Механизм рассмотрения индивидуальных жалоб

После принятия Устава ООН широко распространилась практика предоставления индивиду права на прямой контакт с судебными и несудебными международными органами. По­лучая самостоятельный статус во взаимоотношениях с между­народными органами, индивид имеет возможность независимо от государства защищать свои права. Такой доступ, предус­мотренный как универсальными, так и региональными между­народными соглашениями, стал одним из основных принци­пов современного международного права. Это не означает, как полагают некоторые юристы-международники, легализацию вмешательства во внутренние дела государства2, а свидетель­ствует о серьезных изменениях в природе международного права.

Права индивида на обращение в международные несудеб-пыс органы было предусмотрено еще в рамках установленных Лигой Наций мандатной системы и системы защиты этнических,

1 См.: К(1г^(1х1Мп V'.А. А Соттоп СИоЬа! Ноте / Ншпап К.1(цЫх Ь)г 1Ьс СепЫгу, Роипс1а(:шп (Ъг Ксхроп.мЫс Норе; А 1)5 — Ро*>1 5оУ1е1 Ош1о}*ис. N V., 1993. Р. 223-227; Сплх В., КнгЬьМш V. Соа1я 1ог а 51гопясг IIшЫ МаЫопх / 1Ьк1. Р. 228-233.

2 См.: Черпичспко С.В. Личность и международное право. С. 90 — 91.



Главп XV Контрольные функции ООН



религиозных и языковых меньшинств1. Однако только после второй мировой войны это право получает реальное воплоще­ние и широкое признание со стороны мирового сообщества.

Первоначально большинство государств — членов ООП негативно относились к индивидуальным жалобам, поступающим в эту Организацию. В 1959 г. ЭКОСОС в резолюции 728 (XXVIII) в очередной раз одобрил заявление Комиссии по правам человека о том, что она не имеет полномочии предпри­нимать какие-либо действия в отношении жалоб, касающихся прав человека.

В 1965 г. Специальный комитет по вопросам о предостав­лении независимости колониальным странам и народам обра­тил внимание Комиссии но правам человека на полученные им многочисленные петиции, свидетельствующие о грубых нару­шениях нрав человека в южной части Африки. В связи с этим Комиссия по правам человека решила ежегодно рассматривать "вопрос о нарушении прав человека и основных свобод, вклю­чая политику расовой дискриминации и сегрегации и политику апартеида во всех странах, особенно в колониальных и других зависимых странах и территориях" (резолюция 8 (XXIII)). ЭКОСОС одобрил это решение Комиссии и в резолюции 1235 (ХЫ1) от 6 июня 1967 г. уполномочил се, а также Подкомис­сию по предупреждению дискриминации и защите меньшинств изучать информацию, содержащуюся в сообщениях частных лиц, "относительно грубых нарушений прав человека и основных свобод, нашедших выражение в политике апартеида, проводи­мой в Южно-Африканской Республике и на территории Юго-Западной Африки, за которую Организация Объединенных Наций несет прямую ответственность и которая в настоящее время незаконно оккупирована правительством Южно-Афри­канской Республики, а также в политике расовой дискримина­ции, практикуемой особенно в Южной Родезии...". ЭКОСОС поручил Комиссии по правам человека после тщательного изу­чения вышеупомянутой информации представить ему доклады с рекомендациями.

Резолюция 1235 (ХЫ1) не установила процедуру и меха­низм рассмотрения индивидуальных жалоб. Решающий шаг в этом направлении был сделай решением ЭКОСОС, который

1 См. 51<те С. ЫсгпаЬопа! Сиагатйсек о{ Мнюп1у К^Ых. Ь , 1932. Р. 273-280.



§ 3 Мсхашмм рассмотрения индивидуальных жалоб



27 мая 1970 г. по рекомендации Комиссии по правам человека принял резолюцию 1503 (ХЬУШ) по вопросу о процедуре рас­смотрения сообщений, касающихся нарушений прав человека и основных свобод. Согласно этой резолюции Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств назна­чает рабочую группу из пяти своих членов, которая раз в год в течение двух недель непосредственно перед сессией Подкомис­сии рассматривает и доводит до ее сведения все сообщения, свидетельствующие о грубых и массовых нарушениях прав человека и основных свобод, наряду с ответами, получаемыми от соответствующих государств. Подкомиссия, обсудив доклад рабочей группы, может обратить внимание Комиссии по пра­вам человека на ту или иную конкретную ситуацию, существу­ющую в определенной стране. Комиссия, в свою очередь, может после соответствующего анализа положения дел представить ЭКОСОС доклад со своими выводами и рекомендациями. В ка­честве альтернативы она может учредить рабочую группу экс­пертов или назначить своего представителя для посещения того или иного государства с согласия последнего и проведения пе­реговоров с правительством. Выводы н предложения экспер­тов затем обсуждаются Комиссией.

Вся эта процедура является конфиденциальной до тех пор, пОка Комиссия не примет решения. Начиная с 1987 г. предсе­датель Комиссии официально объявляет, ситуация в каких стра­нах обсуждается на основании процедуры, предусмотренной в резолюции 1503 (ХЬУШ).

В свою очередь ЭКОСОС принимает решение опублико­вать материалы, относящиеся к нарушениям прав и свобод че­ловека в конкретных странах'.

Все это оказывает определенное политическое воздействие на государство.

Процедура, предусмотренная резолюцией 1503 (ХЬУШ), вводилась в 1970 г. как временная, до введения в действие Фа­культативного протокола к Пакту о гражданских и политичес­ких правах. Протокол вступил в силу еще в марте 1976 г., од­нако многие государства — члены ООН не являются его учас­тниками, и потому эта процедура будет, вероятно, действовать, пока подавляющее большинство государств не присоединится

См : Ош1сс1 Ыа1юп$ Ас1юпя ш Ыю Рю1с1 о1 Ншшш КщЬ1х. Р. 320 — 321.

512 Главм XV. Контрольные функции ООН

к Факультативному протоколу. Сейчас же индивидуальные жалобы рассматриваются многими конвенционными органами.

Наряду с Комитетом по нравам человека созданы и дей­ствуют контрольные органы, учрежденные в соответствии с та­кими международными соглашениями, как Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Функции этих органов по рассмотрению жалоб отдельных лиц во многом аналогичны полномочиям Комитета по правам чело­века.

В литературе по международному нраву высказываются различные мнения об эффективности работы контрольных ор­ганов по рассмотрению жалоб отдельных лиц. Некоторые ав­торы отрицают их полезную роль1, другие подчеркивают их несомненную эффективность в системе заищты прав человека2.

Совершенно очевидно, что в современных межгосударствен­ных отношениях значимость индивидуальных сообщений рез­ко возрастет.

Контрольные органы, рассматривая индивидуальные жа­лобы, высказывают свое мнение относительно соответствия на­циональных законов п юридической практики, действий или бездействия государственных органов международным согла­шениям. Нередко, следуя рекомендациям контрольных орга­нов, соответствующие государства возмещают нанесенный жертве ущерб, освобождают заключенных и т. д. При этом следует иметь в виду, что рекомендации, вынесенные но индивидуаль­ным жалобам, имеют всеобщий характер и обычно распростра­няются па все аналогичные случаи. Такой результат достигает­ся, когда государства корректируют свое законодательство и приводят его в соответствие с международными соглашения­ми.

Рассмотрение индивидуальных жалоб может быть эффек­тивным даже в случаях массовых и систематических наруше­ний тех или иных прав и свобод человека. Рассматривая такие сообщения, контрольные органы вправе рекомендовать ООН

' См., например. Мапов Б.Г. ООН п содействие осуществлению соглашении

о правах человека. М , 1986. С. 71—73

1 См.. 51кю} М. 1п1сгпа(лопа1 Ьаш. СатЬпс^с, 1986. Р. 190-191.



§ 3. Механизм рассмотрения индивидуальных жалоб



применить процедуры, действующие в рамках Комиссии ООН по правам человека н ЭКОСОС.

Наряду с системой ООН механизм обсуждения индивиду­альных жалоб функционирует и в ряде региональных органи­заций. Наиболее эффективной является европейская система защиты прав человека. Созданный на основе Европейской кон­венции о защите прав человека н основных свобод Европейс­кий суд по правам человека — уникальное явление в между­народных связях. Судебное решение, принятое органом, состо­ящим из независимых и беспристрастных судей, гарантирует объективное разбирательство дела. Такая объективность не все­гда присуща членам различных конвенционных комитетов, мно­гие из которых избираются из числа дипломатов и государ­ственных деятелей н зачастую выражают интересы определен­ных политических сил.

Особенно важными являются различия в правовых послед-I ствиях решений, выносимых судебными и несудебпымн органа-|мн, а также в порядке рассмотрения индивидуальных жалоб.

Комитет по правам человека, как и другие органы, учрсж-I денные на основании международных конвенций в области прав [человека, рассматривают и изучают в основном письменную ин-|формацию, а их решения носят исключительно рекомепдатель-[ный характер.

В судебном органе состязательный процесс включает уст-!нос и письменное судопроизводство, слушание является пуб-[личным, в нем выступают не только истец и ответчик, но и сви-(детсли, эксперты и другие лица, чьи показания могут быть по-1лезны для установления обстоятельства дела. Вынесенное Ев-шопейским судом решение (и это очень важно) носит обяза-ительный характер, является окончательным и обжалованию не {подлежит.

В процессе применяются нормы международного права. 1сполняется же решение государством в соответствии со сво-ш правом, нормы которого трансформированы или совпадают международно-правовыми обязательствами. Если лее между-[иародные нормы, содержащиеся в договоре, на основании кото­рого вынесено судебное решение, не трансформированы, то, вы-Елолияя решение суда, государство обязано включить их в свое ^законодательство или признать приоритет международных йюрм.



Глава XVI Региональное сотрудничество государств



Более того, прецедентное право Европейского суда оказы­вает положительное воздействие на судебную практику госу­дарств и способствует соблюдению основных нрав и свобод человека. На наш взгляд, в будущей Хартии прав человека для XXI в. следует предусмотреть создание единого судебного орга­на, решения которого будут обязательными не только для евро­пейских государств.

Глава XVI

Региональное сотрудничество государств в области прав человека

Наши рекомендации