Формы реагирования прокуратуры на нарушения законности в государственном и муниципальном управлении

К формам реагирования прокурора на выявленные нарушения законности относится:

Про­тест. Протест на противоречащий закону акт приносится прокурором в орган, издавший этот акт, или в вышестоя­щий орган, правомочный принять по нему решение. В таком же порядке приносится протест на противоречащие закону акты или действия должностного лица. Представление прокурора об устранении нарушений закона, причины нарушений и условий, им способствую­щих, вносится в орган или должностному лицу, правомоч­ным устранить допущенные нарушения

Постановление. Прокурор в зависимости от характера нарушения закона должностным лицом или гражданином выносит мотивированное постановление о возбуждении уго­ловного дела или производства об административном право­нарушении, о возбуждении дисциплинарного производства. Мотивированное постановление может выноситься прокуро­ром и в иных случаях как форма выражения его требований.

Предписание. Письменное предписание об установле­нии нарушения закона направляется в орган или должностному лицу, допустившему нарушение, либо в порядке подчиненности в орган или должностному лицу, правомоч­ному устранить допущенное нарушение. Предписания выносятся в случаях, когда нарушение закона носит явный характер и может причинить суще­ственный вред правам и законным интересам государства, предприятия, учреждения, организации или гражданина.

Официальное предупреждение. В целях предупрежде­ния правонарушения при наличии сведений о готовящихся противоправных действиях прокурор письменно объявляет должностному лицу или гражданину официальное предуп­реждение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в официальном предупреждении, лицо, которому оно объяв­лено, может быть привлечено к ответственности в установ­ленном законом порядке.

Понятие, содержание и характерные черты административного надзора. Виды административного надзора.

Административный надзор – разновидность государственного контроля за соблюдением норм и общеобязательных правил, закреплённых в законах и подзаконных актах, осуществляемый в отношении органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан.

Характерные черты:

— субъект административного надзора является субъектом исполнительной власти;

— основной целью является обеспечение безопасности граждан, общества, государства (а судебного и прокурорского — обеспечение законности в стране);

— специализированный характер, то есть он направлен на соблюдение специальных правил (санитарных, пожарных, ветеринарных, таможенных и др.);

— проводится систематически за конкретным объектом;

— осуществляется, как правило, субъектами исполнительной власти, наделенными надведомственными полномочиями;

— связан с применением административного принуждения.

Административный надзор осуществляется с целью охраны соответствующих общественных отношений как от правонарушений, так и от объективно-противоправных действий и стихийных явлений.

Содержание административного надзора:

1) участие в правотворчестве;

2) организационно-массовая работа;

3) контроль предварительный, текущий, последующий;

4) пресечение правонарушений;

5) привлечение виновных к ответственности.

В административной науке выделяют такие виды административного надзора:

— государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

— надзор за соблюдением законодательства о труде;

— государственный геодезический надзор;

— государственный надзор за безопасностью дорожного движения;

— государственный пожарный надзор;

— административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;

Наши рекомендации