Двойное гражданство, многогражданство и безгражданство

Двойное (множественное) гражданство — это особый статус, связанный с пребыванием лица одновременно в граж­данстве двух (нескольких) государств. Подобное правовое по­ложение возникает, когда существуют противоречия между по­ложениями законов тех стран, на гражданство которых может претендовать данное лицо. Можно выделить несколько наибо­лее типичных ситуаций, определяющих возникновение двойно­го (множественного) гражданства.

Натурализация без утраты предшествующего граждан­ства. Данная ситуация складывается, когда приобретение но­вого гражданства допускает возможность сохранения прежне­го, а также в тех случаях, когда лицо не выполнило необходи­мые требования, связанные с выходом из прежнего граждан­ства, до получения нового.

В одних странах сам факт натурализации влечет утрату гражданства (США). В других это происходит только в слу­чае добровольного приобретения гражданства (Канада, Фин­ляндия, Боливия). Вместе с тем лицо рассматривается как граж­данин страны, если иностранное гражданство было ему предо­ставлено не по его просьбе, а в соответствии с законом страны в силу рождения, происхождения, территориальных изменений и т. д. В третьих странах для утраты гражданства необходимо оформить выход из него (Турция, Швейцария).

По-разному регламентируется и натурализация иностран­цев. В ряде стран они приобретают ее только после выхода из прежнего гражданства (Германия, Индия). В других странах допускаются отдельные исключения. Так, министр юстиции Японии в особых случаях может разрешить натурализацию иностранцев, не требуя отказа от гражданства государственной принадлежности. В Бангладеш исключения распространяются на тех иностранцев, которые вкладывают инвестиции в широ­комасштабные проекты на территории данной страны1. В дру­гих странах (Франция) выход из прежнего гражданства не рассматривается в качестве условия для натурализации. В на­стоящее время при приеме в российское гражданство также не

МаЬопаЫу апс! 1п(сгпаЫопа1 Ьа\у ш Амап РсгхрссНус. Р. 21—22.

§ 3. Двойное гражданство, мпогогражданство и бсзграждапство 119

требуется обязательного отказа от иностранного гражданства, хотя прежняя редакция ст. 3 Закона о гражданстве подобное условие содержала.

Автоматическое предоставление гражданства супруге-иностранке в связи с заключением брака с гражданином стра­ны. Подобные положения можно встретить в законодательстве о гражданстве ряда стран Азии, Африки, Латинской Америки. В одних случаях гражданство мужа предоставляется безуслов­но (Ливан, Саудовская Аравия). В других допускается отказ от гражданства мужа, если национальный закон страны госу­дарственной принадлежности супруги позволяет сохранять пре­жнее гражданство (Доминиканская Республика, Камерун, Бе­нин). В третьих в течение определенного срока после приобре­тения гражданства мужа можно сохранить прежнее граждан­ство (6 месяцев — Южная Корея). Таким образом, двойное гражданство возникает при заключении брака лицами, являю­щимися гражданами различных государств, в тех случаях, ког­да получение гражданства супруга не обусловлено требовани­ем утраты прежнего гражданства, а национальное законодатель­ство супруги не рассматривает заключение брака -с иностран­цем в качестве автоматического условия для утраты прежнего гражданства.

Число стран, в которых супруге-иностранке гражданство предоставляется автоматически, сокращается. Это связано с изменением международно-правовых стандартов в данной сфе­ре. Не случайно участники Конвенции о гражданстве замуж­ней женщины 1957 г. предусмотрели, что заключение, растор­жение брака, а также перемена гражданства мужем во время существования брачного союза автоматически не отражаются на гражданстве жены (ст. 1). В настоящее время принцип добровольного выбора гражданства заинтересованным лицом все больше вытесняет принцип единого гражданства семьи. Кроме того, правила об автоматическом предоставлении граж­данства мужа супруге рассматриваются как определенная дис­криминация по половому признаку.

Предоставление гражданства ребенку, родившемуся в смешанном браке. Исторически гражданство ребенка опреде­лялось по отцу. И сегодня подобные положения можно встре­тить в законодательстве ряда стран (Индия, Таиланд, Южная Корея). Однако в настоящее время подобные подходы не явля-





Глава IV Гражданство



ются общепризнанными. Законы о гражданстве европейских государств, США, Японии являются нейтральными по отноше­нию к полу, они допускают предоставление гражданства как по отцовской, так и по материнской линии. Соответственно дети, родившиеся от смешанных браков, получают право на граж­данство как отца, так и матери. Согласно российскому закону при различном гражданстве родителей, один из которых на момент рождения ребенка является гражданином РФ, вопрос решается па основании их письменного соглашения. При от­сутствии такого соглашения ребенок приобретает гражданство России, если он родился на ее территории либо если бы иначе» он стал лицом без гражданства (ч. 2 ст. 15 Закона о граждан-] стве).

Рождение ребенка у родителей-иностранцев на терриЛ тории государства, предоставляющего гражданство в соотЛ ветствии с принципом почвы. В США, Канаде, Аргентине, Бра-1 зилии гражданами признаются лица, родившиеся на террито-1 рии страны. Исключения, как правило, касаются детей пност-[ ранцев, находящихся на государственной службе своих госу-1 дарств или работающих в международных организациях. Ав-1 стрия, Бельгия, Финляндия, Нидерланды разрешают лицам, ро-| дившимся на территории страны и проживающим в ней уста-1 новлснный период времени, приобрести гражданство путем по-| дачи простого заявления по достижении или до достижения! совершеннолетия. В данных обстоятельствах дети одноврсмен-1 но приобретают право на получение гражданства страны рож-1 дения и государства, гражданами которого являются родители.!

Традиционные правовые и политические доводы противН двойного гражданства исходят из того, что гражданство^! предполагает абсолютную лояльность по отношению к опреде-й ленному государству. Наивысшим выражением лояльности}"! является прохождение воинской службы в армии государства'1 происхождения. Двойное гражданство делает данную обязан­ность относительной. Никто не может служить двум странам одновременно, особенно в том случае, если они находятся в со­стоянии войны с иными государствами или воюют друг с дру­гом.

Поэтому одна из серьезных проблем, связанных с двой­ным гражданством, — регламентация прохождения воинской службы. В соответствии с Конвенцией Совета Европы 1963 г.

§ 3. Двойное гражданство, мпогогражданство и быграждапство 121

о сокращении случаев многогражданства и о воинской повин­ности в случаях мпогограждапства данные лица должны были исполнять воинскую повинность на территории страны своего проживания. Однако если лицо проживает на территории стра­ны, не являющейся страной его гражданской принадлежности или страной — участницей Конвенции Совета Европы, то оно может выбрать несение воинской обязанности на территории любой из стран гражданства (ст. 6).

В тех случаях, когда па территории государства проживает значительное число лиц, имеющих двойное гражданство, все вопросы регулируются на двусторонней основе. В 1984 г. Фран­ция и Алжир подписали соглашение о том, что лица, обладаю­щие двойным гражданством, могут проходить воинскую служ­бу в любой из данных стран вне зависимости от места их жи­тельства. Как показала практика, значительное число этничес­ких алжирцев, проживающих во Франции, проходило воинс­кую службу в Алжире, несмотря на то что ее срок составлял во Франции 1, а в Алжире —2 года.

Определенные затруднения, связанные с двойным граж­данством, могут возникать и в связи с обращением за диплома­тической защитой, рассмотрением дел в судах третьих стран, когда требуется применение национального закона. В между­народных судах и арбитражах при возникновении спорных вопросов, связанных с наличием двойного (множественного) гражданства, применяется принцип эффективного гражданства, т. е. данное лицо рассматривается как гражданин той страны, с которой он имеет более тесные связи. Свидетельством подоб­ных связей может служить постоянное проживание или место жительства, государственная или воинская служба и т. д. Если лицо, имеющее двойное гражданство, находится на территории одного из государств своей гражданской принадлежности, то оно, как правило, не может ссылаться на свои обязательства по отношению к другому государству при реализации собствен­ных прав и обязанностей.

Существуют различные подходы в отношении двойного гражданства. В Италии с 1992 г. признается возможность двой­ного гражданства; аналогичный подход закрепляется в законо­проекте, внесенном правительством ФРГ в Бундестаг в ноябре 1998 г. В законодательстве ряда государств оговаривается воз­можность приобретения гражданства определенных стран без

122 Глава IV. Гражданство

утраты прежнего гражданстна. В Испании такой подход рас­пространяется па пберо-амсрнканскис страны пли страны, имев­шие или имеющие особые связи с Испанией (ч. 3 ст. 11 Консти­туции). В других странах лицо, обладающее двойным граж­данством, обязано выбрать одно из них в течение установлен­ного в законодательстве срока. Так, в Японии лицо, которое получило второе гражданство но рождению или до достиже­нии 20 лет, должно выбрать одно пз них до 21 года. Если лицо не выполняет данное предписание, то министр юстиции страны может напомнить ему о необходимости соблюдения закона. По истечении месяца со дня такого напоминания лицо автомати­чески утрачивает японское гражданство.

В 60-х годах западноевропейские государства — члены Со­вета Европы пришли к соглашению о том, что двойное граждан­ство является нежелательным и его необходимо всеми способа­ми избегать. В соответствии с Конвенцией о сокращении случа­ев многогражданства и о воинской повинности 1977 г. утрачи­вают прежнее гражданство совершеннолетние граждане госу­дарств-участников, которые на основе свободного волеизъявле­ния путем натурализации, оптации или восстановления приоб­ретают гражданство другого государства-участника (ч. 1 ст. 1). Кроме того, участники Конвенции брали на себя обязательство уведомлять о каждом случае приобретения гражданства лица­ми, являющими гражданами государств — участников Конвен­ции (ст. 1 Дополнительного протокола к Конвенции 1977 г.). Однако в настоящее время ряд государств Европы считают двой­ное гражданство вполне приемлемым в связи с ростом мобиль­ности населения и развитием миграционных процессов'.

В Законе о гражданстве СССР 1938 г. вопросы двойного гражданства не рассматривались. Однако в 1956—1958 гг. Со­ветский Союз заключил ряд двусторонних конвенций с социа­листическими странам]! (Албанией, Болгарией, Венгрией, КНДР, МНР, Румынией, Чехословакией, Югославией) об урегулирова­нии вопросов двойного гражданства. В соответствии с данны­ми конвенциями лица, обладающие двойным гражданством, в течение года после их принятия должны были заявить об из­брании одного из гражданств. Если они не выполняли данное



оГ РиЬИс апс! 1п1сгпа<лопа1 Ьа\у. 1995. № 1. Р. 100.

1 5с1кк1с II. ТЬс ОгаЙ Еигорсап СопуспЫоп смШаНопаМу // Аш1пап ,1оигпа1 на! \л\-

§ 3 Двойное гражданство, мпогогражданство н безграждапство 123

предписание, то рассматривались обеими странами как гражда­не страны проживания. Кроме того, с рядом государств (Польшей, Болгарией) в 1963—1966 гг. были заключены кон­венции о предотвращении двойного гражданства, в соответствии с которыми стороны не принимали в свое гражданство лиц без согласия компетентных органов страны их гражданства. В За­коне о гражданстве СССР за лицом, являющимся граждани­ном СССР, не признавалось право на принадлежность к граж­данству иностранного государства (ст. 8).

Новые подходы к данной проблеме были впервые зафик­сированы в Законе о гражданстве Российской Федерации (ст. 3). Гражданину Российской Федерации разрешалось по его хода­тайству иметь одновременно п гражданство другого государ­ства, с которым заключен соответствующий договор. Однако при этом он не мог уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающей из граж­данства Российской Федерации. Конституция РФ 1993 г. чет­ко зафиксировала возможность двойного гражданства для граж­дан страны п расширила основания его приобретения — не только па основании международного договора Российской Федерации, но п в соответствии с федеральным законом.

В настоящее время Россия заключила соглашения о двой­ном гражданстве с Туркменистаном п Таджикистаном. Данные соглашения предусматривают, что каждое из государств при­знает за своими гражданами право приобретать гражданство другой стороны, не утрачивая собственное. При этом они пользу­ются в полном объеме нравами и свободами, а также несут обя­занности гражданина того государства, на территории которого постоянно проживают. Лица, обладающие двойным граждан­ством, пользуются защитой п покровительством обоих госу­дарств. Как правило, в третьих странах защиту предоставляет то государство, па территории которого такие лица постоянно проживают, однако по их просьбе защиту может предоставить и второе государство их гражданской принадлежности.

Вопрос о двойном гражданстве рассматривался в органах государственной власти Российской Федерации в связи с про­блемой соотечественников, проживающих в странах СНГ п Бал-тип. В обращении от 15 февраля 1995 г. "К главам государств н правительств Содружества Независимых Государств" Госу­дарственная Дума Федерального Собрания ставила вопрос о



Глава IV. Гражданство



достижении согласия в предоставлении этническим русским равных прав в приобретении второго гражданства'. Вместе с тем в законодательстве большинства стран СНГ и Балтии со­держатся положения, исключающие возможность приобрете­ния двойного гражданства.

Лицо без гражданства (апатрид) — лицо, которое ни одно из государств не рассматривает в качестве собствен­ного гражданина. Подобный статус возникает в том случае, когда человек по каким-либо причинам утратил собственное граж­данство и не приобрел гражданства других стран. При этом данные лица не могут рассчитывать на дипломатическую за­щиту страны своего прежнего гражданства и полностью подчи­няются законодательству страны, на территории которой они находятся.

В соответствии с Конвенцией о статусе апатридов 1954 г. у каждого лица без гражданства существуют обязательства в отношении страны, в которой оно находится, поскольку оно дол­жно подчиняться ее законам и постановлениям, а также мерам, принимаемым для поддержания общественного порядка (ст. 2). По общему правилу лицам без гражданства предоставляется статус, соответствующий статусу иностранцев на территории конкретного государства (ч. 1 ст. 7). В соответствии с Конвен­цией в ряде случаев апатриды приравниваются по своему по­ложению к гражданам страны. Это касается права обращения в суд (ч. 2 ст. 16), получения начального образования (ч. 1 ст. 22), правительственной помощи и поддержки (ст. 23). Кроме того, данные подходы касаются вознаграждения за труд, рабо­чего времени и времени отдыха, условий труда женщин и под­ростков, социального обеспечения (ст. 24).

Государства, на территории которых находятся лица без гражданства, выдают им удостоверения личности и проездные документы. Согласно Правилам пребывания иностранных граж­дан в СССР, утвержденным постановлением Кабинета Мини­стров СССР от 26 апреля 1991 г. № 212, которые продолжают действовать на территории Российской Федерации, лицам без гражданства вид на жительство выдается органами внутрен-

1 Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К главам государств и правительств Содружества Независимых Государств" // СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 831.

§3 Двойное гражданство, миогограждапство и бсзграждаиство 125.

них дел сроком на 5 лет, а по достижении 45-летнего возрас­та — бессрочно (п. 28). Вид на жительство для лица без граж­данства заменяется видом па жительство для иностранного граж­данина, если его владелец предъявит в органы внутренних дел действующий заграничный паспорт (п. 30).

По данным Министерства внутренних дел Российской Фе­дерации, на 1 мая 1997 г. па территории России проживало 3193 лица без гражданства1. В соответствии с федеральным законо­дательством поощряется приобретение этими лицами граждан­ства России, а также отсутствуют препятствия для получения ими иного гражданства. В Законе о гражданстве закрепляется ряд норм, способствующих сокращению случаев бсзгражданства. Так, ребенок, родившийся на территории нашей страны от лица без гражданства, является гражданином России. Граждане быв­шего СССР, проживающие на территории государств, входив­ших в качестве республик в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию России после 6 фев­раля 1992 г., могут приобрести гражданство в регистрационном порядке, если они заявят об этом до 31 декабря 2000 г.

Проблема лиц без гражданства является не только право­вой, по и политической. Она влияет на положение конкретного лица и может порождать противоречия и конфликты в межго­сударственных отношениях. В частности, обострение отноше­ний между Российской Федерацией и Латвийской Республикой было связано с отказом последней предоставить гражданство значительной части постоянных жителей страны, являвшихся гражданами СССР, если они сами или их предки не были граж­данами Латвии до 17 июня 1940 г.

Как отмечалось на рабочей встрече в Женеве в августе 1994 г., посвященной международному праву и законам о граж­данстве в бывшем СССР, проблема лиц без гражданства в госу­дарствах, возникших после его распада, появилась в результате либо принятия дискриминационного законодательства в отно­шении определенных групп лиц, не отвечающих критериям граж­данства страны проживания, либо территориальных изменений и перехода суверенитета2. Представители Совета Европы счита-

' С15 МфгаНоп КсрогЬ 1996. 1п1сгпа1юпа1 Ог^ашгаЫоп й>г М^гаНоп. 1997. Р. 87.

1 \УогЬ>1юр оГ 1Мспш1;шпа1 Ьа\у апс! МаЫопаШу Ьа^.ч ш 1пс Роппсг и$5К. 1994 // АизЫап Лоигпа! о* РиЬНсапс! ПйстпаНопа! Ьа\у. 1995. № 1. Р. б.



Глаш] IV. Гражданство



ют, что в случае распада государства или перехода территории вопросы гражданства следует урегулировать на основе двусто­ронних и многосторонних договоров. Если это невозможно, то государства-правопреемники должны предоставлять свое граж­данство при наличии следующих обстоятельств: 1) лицо было гражданином или постоянным жителем на территории государ­ства, которое прекратило свое существование, либо па террито­рии, перешедшей к другому государству; 2) лицо продолжает проживать на территории государства-правопреемника.

В этих случаях возможны две процедуры предоставления гражданства — автоматическая, но предполагающая право вы­бора, л ибо персональная, предполагающая закрепление права лица обратиться с просьбой о предоставлении гражданства. Кроме того, лицам, отвечающим данным требованиям, но не получившим граж­данство, должны быть обеспечены те же права и обязанности, что п гражданам, за исключением трех сфер — политические права,] воинская обязанность, государственная служба1.

Иностранцы

Иностранец — лицо, обладающее гражданством онредеЛ ленного государства, но не являющееся гражданином государЛ сшва пребывания^. В силу этого он одновременно подчиняется! законодательству собственной страны и государства, в котором! он пребывает. Иностранцы обязаны соблюдать законы страны! пребывания, с уважением относиться к обычаям и традициям] ее народа. В свою очередь государства должны публиковать свое национальное законодательство или правила, касающиеся иностранцев, а также обеспечить любому иностранцу, находя­щемуся на его территории, свободу связаться с консульски? или дипломатическим представительством страны гражданской принадлежности-1.

1 5с1кк1с Н. ТЬс ВгаН Еигорсап Сопусгйюп он МаЬонаШу. Р. 102.

2 В широком смысле понятие "иностранец" может трактоваться как любое лицо, не являющееся гражданином государства, и котором оно находится, т. с.| включать п лип без гражданства. 1 Статьи 4,3, 10 Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, принято]'! 13 декабря 1985 г.] Генеральном Ассамблеей ООП.

§ 4 Иностранцы 127

В последние 20 лет вопросы, связанные со статусом иност­ранцев, стали регламентироваться во внутреннем законодатель­стве значительно детальнее. В ряде стран были внесены изме­нения или приняты новые законы, касающиеся статуса иност­ранцев (1985г. — Испания, 1993г. — Австрия, Грузия, 1994 г. — Армения, Украина). При этом изменились акценты в регулировании. Если рапсе особое внимание уделялось мерам административного характера, связанным с разрешением на въезд или пребывание, предоставлением убежища или высыл­кой, то в настоящее время большую актуальность приобрели вопросы, касающиеся трудоустройства, обучения иностранных граждан. Кроме того, общей тенденцией является ужесточение подходов к нелегальным иммигрантам и обеспечение большего объема прав лицам, которые на законных основаниях находят­ся на территории определенных государств.

Положение иностранцев на территории страны пребыва­ния определяется по-разному. Им может предоставляться на­циональны]'! режим, т. е. равный статус, за исключением прав и свобод, закрепленных за гражданами страны законами или до­говорами. Подобный режим предусмотрен в конституциях Рос­сийской Федерации (ч. 3 ст. 62), Болгарин (ст. 26), Словакии (ст. 52). Данным лицам может предоставляться установлен­ный минимум прав и свобод. Так, в соответствии с Конституци­ей Румынии (ст. 18) иностранцам гарантируется покровитель­ство в отношении личности и имущества. Статус иностранцев на территории государства может определяться принципом вза­имности, т. с. зависеть от отношения к гражданам данного го­сударства в стране государственной принадлежности иностран­ца. Подобный подход закрепляется и в итальянском Граждан­ском кодексе (ст. 16).

В законодательстве многих стран устанавливается режим наибольшего благоприятствования — предоставление макси­мального объема прав и свобод представителям определенных государств. Как правило, речь идет об этнически или культур­но близких странах. В Испании они получают преимуществен­ное право в сфере трудоустройства по сравнению с другими иностранцами (ст. 23 Органического закона о правах и свобо­дах иностранцев в Испании от 1 июля 1985 г.).

На территории Российской Федерации режим наибольше­го благоприятствования предоставляется гражданам Республики

128 Глава IV. Гражданство

Беларусь. В рамках сообщества Беларуси и России приняты специальные акты о равных правах в сфере образования, все­сторонней медицинской помощи, трудоустройства, оплаты труда и предоставления других социально-трудовых гарантии. Граж­данам Беларуси и России также было предоставлено право бес­препятственно обменивать жилые помещения па территории этих государств1.

Кроме того, в законодательстве различных стран вводится специальный режим, предполагающий предоставление отдель­ных прав для определенных групп иностранцев в соответствии с законодательством или международ!гым договором. Так, в Республике Словения данный статус распространяется па ино­странцев, работающих в стране, и членов их семей (ст. 79 Кон­ституции Республики). В Российской Федерации в соответ­ствии с двусторонними договорами данный режим распростра­няется на граждан Туркменистана и Казахстана, постоянно про­живающих на территории России-. На постоянных жителей из числа граждан Казахстана не распространяются ограничения в правах или дополнительные обязанности, вводимые для ино­странных граждан. Для граждан Туркменистана данный под­ход действует только в отношении условий и порядка въезда, пребывания, выдворения и выезда. Постоянные жители имеют право участвовать в приватизации наряду с гражданами Рос­сии. Согласно Договору с Туркменистаном постоянные жите­ли проходят воинскую или альтернативную службу в стране проживания, в то время как Договор с Казахстаном предус-

1 См.. Постановления Исполнительного Комитета Сообщества Беларуси п России "О равных правах граждан на получение образования" от 11 апреля 1996 г.; "О взаимном предоставлении гражданам Беларуси п России равных прав в получении всесторонней медицинской помощи" от 16 мая 1996 г.; Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси н России "О равных правах граждан па трудоустройство, оплату труда н предоставление других социально-трудовых гарантий", "О беспрепятственном обмене жилых помещении" от 22 нюня 1996 г.

2 Договор между Российской Федерацией н Туркменистаном о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих па территории Туркменистана, п граждан Туркменистана, постоянно проживающих па территории Российской Федерации // Бюллетень международных договоров. 1997. № 11. С. 55 — 57; Договор между Российской Федерацией н Республикой Казахстан о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Юиахсып, н граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации // Бюллетень международных договоров. 1997. № 10. С. 73 — 77.

Двойное гражданство, многогражданство и безгражданство - student2.ru


§ 4. Иностранны




матрпваст, что данный вопрос регулируется специальным со­глашением.

Как правило, государства устанавливают определенные нормы, связанные с проживанием и пребыванием иностранцев на территории страны. В Японии все иностранцы, проживаю­щие в стране, если они не обладают специальным статусом (дип­ломаты, представители вооруженных сил США, дислоцирован­ных в Японии), должны зарегистрироваться в течение 90 диен со дня прибытия. В Испании иностранцы, которые находятся на территории страны па законных основаниях, обладают сво­бодой передвижения. Вместе с тем министр внутренних дел по соображениям общественной безопасности может в соответствии с законом ограничивать действие данного права в отношении конкретного лпца, предписывая ему периодически являться в компетентные органы, проживать в определенном месте или не находиться в приграничном зоне пли определенных жилых массивах1.

В Российской Федерации к иностранцам и лицам без граж­данства, не имеющим статуса лиц, законно проживающих пли пребывающих па территории страны, п пересекающим государ­ственную границу с территории иностранного государства без установленных для въезда документов, может применяться та­кая мера пресечения, как административное выдворение. Кро­ме того, административное выдворение применяется как взыс­кание за правонарушение2. Данным лица в течение одного года со дня выдворения в принудительном порядке не разрешается въезжать на территорию Российской Федерации'5.

В соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод запрещается массовая высылка иностранцев из страны (ст. 4 Протокола № 4). Европейская комиссия по правам человека считает, что массовая высылка иностранцев означает любую меру, принимаемую компетент­ным органом власти с тем, чтобы принудить группу ипостран-


1985, с!е 1 с!с ]и1к>, с!с 1ох с1сгссЬач у ПЬег(;ас1с.ч с!с 1ох ' Ьсусл РоЫлсах с!с! ЕхЫо. Мас1ш1, 1990. Р. 151-

1 Аг1. 6 Ьеу Ог.цашса 7 /

сч1гап|огох см Ехрапа /,

169.

2 См.: Комментарий к Кодексу РСФСР об административных

правонарушениях. М., 1997. С. 73 — 74.

1 См : Федеральный .чакон от 15 августа 1996 г. "О порядке выезда ш Российской

Федерации н въезда в Российскую Федерацию" / / СЗ РФ. 1996. № 34.

Ст. 4029.



Глава IV. Гражданство



цсв как таковую покинуть страну, за исключением тех случаев, когда эта мера принимается после и на основе разумного и объективного рассмотрения конкретных дел каждого отдель­ного лица'.

В Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 13) и Европейской конвенции о правах человека (ст. 1 Протокола № 7) устанавливаются процедурные требова­ния в отношении высылки иностранца, на законных основани­ях находящегося па территории государства. Данное лицо мо­жет быть выслано только по решению, принятому в соответ­ствии с законом. При этом ему должно быть дано право пред­ставить аргументы против своей высылки. Так как решения о высылке подлежат пересмотру, заинтересованное лицо должно иметь возможность предстать в этих случаях перед компетент­ным органом или лицом.

Для осуществления трудовой деятельности иностранцам, как правило, требуется получить разрешение на работу. В За­коне о правах и свободах иностранцев, принятом в Испании, специально оговаривается (ст. 10), что иностранные трудящие­ся, находящиеся на законных основаниях в стране, имеют пра­во свободно вступать в испанские профсоюзы и профессиональ­ные организации, а также имеют право на забастовку.

В ряде стран действуют определенные ограничения па тру­доустройство иностранцев. Так, в Японии только квалифици­рованные иностранные специалисты могут получить разреше­ние на работу. При этом статус иностранца во многом зависит от характера его профессиональной деятельности: занят ли он в сфере международной торговли или бизнеса, научной пли пе­дагогической сфере, в области культуры или спорта.

В Российской Федерации иностранная рабочая сила стала широко использоваться только в последние годы. При этом применяется порядок лицензирования деятельности по привле­чению иностранной рабочей силы, квотирование ее количества в целом и по группам профессий, что регламентировано специ­альным Положением, утвержденным Указом Президента Рос­сии от 16 декабря 1993 г.2

1 См.: Гомг>енД., ХаррисД., ЗвапкЛ. Ев^шейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и политика. М., 1998. С. 473.

2 САПП. 1993. № 51. Ст. 4934.

§ 4. Иностранцы 131

• В конституциях многих стран специально регламентиру­ются вопросы, касающиеся выдачи (экстрадиции) иностранцев. Так, в Италии не допускается выдача иностранца за политичес­кие преступления (ч. 4 ст. 10), в Польше — подозреваемых в совершении преступления по политическим мотивам без при­менения насилия (ст. 55). В Венгрии запрещается выдача лиц, пользующихся правом убежища (ст. 65), в Российской Федера­ции — лиц, преследуемых за политические убеждения, а также действия (бездействие), не признаваемые в пашей страны пре­ступлением (ч. 2 ст. 63).

Определенные ориентиры в данной сфере устанавливают­ся на уровне международных организаций. Типовой договор о выдаче был принят 45-й сессией Генеральной Ассамблеи 14 де­кабря 1990 г. (резолюция 45/116) с тем, чтобы помочь госу­дарствам, заинтересованным в проведении переговоров и зак­лючении двусторонних соглашений, направленных на совершен­ствование сотрудничества в вопросах профилактики преступ­ности и уголовного правосудия. Обращение государства с просьбой о выдаче лица осуществляется в целях судебного пре­следования за правонарушения либо для вынесения (исполне­ния) приговора в связи с этим правонарушением. В соответ­ствии с Типовым договором правонарушение согласно законо­дательству и государства, обращающегося с просьбой о выдаче, и страны пребывания разыскиваемого лица должно влечь тю­ремное заключение или другую меру лишения свободы на мак­симальный срок не менее одного года или более серьезное на­казание. Просьба о выдаче направляется в письменном виде и сопровождается подтверждающими документами. Запрашива­емое государство рассматривает просьбу о выдаче в соответ­ствии с процедурами, предусмотренными его законодательством, и безотлагательно сообщает о своем решении.

Любой полный пли частичный отказ в просьбе должен обо­сновываться соответствующими причинами. В частности, выда­ча не разрешается, если совершенное правонарушение рассмат­ривается запрашиваемым государством как деяние политичес­кого характера либо если просьба о выдаче связана с судебным преследованием пли наказанием лица по признаку расы, веро­исповедания, гражданства, этнической принадлежности, поли­тических взглядов, пола или статуса. В выдаче может быть от­казано, если правонарушение карается смертной казнью по за-

Двойное гражданство, многогражданство и безгражданство - student2.ru



Глава V. Структура прав человека и гражданина



кону запраипшающсго государства н оно не дает достаточные, по мнению запрашиваемого государства, гарантии того, что смер­тный приговор не будет вынесен пли приведен в исполнение (в случае его вынесения).

В соответствии с практикой Европейского суда по правам человека государства, осуществляющие выдачу, должны нести определенную ответственность за возможное в будущем пло­хое обращение с выданным лицом. Если имеются серьезные опасения, что в случае выдачи лицо будет подвергнуто пыткам нлн жестокому либо бесчеловечному обращению, экстрадиция явно противоречит духу Европейской конвенции о правах че­ловека вне зависимости от того, какое правонарушение опреде­ляет необходимость выдачи1.

Наши рекомендации