Какие дела подведомственны военным судам? Опишите систему военных судов и структуру отдельных звеньев системы военных судов. Какой суд должен рассматривать данное дело?

Вопросы для обсуждения

1.Правовая характеристика гражданских судов общей юрисдикции районов, городов, структура, полномочия

2. Правовая характеристика гражданских судов общей юрисдикции среднего звена, структура, полномочия

3. Правовая характеристика Верховного Суда РФ, структура, полномочия

4. Правовая характеристика деятельности мировых судей, структура, полномочия

5. Правовая характеристика деятельности военных судов, структура, полномочия

2.Составьте схему судов общей юрисдикции в РФ.

3.Диспут на тему«Возраст судьи».

Первая точка зрения : 25 лет — это возраст для судьи крайне недостаточный, поскольку принцип справедливости, который он применяет в своей деятельности ежедневно, требует хорошего знания жизни, житейского опыта, мудрости. Не случайно, для занятия должности судьи в Англии требуется более стар­ший возраст.

Вторая точка зрения: 25 лет — возраст вполне достаточный для судьи. Жизнь судья познает в процессе работы, многочисленных встреч с разными людьми и ознакомления с судебными спорами.

4.Рассмотрите кейс ситуацию:

1. Бизнесмен Назарцев был привлечен к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов. Для обеспечения своего права на защиту он нанял трех адвокатов. Присутствующий прокурор, защищая интересы государства, в самом начале судебного заседания обратил внимание суда, что ведение защиты подсудимого тремя адвокатами вместе нарушает принцип равноправия сторон. Он просил судебное заседание прекратить и возобновить его только после удаления из процесса двух адвокатов (по выбору подсудимого).

Удовлетворит ли суд ходатайство прокурора?

2. 10. Гражданин Захаров, отбывший наказание в виде лишения свободы за совершение преступления, предусмотренного частью 2 статьи 158 УК РФ, обратился в районный суд с ходатайством о снятии судимости, указав, что в ходе отбывания наказания не имел взысканий и был условно-досрочно освобожден за примерное поведение.

Какова компетенция районного суда? Какие уголовные, гражданские дела и дела об административных правонарушениях подсудны районному суду? Вправе ли районный суд рассматривать дела в апелляционном, кассационном порядке или в порядке надзора? Имеет ли право районный суд рассматривать вопрос о снятии судимости в данном случае?

3. В советский районный суд г. Воронежа поступило уголовное дело по обвинению Карпова в совершении преступления предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ. по приговору суда Карпов был осужден на 5 лет лишения свободы. Посчитав наказание слишком суровым, осужденный обратился в Воронежский областной суд с ходатайством о пересмотре дела. Рассмотрев уголовное дело по существу, областной суд оставил приговор районного суда без изменения. Являются ли решения указанных судов осуществлением правосудия? В качестве каких инстанций действовали районный и областной суды?

4. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ приостановила деятельность одной из политических партий. Не согласившись с этим решением, ответчик обжаловал его в Президиум Верховного Суда РФ. Однако в аппарате Президиума пояснили, что не могут принять жалобу на судебное решение, не вступившее в законную силу.

Опишите состав и структуру Верховного Суда РФ. Имела ли право судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ рассматривать данное дело по первой инстанции? Правильно ли поступили в аппарате Президиума Верховного Суда РФ? Какова компетенция Президиума Верховного Суда РФ? Кто входит в состав Президиума Верховного Суда РФ? Какое подразделение Верховного Суда РФ пересматривает не вступившие в законную силу решения, вынесенные по первой инстанции одной из судебных коллегий Верховного Суда РФ?

5. Военнослужащий Воронин и студент Петренко совершили разбой. К моменту рассмотрения дела в суде Воронин был уволен из вооруженных сил, а Петренко призван на действительную военную службу. При этом оба обвиняемых возражали против рассмотрения их дела военным судом.

Какие дела подведомственны военным судам? Опишите систему военных судов и структуру отдельных звеньев системы военных судов. Какой суд должен рассматривать данное дело?

6. В областной суд поступило заявление об оспаривании постановления Главы областной администрации.

Имеет ли право областной суд рассматривать данное заявление?

Опишите структуру областного суда. Какие дела областной суд рассматривает: 1) по первой инстанции;

В кассационном порядке;

В порядке надзора?

3. Подготовьте реферат по предложенным темам:

1.Исторический анализ развития судов общей юрисдикции

2. Верховный суд РБ, структура, полномочия.

3. Характеристика дел, подсудных мировым судьям

4.Структура военных судов

На первые два часа подготовить:

Подготовить устно 2 вопроса из 7 предложенных вопросов для рассмотрения.

Подготовить в письменном виде обоснованное мнение по теме диспута.

Решить три кейс-ситуации.

Выполнить указанные задания из графика СРС.

Тема 5.Суды общей юрисдикции Районный суд — основное звено гражданских судов общей юрисдикции. Его полномочия, место и роль в судебной системе; этапы становления и развития. Состав районного суда. Краевой, областной, суд автономной области и автономного округи,города федерального значения, Верховный суд республикив составе РФ - суды второго звена. Полномочия кра­евых, областных, автономных областей и автономного округа, городов федерального значения, верховных республик в составе РФ, судов. Организация работы в судах. Состав судов субъек­тов РФ. Верховный суд РФ — высший орган судов общей юрисдикции, его судебные и организационные полномочия. Состав суда и его структура. Пленум, Президиум, Кассационная коллегия, судебные коллегии по уголовным, гражданским делам и Военная кол­легия Верховного Суда РФ их состав, порядок образования и полномочия. Основы организации работы в Верховном Суде РФ. Мировые судьи. Их место в судебной системе Российской Федерации. Компетенция мировых судей. Судебный надзор за их деятельностью. Система военных судов РФ. Их полномочия, место и роль в судебной системе; этапы становления и развития

Тема 5. Суды общей юрисдикции

1. Районный суд — основное звено судов общей юрисдикции

2.Суды среднего звена, их полномочия и место в системе судов общей юрисдикции

3. Верховный суд Российской Федерации

4.Военные суды

5. Суды субъектов Российской Федерации- мировые судьи

1.Районный суд — основное звено судов общей юрисдикции

В подсистеме судов общей юрисдикции районный суд является основным звеном. Это обусловлено, прежде всего, ши­рокой его компетенцией по осуществлению правосудия, а также тем объемом работы, который фактически им выполняется.

На долю судов основного звена при­ходится подавляющее большинство гражданских, уголовных и все материалы об административных правонарушениях, подведомственных судам, а также дела по жалобам на законность и обоснованность ареста или продления срока содержания под стражей, ряда других действий органов предварительного расследования и др.

Организация судов общей юрисдикции определяется Конституцией РФ, Законом о судебной системе, Законом о судоустройстве, Законом о статусе судей и другим законодательством.

Суд этого уровня действует в каждом районе или городе, не имеющем районного деления. В районе (городе) создается один суд, но возможно создание одного суда на район и город или на район и города, расположенные на территории данно­го района.

Судебный надзор за деятельностью районных судов осуществ­ляют верховные суды республик, краевые, областные суды, город­ские суды в Москве и Санкт-Петербурге, суды автономной области и автономных округов.

История нашего государства показала настоятельную необхо­димость в судебных органах даже в самые сложные периоды его су­ществования. Еще в октябре-ноябре 1917 г. народ стихийно сам начал создавать судебные органы, поскольку старые суды не дей­ствовали. Эти суды образовывались жителями городских кварталов, улиц и просто нескольких домов. Именно они и явились прообразом основного звена современной су­дебной системы — районных судов.

Законодательное закрепление судебная система послеоктябрь­ского периода, как известно, впервые получила в Декрете о суде № 1, в ст. 2 которого говорилось о создании местных судов. Мест­ные суды действовали в составе постоянного местного судьи и двух очередных заседателей. Постоянные местные судьи должны были из­бираться на основании прямых демократических выборов, а до на­значения выборов — местными Советами. Список очередных засе­дателей и порядок их явки в судебное заседание определялись так­же местными Советами.

Декрет о суде № 1 установил и компетенцию местных судов. Так, по уголовным делам ими могло быть назначено наказание не более двух лет лишения свободы, а гражданские дела принимались к производству только по искам на сумму до 3000 руб.

Положением о народном суде РСФСР, принятым 30 ноября 1918 г., учреждался единый народный суд, который действовал на тер­ритории района в составе: одного народного судьи; народного судьи с двумя народными заседателями; народного судьи с шестью народ­ными заседателями. Такому суду стали подсудны все гражданские дела и все уголовные дела, за исключением дел, подсудных револю­ционным трибуналам.

Положение о народном суде от 21 октября 1920 г. внесло лишь некоторые уточнения в организацию и деятельность народных су­дов (изменился порядок выборов, упорядочен отзыв судей и проч.).

Положение о судоустройстве РСФСР 1922 г. окончательно ус­тановило судебную систему Российской Федерации(народный суд, губернский суд, Верховный Суд РСФСР), в которой народный суд стал основным звеном. Дела в нем рассматривались судьей и двумя народными заседателями.

Дальнейшее изменение судебной системы, связанное с образо­ванием Союза ССР, практически не повлияло на организацию и со­держание деятельности народных судов. Они по-прежнему остава­лись основным звеном судебной системы, рассматривая подавляю­щее большинство уголовных и гражданских дел.

Активные попытки совершенствования народных судов нача­лись в конце 80-х гг.: по Закону СССР "Об изменении и дополнении Конституции (Основного Закона) СССР" от 1 декабря 1988 г. народ­ные судьи стали избираться не населением, а Советами на десять лет (до этого их полномочия длились пять лет); изменился и срок пол­номочий народных заседателей — его увеличили с трех до пяти лет.

Существенные изменения требований, предъявляемых к кандида­там в судьи, порядка наделения их судейскими полномочиями, дру­гих предписаний, касающихся правового положения судей, произош­ли в связи с принятием Закона о статусе судей и некоторых других актов.

Главным полномочием районного суда является разбиратель­ство гражданских, уголовных и административных дел по первой ин­станции, т.е., принятие решений по существу тех основных вопросов, которые ставятся по конкретным делам (о виновности или невиновности лица привлекаемого к уголовной от­ветственности, о применении или неприменении предусмотренного законом наказания, о доказанности или недоказанности каких-то имущественных претензий и т.п.).

На районный суд возложены и некоторые дру­гие полномочия. В частности, он стал проверять при определенных условиях законность и обоснованность (по вновь открывшимся об­стоятельствам) своих собственных решений по гражданским делам, а по Закону о судебной системе должен начать осуществлять про­верку приговоров и иных решений мировых судей, которые станут реально функционировать после принятия Закона о мировых судьях.

Из числа уголовных дел ему подсудны почти все дела, кроме дел, к примеру, об умышленных убийствах при обстоятельствах, отягча­ющих вину лиц, привлекаемых к ответственности, о приведших к тяжким последствиям похищениях людей и захвате заложников, участии в незаконных вооруженных формированиях, о посягатель­ствах на государственную власть, о преступлениях, наказуемых смертной казнью, и ряда других дел, отнесенных законом к ведению вышестоящих или военных судов.

Кроме того, уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено на­казание, не превышающее 3 лет лишения свободы, относятся к компетенции мировых судей .

К компетенции районного суда отнесено также разбирательство вопросов, которые возникают при производстве по уголовным делам как бы "попутно"- раз­бирательство жалоб на незаконные и необоснованные задержания по подозрению в совершении преступлений, аресты, продление их сроков, прекращение органами расследования и прокурорами уго­ловных дел, а также некоторые иные действия, совершаемые при расследовании такого рода дел.

Значительную часть всех дел и материалов, рассматриваемых районными судами, составляют гражданские дела.

Это: - дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и земельных правоотношений;

— дела, возникающие из административно-правовых отношений;

— дела особого производства.

Наиболее распространенными гражданскими делами являют­ся дела первой группы. На рассмотрение районного суда они обыч­но попадают, если хотя бы одной из сторон возникшего спора явля­ется гражданин (при условии, что по установленным в законе при­знакам данное дело не должно попасть на рассмотрение какого-то другого суда, скажем, арбитражного, либо административного орга­на).

Сюда относятся, в частности, дела о возмещении имуществен­ного ущерба, причиненного гражданину или организации чьими-то противоправными (а в некоторых случаях и правомерными) действи­ями, о выплате денежной компенсации за причиненный моральный вред, о восстановлении на работе и т.д.

Довольно часто в судах этого уровня рассматриваются и дела так называемого особого производства. Это дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение; о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении его умершим; о призна­нии гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным; о признании имущества бесхозяйным; об установлении неправильно­сти записей в книгах актов гражданского состояния; по жалобам на действия нотариусов и органов, выполняющих нотариальные дей­ствия; о восстановлении прав по утраченным документам на предъя­вителя.

Решаются в районном суде также дела, возни­кающими из административно-правовых отношений, например, человек не согла­сен с наложенным на него милицией штрафом или возражает про­тив взыскания с него недоимки по государственному налогу, считая это противозаконным.

Кроме осуществления правосудия по уголовным и гражданским делам народный суд разбирает многочисленные материалы об административных пра­вонарушениях. Такие материалы судьи рассматривают единолично.

Они также рассматривают вопросы, возникающие при обращении к исполнению и в ходе исполнения приговоров по уголовным делам (об условно досрочном освобождении от отбывания наказания, о замене колонии с одним режимом содержания на колонию с другим режимом, об освобожде­нии от отбывания наказания по болезни или инвалидности, о снятии судимости, о замене наказания более мягким и т.д.).

В районном суде гражданские или уголовные дела рассматриваются как судьей единолично, так и судом в составе су­дьи-профессионала (председательствующего в. данном судебном про­цессе) и двух народных заседателей. Народные заседатели в этом случае пользуются всеми правами судьи.

Прием посетителей проводится в каждом районном суде председателем, всеми судьями и работниками аппарата суда в стро­го установленное время, наиболее удобное для населения. Каждый су­дья ведет учет приема посетителей. В приемной суда (канцелярии) ус­танавливаются стенды с образцами различных судебных документов.

В целях улучшения деятельности судов проводятся регулярные обобщения судебной п р а к т и к и.

В районном суде ведется статистическая отчетность.

В народном суде ведется справочная работа по законодательству и судебной практике.

Важный участок работы в каждом районном суде — дело­производство. Ближайшим помощником председателя (районного судьи) является администратор суда. Введение таких должностей в судах общей юрисдикции всех уровней, в том числе в районных судах, предусмотрено Законом о Судебном департаменте, принятом 8 ян­варя 1998 г.

Должностные лица, именуемые консультантами, призваны выполнять вспомогательную работу, которая требует юридических знаний. Назначаются они председателями судов, как правило, из числа лиц, имеющих высшее юридическое образование. Они ведут учет законодательства, которым должен располагать суд, обеспечи­вают качественное ведение судебной статистики, обобщают судеб­ную практику и т.п.

Заведующий канцелярией отвечает главным образом за распре­деление работы между сотрудниками канцелярии, контролирует ее исполнение, обеспечивает сохранность журналов учета, служебной переписки, книг приказов и распоряжений по суду и иной докумен­тации, оформляет служебную переписку с вышестоящими судебны­ми органами, правоохранительными и иными государственными уч­реждениями, общественными организациями, предприятиями.

Секретари суда ведут делопроизводство по судебным делам, подлежащим рассмотрению конкретными судьями. Они хранят мате­риалы дел, ведут необходимые журналы и карточки, обеспечивают хранение вещественных доказательств по уголовным делам, оформ­ляют законченные производством дела и сдают их в архив.

Секретарь судебного заседания ведет протоколы судебных засе­даний, приглашает очередных народных заседателей к исполнению судебных обязанностей, вызывает участников судебного разбира­тельства и свидетелей, обеспечивает информацию о делах, назначен­ных к слушанию.

2.Суды среднего звена, их полномочия и место в системе судов общей юрисдикции

Верховные суды республик, краевые, областные суды, городс­кие суды в Москве и Санкт-Петербурге, суды автономной области и автономных округов занимают в системе общих (гражданских) судов положение судов среднего звена. Они являются непосредст­венно вышестоящими для районных судов и нижестоящими по отно­шению к Верховному Суду РФ.

Суды среднего звена равнозначны по компетенции и положе­нию в судебной системе, имеют широкие права по рассмотрению уголовных и гражданских дел: они рассматривают дела в качестве судов первой, кассационной и надзорной инстанций.

В качестве суда первой инстанции суды данного уровня рас­сматривают уголовные дела о преступлениях против государствен­ной власти, против мира и безопасностичеловечества, об умышлен­ном убийстве при отягчающих обстоятельствах, изнасиловании при особо отягчающих обстоятельствах и некоторых других тяжких и особо тяжких преступлениях,а также все дела, содержащие сведения, составляющие государственную тайну.

Суды этого уровня, кроме того, вправе принять к своему про­изводству для рассмотрения по первой инстанциигражданские дела, которые в принципе подсудны районным судам. Для "перенесения" гражданского дела в вышестоящий суд требуется согласие спорящих сторон. Суды среднего звена обязаны также принять к своему про­изводству для рассмотрения по первой инстанции любое граждан­ское дело, если оно связано с государственной тайной, а также с обеспечением конституционных прав граждан избирать и быть из­бранными в органы местного самоуправления.

Суды среднего звена, будучи вышестоящими по отношению к районным судам, уполномочены осуществлять проверку законнос­ти и обоснованности решений, вынесенных этими судами.

Рассмотрение дел в кассационном порядке имеет важное зна­чение, так как позволяет предупреждать вступление в силу незакон­ных и необоснованных решений, приговоров, определений и поста­новлений, исправлять судебные и следственные ошибки, способство­вать тому, чтобы такие ошибки больше не повторялись, а тем самым обеспечивает осуществление целей и задач правосудия.

В качестве надзорной инстанции краевой, областной и прирав­ненный к нему суд уполномочен проверять законность и обоснован­ность приговоров и других решений районных судов, а также кас­сационных определений, которые вступили в законную силу.

Суды этого уровня вправе также проверять законность и обо­снованность вступивших в законную силу приговоров и иных судеб­ных решений по вновь открывшимся обстоятельствам. Обычно в таком порядке эти суды проверяют свои "собственные" решения по гражданским делам, а также приговоры по уголовным делам ниже­стоящих судов.

Предшественниками современных судов второго звена стали созданные Положением о судоустройстве РСФСР 1922 г. губернские суды. Являясь судебным центром губернии, губернский суд стал кассационной инстанцией по делам, рассмотренным народными су­дами, и судом первой инстанции по делам о тяжких преступлениях и по некоторым гражданским делам.

В 1922 г. прекратили свою деятельность революционные три­буналы. Дела о преступлениях, ранее рассматривавшихся ими, в основном были переданы в подсудность губернских судов. Члены губернского суда избирались на один год губернским исполнительным комитетом и утверждались Народным комиссариатом юстиции РСФСР. Вышестоящим судом для губерн­ских судов стал Верховный Суд РСФСР.

Конституция СССР 1936 г., а затем и Закон о судоустройстве СССР 1938 г. предусмотрели единообразную структуру судебной системы на территории всей страны.

Верховный суд автономной республики стал высшим судебным органом данной республики. Избирался он Верховным Советом соответствующей республики сро­ком на пять лет и состоял из председателя суда, заместителей председателя, членов суда и народных заседателей. Основными его структурными подразделениями были: судебная коллегия по уголовным делам и судебная коллегия по гражданским делам, которые рассматривали гражданские и уголовные дела по первой инстанции ивкассационном порядке.

Законом РФ от 16 июля 1993 г. в России введен суд присяжных. В этом законодательном акте реше­ны практически все вопросы, связанные с разбирательством уголов­ных дел с участием присяжных заседателей, некоторые суды сред­него звена получили возможность осуществлять правосудие по прин­ципиально новым правилам судопроизводства.

Статьи 30 и 42 Закона о судоустройстве устанавливают, что суды среднего звена состоят из председателя, заместителей пред­седателя, председателей судебных коллегий, членов суда и народ­ных заседателей. Они действуют в составе:

• президиума суда;

• судебной коллегии по гражданским делам

• судебной коллегии по уголовным делам.

Кроме того, в их состав входят аппараты судов, призванные выполнять организационно-вспомогательные функции.

При рассмотрении дела по первой инстанции судебная колле­гия действует, как правило, в составе председательствующего (его роль могут исполнять председатель суда, его заместитель или член суда) и двух народных заседателей.

При рассмотрении дела в кассационном порядке судебная кол­легия суда среднего звена действует в составе председательствую­щего и двух членов суда.

Президиум суда среднего звена состоит из председателя дан­ного суда, его заместителей и наиболее опытных и квалифицирован­ных членов суда в количестве, определяемом Президентом РФ.

Он рассматривает в основном дела в порядке судебного надзо­ра по протестам прокурора республики, края, области, города или округа, а равно председателя суда этого уровня. Протест в прези­диум могут также внести Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель, Генеральный прокурор РФ или его заместитель.

3. Верховный суд Российской Федерации

"Верховный Суд Российской Федерации, — говорится в ст. 126 Конституции РФ,— является высшим судебным органом по граж­данским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных феде­ральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики".

Другими словами, данный суд призван выполнять три основные социальные функции, реализация которых опре­деляет его роль и место в судебной системе Российской Федерации и системе других органов государственной власти:

— выполнение задач, которые возлагаются на него как на выс­ший судебный орган по гражданским, уголовным, административ­ным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции;

— осуществление в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебного надзора за деятельностью таких судов;

— дача разъяснений по вопросам судебной практики.

До октября 1917 г. функции высшего судебного органа выполнялись учреждением, на­зывавшимся Правительствующим Сенатом.

В период гражданской войны и иностранной военной интервен­ции высшими судами в РСФСР считались Верховный трибунал при ВЦИК, действовавший как суд первой инстанции по важнейшим делам, и существовавший наряду с ним Кассационный трибунал при ВЦИК — кассационная инстанция для революционных трибуналов. Кроме того, до 1921 г. действовали: Революционный военный трибу­нал при Реввоенсовете Республики, Главный железнодорожный во­енно-революционный трибунал при Народном комиссариате путей сообщения. Эти органы возглавляли системы соответствующих три­буналов. Но высшего судебного органа, возглавлявшего систему всех судов, до 1922 г. создано не было.

Положением о судоустройстве РСФСР 1922 г. вместо Верховного трибунала при ВЦИК и Высшего судебного контроля при НКЮ РСФСР был организован Верховный Суд РСФСР.

В его ком­петенцию входило осуществление надзора за судебной деятельнос­тью всех судов республики. Он рассматривал дела по кассационным жалобам и протестам на решения губернских судов и был судом первой инстанции по важнейшим гражданским и уголовным делам. Судьи Верховного Суда РСФСР утверждались Всероссийским Цен­тральным Исполнительным Комитетом.

Принятие Конституции РФ 1993 г. тоже отразилось на Верхов­ном Суде РФ. Были несколько уточнены его основные функции и изменен порядок формирования. Судей этого суда теперь назначает Совет Федерации по представлению Президента РФ.

Верховному Суду РФ принадлежат широкие полномочия по судебному разбирательству уголовных и гражданских дел. Он рассматривает в пределах своей компетенции дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных фе­деральным законом — также в качестве суда первой инстанции.

Значительное место в деятельности Верховного Суда РФ зани­мает рассмотрение уголовных и гражданских дел по первой инстан­ции. Верховный Суд, как и все вышестоящие суды, вправе изъять, из нижестоящих судов уголовное и гражданское дело и рассмотреть его по первой инстанции самостоятельно. Такое решение Верховного Суда закон связывает с особой сложностью дела или его особым общественным значением.

Кроме дел, принятых к рассмотрению Верховным Судом по собственной инициативе, ему подсудны и дела, принятые к производству по инициативе Генераль­ного прокурора РФ или его заместителей, а также некоторые дела, подведомственные военным судам. Он так­же должен рассматривать по первой инстанции дела, по которым к уголовной ответственности привлекаются судьи, при условии, что они настаивают на том, чтобы их судил Верховный Суд РФ.

Верховным Судом РФ рассматривает следующие гражданские дела по первой инстанции:

— об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, Фе­дерального Собрания, Правительства РФ;

— об оспаривании нормативных актов федеральных минис­терств и ведомств, касающихся прав и свобод граждан;

— об оспаривании постановлений о прекращении полномочий судей;

— о приостановлении и прекращении деятельности общероссий­ских, и международных общественных объединений;

— об оспаривании решений и действий (бездействия) Централь­ной избирательной комиссии РФ по подготовке и проведению рефе­рендума Российской Федерации, выборов Президента РФ и депута­тов Федерального Собрания (за исключением решений, принимае­мых по жалобам на решения и действия окружных избирательных комиссий);

— по разрешению споров, переданных ему Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ, между органами государ­ственной власти Российской Федерации и органами государствен­ной власти субъектов Российской Федерации, а также между орга­нами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Рассмотрение дел по первой инстанции в Верховном Суде РФ производится по общим правилам гражданского и уголовного судо­производства. Постановленные при этом приговоры и решения всту­пают в законную силу немедленно после их вынесения.

Верховный Суд РФ, являясь кассационной инстанцией для гражданских и военных судов среднего звена, рассматривает дела по кассационным жалобам и протестам прокуроров на не вступив­шие в законную силу приговоры, решения и определения верховных судов республик, краевых, областных судов, городских судов Мос­квы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов, а также окружных (флотских) военных судов. Он также является кассационной инстанцией, проверяющей законность и обо­снованность приговоров и иных решений, постановляемых судебными коллегиями самого Верховного Суда РФ.

Возглавляя систему гражданских и военных судов общей юрис­дикции, Верховный Суд РФ является высшей надзорной инстанци­ей. В надзорном порядке он рассматриваетдела по протестам в по­рядке судебного надзора на вступившие в законную силу пригово­ры, решения, определения и постановления.

Еще одним важным полномочием Верховного Суда РФ является рассмотрение дел по вновь открывшимся обстоятельствам. Такая проверка допускается, как правило, тогда, когда обнаруживаются новые, неизвестные при предшествующем разбирательстве дела обстоятельства, из которых вытекает незаконность и необоснован­ность данного решения.

Рассматривая дела в кассационном порядке, порядке надзора или по вновь открывшимся обстоятельствам, Верховный Суд РФ путем отмены или изменения попавших в его поле зрения судебных решений способствует устранению допущенных в них ошибок, обе­спечивает тем самым единообразие судебной практики, неуклонное соблюдение требований законности не только судами, но и другими государственными органами, охраняет права и законные интересы граждан.

В соответствии с ч. 1 ст. 128 Конституции РФ судьи Верховно­го Суда РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собра­ния по представлению Президента РФ. В состав назначаемых судей входят Председатель Суда, его заместители, члены Суда и народ­ные заседатели. По Закону о статусе судей срок полномочий профес­сиональных судей не ограничивается. Срок полномочий народных заседателей — 5 лет.

Судьями Верховного Суда РФ могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование и стаж рабо­ты по юридической специальности не менее 10 лет. Они должны иметь и соответствующий жизненный опыт (быть не моложе 35 лет), а также отвечать высоким нравственным требованиям. Судья, впер­вые назначенный на должность, приносит присягу. Делается это в торжественной обстановке на собрании судей Верховного Суда РФ перед Государственным флагом Российской Федерации.

Основные подразделения Верховного Суда РФ:

• Пленум;

• Президиум;

• Кассационная коллегия;

• Судебная коллегия по гражданским делам;

• Судебная коллегия по уголовным делам;

• Военная коллегия.

4. Военные суды

Современных российских военных суды входят в подсистему судов общей юрисдикции. Подобно всем правоохранительным органам и иным судам, в со­ответствии со ст. 1 Закона о безопасности, военные суды призваны участвовать в охране личности — ее прав и свобод, общества — его материальных и духовных ценностей, а также государства — его кон­ституционного строя, суверенитета и территориальной целостности.

Существенным фактором, влияющим на положение военных судов в российской судебной системе, является то, что они образу­ются и функционируют в специфических условиях войск органов и формирований, где федеральным законом предусмотрена военная служба.

Важно подчеркнуть и то, что по закону военные суды, как и гражданские, самостоятельны и никому не подотчетны. Об этом сказано в ч. 2—4 ст. 5 Закона о военных судах:

"2. Судьи военных судов независимы и в своей деятельности по осуществлению правосудия никому не подотчетны.

3. Всякое вмешательство в деятельность судей военных судов по осуществлению правосудия недопустимо и влечет ответствен­ность, предусмотренную федеральным законом.

4. Гарантии независимости судей, установленные Конституци­ей Российской Федерации, федеральными конституционными зако­нами и федеральными законами, не могут быть отменены или сни­жены в отношении судей военных судов".

Впервые по Военно-судебному ус­таву 1867 г. в российской армии формировалась своя система судов, в которую входили полковые суды, военно-окружные суды и Глав­ный военный суд. Они были поставлены в жесткую зависимость от военного командования: полковые судьи назначались командирами полков или воинскими начальниками, приравненными к ним, судьи военно-окружных судов — командующими военными округами, а судьи Главного военного суда — императором по представлению военного министра.

Приказ Народного комиссариата по военным делам РСФСР "О фронтовых полковых (отрядных) местных судах (положение)" от 23 июля 1918 г. предусматривал, что эти суды должны рассматривать все уголовные дела, "по которым обвиняемому угрожает наказание не свыше пяти лет лишения свободы".

Дела о более опасных преступ­лениях должны были передаваться в территориальные революци­онные трибуналы.

В нояб­ре 1919 г. ВЦИК принял Декрет, утвердивший первое Положение о революционных военных трибуналах. Этот документ подтвердил их "ничем не ограниченное право в определении меры репрессии" и по­ставил в более жесткую зависимость от командования, политорганов и военной контрразведки.

В принципе с такими полномочиями революционные военные трибуналы существовали все годы гражданской войны и военной интервенции. По мере ослабления военной напряженности и после неоднократных корректировок законодательства эти суды утрачи­вали облик чрезвычайных органов. В ходе реформы 1922—1924 гг. они перестали именоваться революционными и вошли в состав еди­ной судебной системы РСФСР.

По Положению о судоустройстве РСФСР 1922 г. в Верховном Суде РСФСР была образована Военная коллегия, которая и осуще­ствляла непосредственно надзор за судебной деятельностью военных трибуналов.

25 декабря 1958 г. состоялось приня­тие нового Положения о военных трибуналах, которое почти полно­стью исключило из подсудности этих судов дела о преступлениях, совершенных лицами, не состоящими на военной службе, и однознач­но предусмотрело, что они должны при отправлении правосудия руководствоваться теми же законами, что и все остальные суды.

Этот акт в 1980 г. подвергся лишь некоторым уточнениям, не носившим принципиального характера, и в значительной мере действовал до июня 1999 г.

В 1992 г. Президиум Верховного Сове­та РФ своим Постановлением "О военно-судебных органах, дисло­цированных на территории РСФСР" от 28 декабря 1991 г. включил Военную коллегию, бывшую до этого частью Верховного Суда СССР, в состав Верховного Суда РФ, а вместе с этим соответственно пере­подчинил все военные трибуналы, расположенные на территории Российской Федерации и в группах войск.

Значительной вехой в истории российских судов стало приня­тие 23 июня 1999 г. Федерального конституционного закона "О во­енных судах Российской Федерации". Этот Закон, отменив Положе­ние о военных трибуналах 1980 г.

Круг дел, отнесенных к ведению военных судов, т.е. подведом­ственных этим судам, предопределяется преимущественно персо­нальными свойствами (признаками, особенностями) лиц, права и законные интересы которых ставятся под охрану военных судов, либо лиц, привлекаемых к ответственности (уголовной или администра­тивной) по приговорам (постановлениям) этих судов. Свойством (при­знаком, особенностью) такого рода является принадлежность лица

- к военнослужащим,

- к тем, кто приравнивается к ним (граждане, проходящие воен­ные сборы, а иногда и прошедшие такие сборы либо уволенные или уволившиеся с военной службы),

- либо к тем, кто связан с военнослужащими или воинскими струк­турами (при определенных правовыми актами условиях — члены семей военнослужащих, а также вольнонаемные, работающие в воин­ских частях или учреждениях).

Ч. 1 ст. 7 Закона о военных судах определяет какие конкрет­ные категории дел могут рассматриваться военными судами.

Это - гражданс­кие и административные дела о защите нарушенных и (или) ос­париваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военно­служащих либо граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.

Другими словами, речь идет о защи­те в военных судах военнослужащих и лиц, которые проходят во­енные сборы, от исходящих от военных органов и должностных лиц незаконных действий и решений

К данной категории дел можно от­нести также дела (см. ч. 2 ст. 7 Закона), возникающие в связи с жа­лобамиграждан, переставших быть военнослужащими (уволенных с военной службы) или окончивших прохождение военных сборов, на незаконные действия (решения) военных органов управления или должностных лиц,при условии, что обжалуемые действия (решения) состоялись в период прохождения такими гражданами военной служ­бы либо сборов.

Вторую категорию дел, подведомственных военным судам, образуют уголовные дела о преступлениях, совершенных, как пра­вило, военнослужащими или лицами, проходящими военные сборы (п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона).

Одновременно с рассмотрением уголовных дел военные суды, естественно, могут рассматривать иски о возмещении вреда, причи­ненного преступлением. Такие иски могут быть заявлены в военном суде независимо от того, кому причинен вред (гражданскому лицу или военнослужащему) и является ли причинителем такого вреда военнослужащий.

Закон о военных судах (ч. 6 и 7 ст. 7) относит к ведению эти судов также принятие решений по вопросам, возникающим при производ­стве по уголовным делам на досудебных стадиях процесса.

Особые правила установлены для подведомственности военных судов, находящихся вместе с российскими войсками за пределами России. Их содержание в значительной мере определяется между­народными договорами Российской Федерации.

Подобные договоры заключены с рядом государств СНГ, где по тем или иным причинам находятся российские воинские формиро­вания.

К третьей категории дел, подведомственных военным судам, отнесены дела об административных правонарушениях, совершенные военнослужащими или гражданами, проходящими военные сборы.

Статус военных судей всех уровней в основном определен Законом о статусе судей Но есть и некоторые особенности, обусловленные отмеченной выше спецификой органи­зации и деятельности военных судов: кандидаты на должности во­енных судей сдают квалификационные экзамены комиссиям при военных судах округов, флотов, видов и групп войск; военный су­дья, в отличие от судьи гражданского суда, не может оставаться в своей должности по достижении предельного возраста для пребы­вания на военной службе; кандидат на должность военного судьи может иметь пятилетний стаж службы в офицерской должности и т.д. (подробнее см. ст. 26—31 Закона о военных судах).

В соответствии со ст.8 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации"в систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды.

В случае, если воинская часть, предприятие, учреждение или организация Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов дислоцируются за пределами территории Российской Федерации, по месту их дислокации могут быть созданы военные суды, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Гарнизонный военный суд действует на территории, на которой дислоцируются один или несколько военных гарнизонов.

Гарнизонный военный суд образуется в составе председателя, его заместителей и других судей.

Гарнизонный военный суд рассматривает в первой инстанции не отнесенные федеральным конституционным законом и (или) федеральным законом к подсудности Военной коллегии или окружного (флотского) военного суда гражданские, административные и уголовные дела, а также материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.

Гарнизонный военный суд рассматривает дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, определений и постановлений по гражданским делам, принятых им и вступивших в законную силу.

.Окружной (флотский) военный суд действует на определенных федеральным законом территориях одного или нескольких субъектов Российской Федерации, на которых дислоцируются воинские части и учреждения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Окружной (флотский) военный суд образуется в составе председателя, его заместителей, а также других судей. В окружном (флотском) военном суде образуется президиум, могут быть образованы судебные коллегии и (или) судебные составы.

Окружной (флотский) военный суд рассматривает в первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной, уголовные дела, отнесенные к компетенции данного военного суда Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, и дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным гарнизонным военным судам.

Окружной (флотский) военный суд в пределах, установленных настоящим Федеральным конституционным законом, рассматривает дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу.

Окружной (флотский) военный суд в пределах, установленных настоящим Федеральным конституционным законом, рассматривает дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в законную силу, а также на решения, приговоры, определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом в апелляционной инстанции.

Окружной (флотский) военный суд рассматривает дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений гарнизонных военных судов.

Высшей инстанцией системы военных судов является Военная коллегия, которая действует в составе Верховного Суда Российской Федерации.

Военная коллегия рассматривает дела, подсудные военным судам, в следующем составе:

1) в первой инстанции гражданские и административные дела в соответствии с федеральным законом рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей;

2) дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу, рассматривает коллегия, состоящая из трех судей;

3) дела по представлениям на решения, приговоры, определения и постановления военных судов, вступившие в законную силу, рассматривает коллегия, состоящая из трех судей.

5. Мировые судьи

Вопрос об учреждении дополнительного звена судебной систе­мы, которое позволило бы освободить суды основного звена судов общей юрисдикции от рассмотрения незначительных уголовных и гражданских дел, а также дел об административных правонаруше­ниях рассматривался достаточно долго.

В наши дни идея воз­рождения института мировых судей начинает обретать реальные очертания: сначала принятый 31 декабря 1996 г. Закон о судебной системе в общих чертах обозначил "контуры" этого института (см. ст. 3, ч. 2 и 4 ст. 4, ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 10, ч. 8 ст. 13, ч. 2 ст. 17, ч. 2 ст. 21, ст. 28 и ч. 2 ст. 33), а затем появился закон, решивший большинство конкретных вопросов его организации и основ деятельности, — Закон о мировых судьях (17 декабря 1998 г.).

В соответствии с этим законом мировые суды (мировые судьи) учреждаются во всех субъектах Российской Федерации. Они наде­ляются своеобразным положением в судебной сис­теме — отнесены к числу возглавляемых Верховным Судом РФ судов общейюрисдикции, входят в их систему, но при этом не яв­ляются судами федеральными.

Они — суды субъектов Федерации, хотя их финансирование должно осуществляться из средств феде­рального бюджета. При отправлении правосудия по гражданским и уголовным делам эти суды обязаны руководствоваться федеральны­ми законами. Лишь при рассмотрении материалов об администра­тивных правонарушениях им разрешено при отсутствии федераль­ных правил прибегать к правилам судопроизводства, устанавлива­емым законами субъектов Федерации.

Существенно и то, что большая часть вопросов их организации и полномочий подлежит регламентации в федеральных законах. К ведению субъектов Федерации отнесено только определение порядка назначения (избрания) мировых судей и установление некоторых правил, касающихся их организации и деятельности. Свои решения они должны выносить именем Российской Федерации, и эти реше­ния имеют то же общеобязательное значение, что и акты правосу­дия федеральных судов .

Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта Федерации определяются федеральным законом по зако­нодательной инициативе соответствующего субъекта Федерации, согласованной с Верховным Судом РФ, или по инициативе последне­го, согласованной с соответствующим субъектом Российской Феде­рации. Судебные участки создаются из расчета численности насе­ления на одном участке от 15 до 30 тыс. человек. В административ­но-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тыс. человек создается один судебный участок.

Компетенция мировых судей определена довольно широко. Они должны единолично рассматривать по первой инстанции:

• уголовные дела о преступлениях, за совершение которых мо­жет быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы;

• дела о выдаче судебного приказа;

• дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

• дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества;

• иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установ­лении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

• дела по имущественным спорам при цене иска, не превыша­ющей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления;

• дела, возникающие из трудовых отношений, за исключени­ем дел о восстановлении на работе;

• дела об определении порядка пользования земельными уча­стками, строениями и другим недвижимым имуществом;

• дела об административных правонарушениях, отнесенные КоАП к компетенции мирового судьи.

Они также уполномочены пересматривать свои собственные приговоры и иные решения по вновь открывшимся обстоятельствам.

Вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям является районный суд, на территории которого находится участок мирового судьи.

Контрольные вопросы:

1.Назовите суды Российской Федерации, относящиеся к судам общей юрисдикции.

2.Назовите состав и полномочия районного суда.

3. Охарактеризуйте полномочия верховных судов республик, областных (краевых) и приравненных к ним судов.

4. Охарактеризуйте полномочия Верховного Суда Российской Федерации.

4. Каково построение и полномочия военных судов в Российской Федерации?

5. Назовите полномочия мировых судей.

Наши рекомендации