Механизм рассмотрения индивидуальных жалоб
После принятия Устава ООН широко распространилась практика предоставления индивиду права на прямой контакт с судебными и несудебными международными органами. Получая самостоятельный статус во взаимоотношениях с международными органами, индивид имеет возможность независимо от государства защищать свои права. Такой доступ, предусмотренный как универсальными, так и региональными международными соглашениями, стал одним из основных принципов современного международного права. Это не означает, как полагают некоторые юристы-международники, легализацию вмешательства во внутренние дела государства2, а свидетельствует о серьезных изменениях в природе международного права.
Права индивида на обращение в международные несудеб-пыс органы было предусмотрено еще в рамках установленных Лигой Наций мандатной системы и системы защиты этнических,
1 См.: К(1г^(1х1Мп V'.А. А Соттоп СИоЬа! Ноте / Ншпап К.1(цЫх Ь)г 1Ьс СепЫгу, Роипс1а(:шп (Ъг Ксхроп.мЫс Норе; А 1)5 — Ро*>1 5оУ1е1 Ош1о}*ис. N V., 1993. Р. 223-227; Сплх В., КнгЬьМш V. Соа1я 1ог а 51гопясг IIшЫ МаЫопх / 1Ьк1. Р. 228-233.
2 См.: Черпичспко С.В. Личность и международное право. С. 90 — 91.
Главп XV Контрольные функции ООН
религиозных и языковых меньшинств1. Однако только после второй мировой войны это право получает реальное воплощение и широкое признание со стороны мирового сообщества.
Первоначально большинство государств — членов ООП негативно относились к индивидуальным жалобам, поступающим в эту Организацию. В 1959 г. ЭКОСОС в резолюции 728 (XXVIII) в очередной раз одобрил заявление Комиссии по правам человека о том, что она не имеет полномочии предпринимать какие-либо действия в отношении жалоб, касающихся прав человека.
В 1965 г. Специальный комитет по вопросам о предоставлении независимости колониальным странам и народам обратил внимание Комиссии но правам человека на полученные им многочисленные петиции, свидетельствующие о грубых нарушениях нрав человека в южной части Африки. В связи с этим Комиссия по правам человека решила ежегодно рассматривать "вопрос о нарушении прав человека и основных свобод, включая политику расовой дискриминации и сегрегации и политику апартеида во всех странах, особенно в колониальных и других зависимых странах и территориях" (резолюция 8 (XXIII)). ЭКОСОС одобрил это решение Комиссии и в резолюции 1235 (ХЫ1) от 6 июня 1967 г. уполномочил се, а также Подкомиссию по предупреждению дискриминации и защите меньшинств изучать информацию, содержащуюся в сообщениях частных лиц, "относительно грубых нарушений прав человека и основных свобод, нашедших выражение в политике апартеида, проводимой в Южно-Африканской Республике и на территории Юго-Западной Африки, за которую Организация Объединенных Наций несет прямую ответственность и которая в настоящее время незаконно оккупирована правительством Южно-Африканской Республики, а также в политике расовой дискриминации, практикуемой особенно в Южной Родезии...". ЭКОСОС поручил Комиссии по правам человека после тщательного изучения вышеупомянутой информации представить ему доклады с рекомендациями.
Резолюция 1235 (ХЫ1) не установила процедуру и механизм рассмотрения индивидуальных жалоб. Решающий шаг в этом направлении был сделай решением ЭКОСОС, который
1 См. 51<те С. ЫсгпаЬопа! Сиагатйсек о{ Мнюп1у К^Ых. Ь , 1932. Р. 273-280.
§ 3 Мсхашмм рассмотрения индивидуальных жалоб
27 мая 1970 г. по рекомендации Комиссии по правам человека принял резолюцию 1503 (ХЬУШ) по вопросу о процедуре рассмотрения сообщений, касающихся нарушений прав человека и основных свобод. Согласно этой резолюции Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств назначает рабочую группу из пяти своих членов, которая раз в год в течение двух недель непосредственно перед сессией Подкомиссии рассматривает и доводит до ее сведения все сообщения, свидетельствующие о грубых и массовых нарушениях прав человека и основных свобод, наряду с ответами, получаемыми от соответствующих государств. Подкомиссия, обсудив доклад рабочей группы, может обратить внимание Комиссии по правам человека на ту или иную конкретную ситуацию, существующую в определенной стране. Комиссия, в свою очередь, может после соответствующего анализа положения дел представить ЭКОСОС доклад со своими выводами и рекомендациями. В качестве альтернативы она может учредить рабочую группу экспертов или назначить своего представителя для посещения того или иного государства с согласия последнего и проведения переговоров с правительством. Выводы н предложения экспертов затем обсуждаются Комиссией.
Вся эта процедура является конфиденциальной до тех пор, пОка Комиссия не примет решения. Начиная с 1987 г. председатель Комиссии официально объявляет, ситуация в каких странах обсуждается на основании процедуры, предусмотренной в резолюции 1503 (ХЬУШ).
В свою очередь ЭКОСОС принимает решение опубликовать материалы, относящиеся к нарушениям прав и свобод человека в конкретных странах'.
Все это оказывает определенное политическое воздействие на государство.
Процедура, предусмотренная резолюцией 1503 (ХЬУШ), вводилась в 1970 г. как временная, до введения в действие Факультативного протокола к Пакту о гражданских и политических правах. Протокол вступил в силу еще в марте 1976 г., однако многие государства — члены ООН не являются его участниками, и потому эта процедура будет, вероятно, действовать, пока подавляющее большинство государств не присоединится
См : Ош1сс1 Ыа1юп$ Ас1юпя ш Ыю Рю1с1 о1 Ншшш КщЬ1х. Р. 320 — 321.
512 Главм XV. Контрольные функции ООН
к Факультативному протоколу. Сейчас же индивидуальные жалобы рассматриваются многими конвенционными органами.
Наряду с Комитетом по нравам человека созданы и действуют контрольные органы, учрежденные в соответствии с такими международными соглашениями, как Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Функции этих органов по рассмотрению жалоб отдельных лиц во многом аналогичны полномочиям Комитета по правам человека.
В литературе по международному нраву высказываются различные мнения об эффективности работы контрольных органов по рассмотрению жалоб отдельных лиц. Некоторые авторы отрицают их полезную роль1, другие подчеркивают их несомненную эффективность в системе заищты прав человека2.
Совершенно очевидно, что в современных межгосударственных отношениях значимость индивидуальных сообщений резко возрастет.
Контрольные органы, рассматривая индивидуальные жалобы, высказывают свое мнение относительно соответствия национальных законов п юридической практики, действий или бездействия государственных органов международным соглашениям. Нередко, следуя рекомендациям контрольных органов, соответствующие государства возмещают нанесенный жертве ущерб, освобождают заключенных и т. д. При этом следует иметь в виду, что рекомендации, вынесенные но индивидуальным жалобам, имеют всеобщий характер и обычно распространяются па все аналогичные случаи. Такой результат достигается, когда государства корректируют свое законодательство и приводят его в соответствие с международными соглашениями.
Рассмотрение индивидуальных жалоб может быть эффективным даже в случаях массовых и систематических нарушений тех или иных прав и свобод человека. Рассматривая такие сообщения, контрольные органы вправе рекомендовать ООН
' См., например. Мапов Б.Г. ООН п содействие осуществлению соглашении
о правах человека. М , 1986. С. 71—73
1 См.. 51кю} М. 1п1сгпа(лопа1 Ьаш. СатЬпс^с, 1986. Р. 190-191.
§ 3. Механизм рассмотрения индивидуальных жалоб
применить процедуры, действующие в рамках Комиссии ООН по правам человека н ЭКОСОС.
Наряду с системой ООН механизм обсуждения индивидуальных жалоб функционирует и в ряде региональных организаций. Наиболее эффективной является европейская система защиты прав человека. Созданный на основе Европейской конвенции о защите прав человека н основных свобод Европейский суд по правам человека — уникальное явление в международных связях. Судебное решение, принятое органом, состоящим из независимых и беспристрастных судей, гарантирует объективное разбирательство дела. Такая объективность не всегда присуща членам различных конвенционных комитетов, многие из которых избираются из числа дипломатов и государственных деятелей н зачастую выражают интересы определенных политических сил.
Особенно важными являются различия в правовых послед-I ствиях решений, выносимых судебными и несудебпымн органа-|мн, а также в порядке рассмотрения индивидуальных жалоб.
Комитет по правам человека, как и другие органы, учрсж-I денные на основании международных конвенций в области прав [человека, рассматривают и изучают в основном письменную ин-|формацию, а их решения носят исключительно рекомепдатель-[ный характер.
В судебном органе состязательный процесс включает уст-!нос и письменное судопроизводство, слушание является пуб-[личным, в нем выступают не только истец и ответчик, но и сви-(детсли, эксперты и другие лица, чьи показания могут быть по-1лезны для установления обстоятельства дела. Вынесенное Ев-шопейским судом решение (и это очень важно) носит обяза-ительный характер, является окончательным и обжалованию не {подлежит.
В процессе применяются нормы международного права. 1сполняется же решение государством в соответствии со сво-ш правом, нормы которого трансформированы или совпадают международно-правовыми обязательствами. Если лее между-[иародные нормы, содержащиеся в договоре, на основании которого вынесено судебное решение, не трансформированы, то, вы-Елолияя решение суда, государство обязано включить их в свое ^законодательство или признать приоритет международных йюрм.
Глава XVI Региональное сотрудничество государств
Более того, прецедентное право Европейского суда оказывает положительное воздействие на судебную практику государств и способствует соблюдению основных нрав и свобод человека. На наш взгляд, в будущей Хартии прав человека для XXI в. следует предусмотреть создание единого судебного органа, решения которого будут обязательными не только для европейских государств.
Глава XVI
Региональное сотрудничество государств в области прав человека