Функции, структура, основные
ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Конституционный Суд РФ- судебный орган
конституционного контроля, самостоятельно и не-
зависимо осуществляющий судебную власть по-
средством конституционного судопроизводства
(ст. 1 ФКЗ от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ ≪О Конститу-
ционном Суде Российской Федерации≫ с изменени-
ями от 8 февраля, 15 декабря 2001 г.).
Конституционный Суд РФ состоитиз 19 су-
дей, один из которых является председательствую-
щим и один - его заместителем.
Эти судьи избираются на пленарном заседании
Конституционного Суда сроком на 3 года, тогда как
общий срок полномочий судей составляет 15 лет.
Судьи Конституционного Суда РФ назначаются Со-
ветом Федерации по представлению Президента РФ.
Судьей Конституционного Суда РФ может быть
назначен гражданин РФ, достигший 40-летнего воз-
раста, обладающий безупречной репутацией, имею-
щий высшее юридическое образование и стаж ра-
боты по юридической профессии не менее 15 лет,
а также обладающий признанной высокой квалифи-
кацией в области права.
Судьи Конституционного Суда РФ независимы
и обладают неприкосновенностью.
Структура Конституционного СудаTs0.042 РФ вклю-
чает в себя две палаты, одна их которых состоит из
10, а вторая из 9 судей Конституционного Суда.
Палаты на каждом своем заседании избирают из
своего состава председательствующего, который
исполняет свои обязанности по руководству в рам-
ках этого заседания.
Принципы деятельностиКонституционного суда: 1) независимость судей Конституционного Суда РФ; 2) коллегиальность рассмотрения дел;
3) гласность судебного заседания (допускается
трансляция заседаний Конституционного Суда РФ);
4) состязательность и равноправие сторон (этот
принцип для конституционного судопроизводства
условный, так как решения выносятся на основании
документов и собственно сторон нет).
Конституционный Суд РФ вправе:1) разре-
шать дела о соответствии Конституции РФ феде-
ральных законов, Указов Президента РФ, актов Пра-
вительства РФ; конституций республик, уставов,
а также законов и иных нормативных актов субъек-
тов РФ; договоров между органами государствен-
ной власти РФ и органами государственной власти
субъектов РФ, договоров между органами государ-
ственной власти субъектов РФ; не вступивших в за-
конную силу международных договоров РФ; 2) раз-
решать споры о компетенции: между федеральными
органами государственной власти; между органами
государственной власти РФ и органами государ-
ственной власти субъектов РФ; между высшими го-
сударственными органами субъектов РФ; 3) давать
заключение о соблюдении установленного порядка
выдвижения обвинения Президента РФ в государ-
ственной измене или совершении иного тяжкого
преступления; 4) выступать с законодательной ини-
циативой по вопросам своего ведения; 5) давать
толкование Конституции РФ (по запросам Президен-
та РФ, Совета Федерации, Государственной Думы,
Правительства РФ, органов законодательной власти
субъектов Федерации), 6) проверять конституцион-
ность закона, примененного или подлежащего при-
менению в конкретном деле, разрешаемом судом по
жалобам граждан и запросам судов; 7) осуществ-
лять иные полномочия, предоставляемые ему Кон-
ституцией РФ, Федеративным договором и фе-
деральными конституционными законами.
РЕШЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ
В целях осуществления конституционного контро-
ля за соответствием Конституции РФ правовых ак-
тов различных органов государственной власти РФ
и субъектов РФ Конституционный Суд РФ вправе по
вопросам своей компетенции выносить постановле-
ния по делам о толковании статей Конституции РФ.
Конституционный Суд РФ является единственным
источником официального толкования Конституции
РФ и иных федеральных законов РФ. Именно он
принимает акты (постановления Конституционного
Суда РФ), подлежащие применению на территории
всей России, разъясняющие конституционные нор-
мы и иные нормативные акты органов государствен-
ной власти РФ и ее субъектов.
Решения Конституционного Суда РФ, чтобы они
обладали перечисленными свойствами (обязатель-
О") ными, правомочными), должны быть приняты
—*• в установленном законом порядке, т. е. решение