок применения меры пресечения в виде заключения под стражу был введен в действие с 1 июля 2002 г.
Согласно ст.108 Уголовно-процессуального кодекса РФ заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 2 лет при невозможности применения иной, более мягкой меры пресечения. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 2 лет, при наличии одного из следующих обстоятельств:
1) подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории России;
2) его личность не установлена;
3) им нарушена ранее избранная мера пресечения;
4) он скрылся от органов предварительного расследования или от суда1.
Право на неприкосновенность частной жизни.Право на неприкосновенность частной жизни закреплено ст.23 Конституции РФ. Оно предполагает:
- право строить свою жизнь в семье, в общении с друзьями и другими лицами таким образом, как желает сам человек;
- право на личную и семейную тайну (предметом личной и семейной тайны могут быть сведения о фактах биографии лица, о состоянии его здоровья, об имущественном положении, об отношениях в семье);
- возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного характера;
- право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений;
- свободу от вмешательства в частную жизнь.
Право на неприкосновенность частной жизни может быть ограничено. Например, согласно ст.186 УПК РФ при наличии достаточных оснований полагать, что телефонные и иные переговоры подозреваемого, обвиняемого и других лиц могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела, их контроль и запись допускаются при производстве по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях только на основании судебного решения. При наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников, близких лиц контроль и запись телефонных и иных переговоров допускаются по письменному заявлению указанных лиц, а при отсутствии такого заявления - на основании судебного решения.
Статья 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. устанавливает, что проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, допускается на основании судебного решения и при наличии информации:
1. О признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно.
2. О лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно.
3. О событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России.
В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение указанных оперативно-розыскных мероприятий с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.
Право на защиту своей чести и доброго имени.Право на защиту своей чести и доброго имени (ч.1 ст.23) предполагает, что каждый имеет право на судебную защиту от порочащих его сведений и возмещение морального ущерба.
Статья 152 Гражданского кодекса РФ, в том числе, предусматривает, что гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.
Уголовный кодекс РФ предусматривает наказание за клевету (ст.129) и оскорбление (ст.130).
Право на неприкосновенность жилища.Согласно ст.25 «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе, как в случаях, установленными законом, или на основании судебного решения».
Под жилищем следует понимать помещение, предназначенное для постоянного или временного проживания или пребывания людей. Неприкосновенность жилища представляет собой одну из основных гарантий предусмотренного ч.1 ст.23 Конституции РФ права на неприкосновенность частной жизни.
В соответствии с п.18 ст.11 Закона РФ «О милиции» сотрудники милиции имеют право входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках.
Правом беспрепятственного проникновения в жилище обладают в случае пожара сотрудники Государственной противопожарной службы1.
Право определять и указывать свою национальную принадлежность.Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности (ч.1 ст.26).
Определение национальной принадлежности не влечет каких-либо правовых последствий, так как Конституция РФ (ст.19) гарантирует равенство прав и свобод независимо от национальности.
Право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч.2 ст.26).
Закон РФ «О языках народов России» от 25 октября 1991 г. гарантирует: 1) всем ее народам независимо от их численности равные права на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения (ч.2 ст.2); 2) каждому право на использование родного языка, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества независимо от его происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии и места проживания (ч.3 ст.2); 3) гражданам России осуществление основных политических, экономических, социальных и культурных прав вне зависимости от их знания какого-либо языка (ч.1 ст.5). 2
Равноправие языков народов России охраняется законом. Никто не вправе устанавливать ограничения или привилегии при использовании того или иного языка, за исключением случаев, предусмотренных законодательством России (ч.4 ст.2).
Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Каждый, кто законно находится на территории России, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ч.1 ст.27 Конституции РФ).
Каждый может свободно выезжать за пределы России. Гражданин России имеет право беспрепятственно возвращаться в Россию (ч.2 ст.27).
Право на свободу передвижения по территории РФ регулируется Законом РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ»1
В соответствии со ст.3 Закона в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом существует регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах России.
Граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов России и их законодательством.
Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ утверждены Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. №7132.
Право граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах России в соответствии с законами России может быть ограничено:
- в пограничной полосе3;
- в закрытых военных городках и административно-территориальных образованиях4;
- в зонах экологического бедствия5;
- на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности6;
- на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение7.
Порядок выезда из РФ и въезда в РФ регулируется Федеральным законом «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» от 15 августа1996 г.2
Выезд из России и въезд в Россию граждане России осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина России за пределами территории России.
Иностранные граждане или лица без гражданства обязаны при въезде в Россию и выезде из России предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве, и визу, если иное не предусмотрено международным договором России (ст.6 Закона).
Основными документами, удостоверяющими личность гражданина России, по которым граждане России осуществляют выезд из России и въезд в Россию, признаются: паспорт; дипломатический паспорт; служебный паспорт; паспорт моряка (удостоверение личности моряка) (ст.7 Закона).
Согласно ст.15 Закона право гражданина России на выезд из России может быть временно ограничено в случаях, если он:
1) при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с законом России о государственной тайне, заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из России, при условии, что срок ограничения не может превышать 5 лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, - до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с Федеральным законом «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ».
2) в соответствии с законодательством России призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу - до окончания военной службы или альтернативной гражданской службы;
3) задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в качестве обвиняемого, - до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;
4) по иным основаниям, прямо указанным в законах.
Статья 27 Закона устанавливает, что въезд в Россию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если:
1) это необходимо в целях обеспечения обороноспособности или безопасности государства, либо общественного порядка, либо защиты здоровья населения;
2) в период своего предыдущего пребывания в России иностранный гражданин или лицо без гражданства подвергались административному выдворению за пределы России либо депортировались, - в течение 5 лет со дня административного выдворения за пределы России или депортации;
3) иностранный гражданин или лицо без гражданства имеют непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории России либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;
4) иностранный гражданин или лицо без гражданства не представили документы, необходимые для получения визы в соответствии с законодательством России, - до их представления;
5) иностранный гражданин или лицо без гражданства не представили полис медицинского страхования, действительный на территории России, - до его представления, за исключением (на основе взаимности) сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, сотрудников международных организаций, членов семей указанных лиц и других категорий иностранных граждан;
6) при обращении за визой либо в пункте пропуска через Государственную границу России иностранный гражданин или лицо без гражданства не смогли подтвердить наличие средств для проживания на территории России и последующего выезда из России или предъявить гарантии предоставления таких средств в соответствии с порядком, установленным Правительством России;
7) в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в России.
Свобода совести и вероисповедания.Согласно ст.28 Конституции РФ в России гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Свобода совести и вероисповедания включает:
- право свободно выбирать, менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения;
- право свободно определять свое отношение к религии;
- право исповедовать любое религиозное вероучение;
- право иметь атеистические убеждения;
- право действовать в соответствии со своими убеждениями;
- право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими;
- свободу создания религиозных объединений и свободу их деятельности.
Содержание данного права конкретизируется Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях».1
Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии (ст.5 Закона).
Религиозным объединением в России признается добровольное объединение граждан России, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории России, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками.
Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.
Создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается.
Свобода мысли и слова.В соответствии с ч.1 с.29 Конституции РФ каждому гарантируется свобода мысли и слова.
Свобода мысли – это естественное прирожденное свойство человека, связанное с определением им своего отношения к явлениям и событиям окружающего мира, со свободным формированием собственных убеждений относительно всего происходящего. Свобода мысли означает невмешательство государства в процесс формирования собственных мнений и убеждений человека, недопущение какого-либо идеологического диктата.
Свобода слова– это гарантированная государством возможность беспрепятственно выражать свое мнение и убеждения по самым различным вопросам общественной и государственной жизни.
Свобода слова может быть ограничена. В соответствии с ч.2 ст.29 «не допускаются пропаганда или агитаци