Думы и члена совета федерации

ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ

Статус парламентариев характеризуется их не-

прикосновенностью в течение всего срока испол-

нения полномочий, т. е. недопустимостью соверше-

ния определенных действий со стороны властных

структур в отношении этих лиц.

К парламентариям не могут быть применены:

1) личный досмотр; 2) задержание; 3} арест (за-

ключение под стражу); 4) обыск как уголовно- и ад-

министративно-процессуальная мера.

Привлечение парламентариев к уголовной или ад-

министративной ответственности за высказывание

мнения или выражение позиции при голосовании

в соответствующей палате Федерального Собрания

и другие подобные действия, связанные с осуществ-

лением их полномочий, не допускается, если эти дей-

ствия не носили характера оскорбления либо не со-

держали в себе иной состав правонарушения.

К парламентариям могут быть применены меры

принуждения: 1) в случае задержания члена Совета

Федерации или депутата Государственной Думы на

месте преступления; 2) в случаях, когда этого тре-

бует безопасность РФ либо других граждан.

Члены Совета Федерации и депутаты Государствен-

ной Думы могут быть лишены депутатской непри-

косновенности. Это возможно при наличии решения

соответствующей палаты Федерального Собрания,

вынесенного по представлению Генерального проку-

рора РФ за виновное поведение парламентария и при-

нятого большинством голосов от общего числа пар-

ламентариев палаты Федерального Собрания.

Депутаты Государственной Думы и члены Феде-

рального Собрания обладают парламентским имму-

уунитетом в течение, всего срока полномочий.Срок полномочийдепутатов Государственной

Думы РФ начинается со дня их избрания и прекра-

щается днем начала работы Думы нового созыва,

если срок полномочий Государственной Думы не

прекращен досрочно в установленном законодатель-

ством порядке.

Полномочия члена Совета Федерации начинают-

ся со дня вступления в силу решения о его избра-

нии (назначении) и прекращаются днем вступления

в силу решения об избрании (о назначении) вновь

избранного члена Совета Федерации РФ.

Досрочное прекращение полномочийпарла-

ментариев возможно в случаях: 1) подачи письмен-

ного заявления членом Совета Федерации о сло-

жении своих полномочий; 2) избрания члена палаты

Федерального Собрания должностным лицом, пол-

номочия которого несовместимы с полномочиями

парламентария; 3) назначение члена палаты Феде-

рального Собрания (или занятие его коммерческой

деятельностью) на государственную или муници-

пальную службу, не совместимую с членством

в Федеральном Собрании РФ; 4) утраты граждан-

ства РФ либо приобретении гражданства иностран-

ного государства; 5) вступления в законную силу

обвинительного приговора суда в отношении чле-

на палаты Федерального Собрания; 6) вступления

в законную силу судебного решения об ограниче-

ния дееспособности члена палаты Федерального

Собрания либо о признании его недееспособным;

7) смерти, признания члена палаты Федерального

Собрания безвестно отсутствующим либо объявле-

ние его умершим на основании решения суда, всту-

пившего в законную силу; 8) призыва члена пала-

ты Федерального Собрания на военную службу

с его согласия; 9) досрочного прекращения полно-

мочий Государственной Думы РФ в порядке рос-

пуска.

50.КОНТРОЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ

Федеральное Собрание РФвправе осуществ-

лять контрольные полномочияв отношении Пре-

зидента РФ и Правительства РФ. Эти полномочия

Федеральное Собрание осуществляет в форме:

1) установленной процедуры отрешения Президен-

та РФ от должности; 2) осуществления контрольных

полномочий за исполнением бюджета РФ; 3) объяв-

ления Правительству РФ ≪вотума недоверия≫.

Отрешение Президента РФот должности воз-

можно только на основании выдвинутого Государ-

ственной Думой РФ обвинения в государственной

измене или совершении иного тяжкого преступле-

ния, подтвержденного заключением Верховного

Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ при-

знаков преступления и заключением Конституцион-

СЛ ного Суда РФ о соблюдении установленного поряд-

"ч≪1 ка выдвижения обвинения.

Решение Государственной Думы о выдвижении

обвинения и решение Совета Федерации об отре-

шении Президента РФ от должности должны быть

приняты не менее чем 2/3 голосов от общего числа

в каждой из палат по инициативе не менее 1/3 де-

путатов Государственной Думы и при наличии за-

ключения специальной комиссии, образованной Го-

сударственной Думой.

После выдвижения обвинения Президенту РФ Го-

сударственной Думой Совет Федерации должен при-

нять решение об отрешении Президента РФ в тече-

ние 3 месяцев, если же в этот срок решение об

отрешении Президента РФ от должности не приня-

то, то обвинение против Главы государства счита-

ется отклоненным.

В случае принятия в установленном порядке решения об отрешении Президента Рф от должности назначаются досрочные выборы Президента не

позднее 3 месяцев отрешения.

В сфере бюджетного контролянижняя палата

Федерального Собрания РФ: 1) рассматривает

представленный Правительством РФ федеральный

бюджет и отчет о его исполнении; 2) заслушивает

отчеты о ходе исполнения федерального бюджета.

≪Вотум недоверия≫ Правительству РФ-

принципиальное несогласие Государственной Думы

с правительственной политикой вообще или по ка-

кому-то весьма важному вопросу, в результате чего

их дальнейшее взаимодействие невозможно.

Решение Государственной Думы о недоверии Пра-

вительству РФ считается принятым в случае, если

за это решение проголосовало большинство голо-

сов от общего числа депутатов Государственной

Думы РФ, т. е. не менее 226 голосов.

Вотум недоверия Правительству РФ влечет за со-

бой обязанность Президента РФ согласиться с мне- 00

нием Федерального Собрания и отправить Пред- Ю

седателя Правительства РФ в отставку (а значит,

и весь состав Правительства, так как все члены обя-

заны уйти в отставку в случае ухода Председателя)

либо не согласиться и распустить Государственную

Думу с назначением досрочных выборов.

При этом если Президент РФ не согласился с Госу-

дарственной Думой по вопросу недоверия Правитель-

ству, то Президент должен предложить Государствен-

ной Думе повторно рассмотреть вопрос о доверии

Правительству. Если же Государственная Дума в те-

чение 3 месяцев повторно выразит недоверие

Правительству, то только в этом случае Президент РФ

вправе распустить Государственную Думу, если по-

прежнему не согласен с мнением депутатов.

Если же Президент РФ согласился с мнением Го-

сударственной Думы, он должен представить кан-

дидатуру нового Председателя Правительства РФ.

51.ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В РФ:

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Законодательный процесс в РФ- это сово-

купность определенных действий Федерального

Собрания РФ, направленных на принятие норматив-

но-правовых актов.

Стадии законодательного процесса: 1) законода-

тельная инициатива; 2) предварительное рассмот-

рение законопроектов; 3) рассмотрение законопро-

екта в Государственной Думе; 4) принятие закона;

5) рассмотрение и одобрение закона Советом Фе-

дерации; 6) подписание Президентом РФ й обна-

родование закона.

Существует особая стадия законотворческого про-

цесса - преодоление разногласий между Советом

Федерации и Государственной Думой РФ. Эта ста-

дия не всегда присутствует в законотворческом про-

цессе, а только в случае возникновения таких раз-

ногласий по содержанию текста закона.

Правом законодательной инициативы обладают

субъекты, перечисленные в Конституции РФ. Все

субъекты законодательной инициативы в Федераль-

ное Собрание РФ вправе вносить законопроекты по

вопросам, относящимся к их ведению, и в пределах

своей компетенции. Законопроект считается внесен-

ным в Государственную Думу со дня его регистра-

ции в управлении документационного обеспечения

Аппарата Государственной Думы, где заводится

электронная регистрационная карта, в которой от-

ражаются все стадии законодательного процесса.

Предварительное рассмотрение законопроекта

в Государственной Думе начинается по истечении

14 дней. Предварительное рассмотрение законо-

проекта осуществляется специальным комитетом по

рассмотрению законопроекта. На этой стадии зако-

ну нопроект должен пройти правовую экспертизу.

После предварительного рассмотрения законо-

проект представляется в Совет Государственной

Думы для внесения на рассмотрение Думы не позд-

нее чем за 14 дней.

Рассмотрение законопроекта может проходить

в трех чтениях. Законопроект может быть принят

в первом же чтении, только если не возникает ни-

каких разногласий по тексту законопроекта. В про-

тивном случае должна быть проведена процедура

урегулирования разногласий.

После прохождения всех согласительных процедур

(либо при их отсутствии после первого же чтения)

законопроект должен быть принят. С этого момента

законопроект считается федеральным законом.

Федеральный закон, принятый Государственной Ду-

мой, не может быть подписан Президентом РФ и об-

народован, если не был одобрен Советом Федерации.

Одобрение Совета Федерацииможет быть

в выраженной (в виде постановления Совета Феде-

рации) и молчаливой формах (в виде отсутствия ка-

кого бы то ни было ответа на законопроект в тече-

ние 14 дней со дня его поступления на рассмотрение

Совета Федерации).

Подписание и обнародование федерального зако-

на, принятого Государственной Думой и одобренно-

го Советом Федерации, осуществляется Президен-

том РФ в течение 14 дней со дня его поступления.

Президент РФ обладает правом отлагательно-

го ветов отношении поступивших к нему на под-

пись федеральных законов. Отлагательное вето оз-

начает, что Президент РФ обладает не абсолютным

правом в отношении воспрепятствования обнародо-

ванию ≪неугодных≫ федеральных законов, а ограни-

ченным, так как Федеральное Собрание может

в установленной форме преодолеть вето Президента

РФ (в этом случае Президент обязан подписать за-

кон в течение 7 дней).

52.КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СТАТУСА

ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ: ПОРЯДОК

Наши рекомендации