Введение Предмет и задачи теории прав человека

Предметом данной науки является одна из высших ценно­стей человеческой цивилизации, охватывающая самые различ­ные аспекты индивидуального и общественного бытия, — нра­ва человека.

Права человека — это определенные нормативно струк­турированные свойства и особенности бытия личности, кото­рые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необ­ходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотноше­ний с обществом, государством, другими индивидами.

Права человека неотчуждаемы. Никто не может лишить человека его естественных прирожденных прав — на жизнь, на личную неприкосновенность, свободный выбор способов своей жизнедеятельности, свободу совести, мнений, убеждений, авто­номию в сфере частной жизни и других прав. Современный мир невозможно представить без прав человека, которые осно­ваны на принципах свободы, равенства, справедливости и носят универсальный характер.

Права человека как явление знаковое, всеохватывающее изучаются всей наукой о государстве и праве. И это понятно, так как человек является предметом исследования гуманитар­ных наук в различных аспектах его сущности и деятельности. Юридическая наука призвана изучать человека в его государ­ственно-правовых связях и опосредованиях. И в этом смысле юристы изучают не просто абстрактные государственные и пра­вовые формы, а явления и процессы, прочно вплетенные в чело­веческую жизнь, в которых раскрываются свойства индивида, его связи и зависимости и которые составляют суть бытия че­ловека. Все сложнейшие государственно-правовые явления в конечном счете кристаллизуются в правах человека, выступаю­щих основой, центральным звеном государственной и правовой жизни. Введение-

Права человека — это ценностный ориентир, позволяю­щий применять "человеческое измерение" не только к государ­ству, праву, закону, законности, правовому порядку, но п к граж­данскому обществу, поскольку степень зрелости и развитости последнего зависит в значительной мере от состояния дел с нравами человека, от объема этих прав п их реализации. Права человека дают ему возможность не только участвовать в уп­равлении государством, но п дистанцироваться от пего, самооп­ределяться в сфере частной жизни, выборе убеждений, отноше­нии к религии, собственности. Поглощение гражданского об­щества государством, огосударствление всех сфер жизни про­исходят там, где права человека либо отсутствуют, либо носят декоративный характер.

Становление п развитие прав человека позволяют раскрыть тип цивилизации, се этап, поскольку отношения человека и го­сударства — важнейший признак, характеризующий природу той или иной цивилизации, а государство — как правовое или пеправовое.

Политико-правовая мысль, возникшая в условиях тех уни­кальных регионов мира, где зародилась демократия п высокая духовная культура (Афины, Рим), и объявившая человека "ме­рилом всех вещей", дала толчок европейской цивилизации, ос­нованной на персоноцентристской парадигме: от человека к государству. Наряду с этим в традиционных обществах (древ­некитайской, индусской, азиатской цивилизациях) господство­вал системоцентристскпй подход, где государство подчиняло своей воле всех подданных, превратив человека в послушного исполнителя.

Поэтому права человека возникают и развиваются в раз­личных регионах мира разновременно в соответствии с ха­рактером культуры, философии, религии, общественным ми­ровоззрением, моралью, определяющими характер той или иной цивилизации. Универсальный характер они приобре­тают в развитых странах европейского региона, в которых в XVII —XVIII вв. свершились буржуазные революции иод лозунгами свободы, равенства, справедливости. Однако и в таких странах права человека утверждались и утверждают­ся непросто, поскольку каждый период общественного раз­вития создает свои проблемы и человечеству еще неизвестна

Предмет и задачи теории Иран человека

ситуация, не требующая усилий для поддержания и защиты прав человека.

Теория прав человека как паука призвана изучать приро­ду и сущность этого явления, его генезис, социальные, фило­софские, политические, этические, религиозные предпосылки, в контекст которых включается данный феномен. Важнейшее место в пауке о правах человека отводится исследованию вза­имодействия прав человека и государства. Правовое демокра­тическое государство признает приоритет прав человека, огра­ничивая этими правами свои властные функции. Поэтому под­линная природа государства раскрывается через права чело­века, место и роль индивида в обществе, его взаимоотношения с государством.

В теории прав человека необходимо исследовать их разви­тие п обогащение, появление новых "поколений" прав человека и причины, обусловившие такой процесс. Важно раскрыть струк­туру прав человека, определяемую спецификой сферы его дея­тельности: личной (гражданской), политической, социальной, экономической и культурной. Это вытекает непосредственно из понятия правового статуса человека (с учетом, его расшире­ния), взаимосвязи нрав и обязанностей в данной структуре, а равно из предпосылок, определяющих известные различия в правовом статусе в зависимости от того, выступает ли индивид в качестве человека или в качестве гражданина.

Интересен вопрос о природе гражданства как особой по­литико-правовой связи человека с государством. В современ­ном мире происходит расширение правового статуса человека и гражданина в результате развития норм не только нацио­нального, но и международного законодательства. Этот про­цесс взаимного обогащения законодательства — важная зако­номерность, поднимающая планку прав человека, повышающая их уровень.

Наука о правах человека рассматривает их не только как явление юридическое; она раскрывает связь этих прав с поли­тикой, нравственностью, философией, религией, поскольку пра­ва человека — это сложное многомерное образование. В раз­личные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо эти­ческое, либо философское звучание.

Введение

Учитывая значимость нрав человека в обеспечении нор­мальной жизнедеятельности общества, следует обратить осо­бое внимание на механизмы п процедуры их защиты, раскрыть ее конституционные, судебные, административно-правовые способы, показать особенности правоохраппых механизмов в зарубежных странах, их становление в российском государ­стве.

Внутригосударственные механизмы защиты прав и свобод человека н гражданина дополняются международно-правовы­ми формами их обеспечения. Поэтому важно изучать систему международно-правовой защиты прав человека, ее развитие, со­четание универсальных и региональных механизмов, осуществ­ляющих такую срункцию.

Все эти сложные проблемы составляют предмет теории прав человека. Они требуют глубокого изучения н освоения, посколь­ку без этого невозможна культура гуманитарного мышления, "человеческое измерение" всех процессов, происходящих внут­ри общества и в современном мире в целом.

При изучении теории прав человека неизбежно ее пересе­чение с иными юридическими науками — теорией государ­ства и права, историей государства и права, историей полити­ческих и правовых учений, всеми отраслевыми юридическими науками — конституционным, гражданским, уголовным, адми­нистративным правом и др., процессуальными отраслями зна­ний — уголовной, гражданской, административной. Так, про­блемы правового статуса личности, правоспособности, дееспо­собности изучаются в общей теории права, в отраслевых юри­дических науках (отраслевой правовой статус); становление и развитие прав человека — в истории государства п нрава (за­рубежной и отечественной), в истории политических учений. В теории государства рассматриваются проблемы взаимоотно­шения человека и государства, концентрирующиеся в правах человека. Природа государства вообще, правового и социаль­ного государства, в частности, — также предмет общей тео­рии государства; в то же время се изучение — важнейший компонент теории прав человека, позволяющий раскрыть их природу и сущность.

Отраслевые юридические науки изучают конституционные, гражданские, земельные, аграрные, экологические и иные права

Предмет н задачи теории прав человека



 

индивидов, в единстве своем образующие правовой статус чело­века и гражданина.

Конституционное, уголовно-процессуалыюе, гражданско-процсссуалыюе, административно-процессуальное право изучают процедуры и механизмы защиты прав человека, способы восста­новления нарушенных прав. Как уже отмечалось, теория прав человека также отводит большое место рассмотрению данных вопросов.

Международное право исследует систему международно-правовых актов по правам человека, структуру и назначение органов, осуществляющих международно-правовую защиту этих прав.

Поэтому особенностью теории прав человека является се тесная взаимосвязь и пересечение со всеми иными юридичес­кими науками. В этой связи может возникнуть вопрос: нуж­на ли самостоятельная наука — теория прав человека, или возможно и достаточно рассмотреть связанные с правами че­ловека проблемы в иных (традиционных для отечественно­го правоведения) науках? Нам представляется, что есть ряд факторов, определяющих необходимость выделения самосто­ятельной науки и учебной дисциплины — теории прав чело­века.

1. Особая значимость прав человека в жизни общества, в развитии нормальных связен и взаимодействий между индиви­дами и социальными группами, между личностью и государ­ством требует определить общие закономерности этих явлений, позволяющие координировать и упорядочивать общественные отношения.

Теория прав человека должна сформулировать тс основ­ные принципы, которые являются ценностными ориентирами в современном мире. Такие принципы формировались истори­чески, обогащались, совершенствовались; сегодня они являются неотъемлемой частью человеческой культуры.

Эти принципы закреплены в Основном законе Российской Федерации, вобравшем в себя опыт развития прав человека в Демократических зарубежных государствах, а также междуна­родно-правовые аспекты защиты прав человека, нашедшие воп­лощение во Всеобщей декларации прав человека, Международ­ном пакте о гражданских н политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и ряде других актов:

права человека принадлежат ему от рождения, поэтому они являются естественными, неотъемлемыми и неотчуждаемыми;

права человека универсальны, основаны на принципе ра­венства; они гарантированы каждому, кто находится под юрис­дикцией данного государства;

права человека — высшая ценность, а их уважение, соблю­дение и защита — обязанность государства;

нрава человека — средство контроля за властью, ограни­читель всевластия государства, которое не должно переступать границ свободы, очерченных нравами человека;

обеспечение прав и свобод несовместимо с дискриминаци­ей по какому-либо признаку;

осуществление прав и свобод человека не должно нару­шать права и свободы других лиц;

основные права и свободы должны быть едины на всей тер­ритории государства;

личные, политические, экономические, социальные и куль­турные права и свободы равноценны; в единой системе этих прав нет иерархии;

коллективные права неотделимы от прав индивида; они не должны противоречить индивидуальным нравам, ограничивать правовой статус личности;

права человека регулируются Законом;

права и свободы человека могут быть ограничены Законом на основании обстоятельств, указанных в конституциях и важ­нейших международно-правовых актах: угрозы государствен­ной и общественной безопасности, основам конституционного строя, здоровью и нравственности населения, правам и закон­ным интересам других лиц. Временные ограничения прав и свобод человека возможны в условиях чрезвычайного или во­енного положения. Они должны быть соразмерны и пропорци­ональны ситуации, определяющей необходимость таких ограни­чений, п устраняться по мерс нормализации обстановки, изме­нения причин, вызвавших их.

2. Для России крайне важны понятия прав человека. В общественном сознании, в культуре страны — как доревол Предмет и .задачи теории прав человека

ционнон, гак и послереволюционной — права человека не за­нимали сколь-пнбудь значительного места. Идеи реформации и просвещения, связанные с демократией и правами человека, были восприняты лишь либеральными русскими юристами — П.И. Новгородцсвым, Б.А. Кистяковским, В.М. Гессеном и др. Даже в среде интеллигенции они не получили достаточно серь­езного распространения. Ы. Бердяев отметил, что в России ре­цепция идеи демократии была оторвана от идеи прав человека и гражданина, поэтому автономия личности и се неотъемлемые нрава были чужды и сознанию, и всему укладу российского общества. Манифест 17 октября 1905 г. и "дарованные" насе­лению гражданские свободы не привели к существенным изме­нениям в этой области.

Октябрьская революция изначально отреклась от идеи равенства, свободы и универсальности прав человека, устано­вив в этой сфере жесткий классовый подход. Вся последую­щая история Советского государства неотделима от грубых массовых нарушений нрав человека. Характерно, что само по себе понятие "права человека", идеи естествеппоправовой док­трины об их неотъемлемой и неотчуждаемой природе реши­тельно отвергались. Господствовала теория октроированных, дарованных прав, которыми государство наделяет своих граж­дан. Политические и личные права и свободы носили чисто декоративный характер; человек был лишен автономии и лич­ной неприкосновенности, его участие в политической жизни было откровенно формальным, механизмы защиты прав и сво­бод человека ненадежны, значение судебной защиты принижа­лось.

Недооценка, а то и полное игнорирование прав человека нашли выражение в советской учебной и научной литературе, в частности в учебниках по теории государства и права. Харак­терно, что в них отсутствовали разделы или главы, посвящен­ные правам человека, правовому статусу личности, ее взаимоот­ношению с государством. Права и обязанности человека как субъекта права рассматривались в главах, исследовавших пра­воотношения, причем последние характеризовались как "осо­бый вид идеологических отношений". Однако в таком контек­сте речь шла о гражданах, государственных организациях, юри­дических лицах, общественных организациях, Союзе ССР, союзных и автономных республиках. Права человека растворя­лись в абстрактном юридическом понятии одного из "субъек­тов права" — гражданина. К тому же субъективным правом считалось только полномочие, возникающее в конкретном пра­воотношении, а конституционные и иные основные права ха­рактеризовались как "предпосылка" правоотношении, элемент правосубъектности. При таком подходе не могло быть и речи о неотъемлемой, неотчуждаемой природе прав человека, об их приоритете в жизни общества, о прямом действии конституци­онных прав и свобод.

Впервые главы "Государство, право, личность", "Социали­стическое государство и личность" появились в курсе "Мар­ксистско-ленинская общая теория государства и права" (Т. 1. 1970; Т. 3. 1972). Следует подчеркнуть, что для советской юридической литературы весьма непривычными были форму­лировки — "государство, право н свобода личности"; "права и обязанности граждан как необходимое условие их свобо­ды" и др. Разумеется, в соответствии с марксистско-ленин­ской традицией личность признавалась свободной только в социалистическом обществе, однако сама по себе связь прав личности со свободой предполагала новый подход к их ис­следованию, выводила их за пределы конкретных правоотно­шений.

При этом в ряде учебников по теории государства и права, вышедших уже в 80-с годы, сохранялся прежний подход, а в учебнике "Теория государства н права" 1982 г. в главе о пра­воотношениях даже отсутствовал параграф "Субъекты права"; вопрос о субъектах права был включен в "Структуру (элемен­ты ) правоотношений".

Вопросы международно-правовой защиты прав человека рассматривались в учебной литературе по международному праву в связи с деятельностью ООН; излагались они абстраги­рование от советской реальности в сфере прав человека.

Такой подход к ключевой проблеме юридической науки деформировал всю структуру правовых знаний, подчеркивал материалистский характер государства по отношению к чело­веку, концентрировал внимание только на формально-юриди­ческой стороне его субъективных прав. Для нескольких поко­лений советских юристов понятия прав человека как сферы его

Предмет и .задачи теории прав человека

свободы, как ограничителя безмерных властных притязаний государства, как универсального фактора, обеспечивающего равенство и справедливость общественных отношений, автоно­мию индивида, попросту не существовало. Подобные деформа­ции и пробелы в правовом образовании не преодолены полнос­тью и сегодня. Поэтому так важно дать в учебном процессе систему знаний о правах человека во всей их значимости и мпогомерпостп, действии в национальной н международной сис­темах права.

3. Права человека в современном мире — мощный пласт общечеловеческой культуры. Без его освоения невозможно оце­нивать всю систему сложных политических, социально-психо­логических, социальных, экономических, международных отно­шений. Ранее уже отмечалось, что права человека — высшая ценность и как таковая она является критерием "человеческо­го измерения" противоречивых процессов, происходящих се­годня как в России, так и в мире. Только овладение культурой прав человека дает ориентир личности в оценке существую­щих политических режимов, гуманитарной и социальной дея­тельности государств, правовой н нравственной культуры поли­тических лидеров, правосознания народа. Понимание прирож­денного характера прав и свобод, принадлежащих человеку, освобождает его от чрезмерной зависимости от государства, позволяет ему отстаивать свои права от каких бы то ни было посягательств.

Сегодня в России все еще отсутствует подлинное уваже­ние к человеку и его правам. И это понятно, поскольку дефор­мация правосознания, происходившая десятилетия, глубоко уко­ренившееся пренебрежение к правам и свободам создают слож­ную ситуацию незащищенности индивида, его неуверенность в предсказуемости действий властей. В этой связи первостепен­ной задачей является обучение культуре прав человека, кото­рое должно распространяться и па должностных лиц, и па всех людей, проживающих на территории страны. Статья 2 Консти­туции РФ провозгласила: "Человек, его права и свободы явля­ются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства". Принцип, содержащийся в данной статье, к сожалению, еще да­лек о г воплощения. Права человека не заняли достойного места



та в пашей жизни, их нарушение носит массовый характер (си­стематические невыплаты зарплаты и пенсий, нарушение прав беженцев и вынужденных переселенцев, нарушение нрав воен­нослужащих, возрастающая безработица и др.). В России не гарантирован прожиточный минимум, призванный обеспечить достойное существование человека, значительная часть населе­ния оказалась за чертой бедности.

Преодоление этой ситуации зависит не только от государ­ства, которое не располагает сегодня ип падежными механиз­мами защиты прав человека, ни достаточными экономическими ресурсами, ни подлинной волей к устранению этой ситуации. Нужны усилия и правозащитных организаций, и каждого чело­века, направленные на борьбу против нарушении прав личнос­ти, на установление юридической ответственности за такие дей­ствия. А для этого надо обладать знаниями о правах человека и об их роли в обеспечении нормальной жизнедеятельности людей и общества в целом.

Права человека призваны оказать воздействие на консоли­дацию общества, преодоление политического противостояния, поскольку по своей природе они консспсуальны и основаны на принципе — "моя свобода не должна наносить ущерба свобо­де других". Из этого вытекает и их нравственная природа, ос­нованная на категориях добра и всеобщего блага. Это еще бо­лее повышает ценность прав человека, поскольку они должны содействовать нравственному совершенствованию общества, формированию солидарности, без которых невозможны реаль­но ощутимые преобразования и реформы.

Та тяжелая ситуация с правами человека, которая созда­лась в нынешней России, — закономерный результат и ее пред­шествующего исторического опыта, и тех ошибок и просчетов, которые были допущены в последние годы. Выдающийся юрист П.И. Новгородцев, предвидя пагубные последствия революции 1917 г., равно как и неизбежность крушения системы, установ­ленной после ее осуществления, в работе "Восстановление свя­тынь" писал: "Русскому человеку в грядущие годы потребуют­ся героические, подвижнические усилия для того, чтобы жигь и действовать в разрушенной и откинутой на несколько веков стране. Ему придется жить не только среди величайших мате­риальных опустошений своей родины, но и среди ужасного развала всех ее культурных, общественных и бытовых основ". Поэтому "нужно понять, что для создания новой России нужны новые духовные силы, нужны воспрянувшие к новому свету души"1.

Знания о правах человека, изложенные в настоящем учеб­нике, дают представление о важнейшем элементе современной, и в частности правовой, культуры. Они ставят целью не только воспитывать людей, формировать правильные представления о правах человека как необходимом условии его свободы и ра­венства, но и создавать правовое общество, в котором права человека являются священными и неотъемлемыми, а уважение п защита прав человека — важнейшим свойством всего уклада государственной и общественной жизни. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991. С. 576 — 577.

Наши рекомендации