Государственно-правовые закономерности.

Государственно-правовые закономерности: понятие, общая характеристика, виды.

Государственно-правовые закономерности – это выявленное наукой действие закона возникновения, развития или функционирования государственно-правовой действительности.

Общая характеристика: Государственно-правовая закономерность представляет собой объективную, систематическую повторяемость взаимосвязанных фактов и явлений в сфере государства и права. Государственно-правовые закономерности выражают глубинные, существенные свойства и стороны государственно-правовых явлений, реализуются через человеческое поведение, действуют в определенном масштабе, выявляются на основе общественной практики. Государственно-правовая закономерность не тождественна социальному закону. Закон — наиболее жесткая, императивная форма закономерности, не терпящая исключений, действующая с неумолимой силой. Иначе говоря, закон влечет неизбежное следование одного факта за другим, закономерность же может носить более гибкий, вариативный характер и допускать более сложный и менее линейный ход событий. От тенденции, напротив, закономерность отличается тем, что тенденция может носить краткосрочный, неустойчивый характер, проявляться «пунктирно», то есть обладать недостаточной частотой, длительностью и систематичностью действия, чтобы можно было считать ее закономерностью, кроме того, может иметь как объективное, так и субъективное происхождение. Закономерностью является далеко не всякая, а лишь самая последовательная, стойкая, доминирующая тенденция в развитии права. Новые государственно-правовые закономерности возникают одновременно с новыми явлениями правовой жизни, которые вступают во взаимодействие с уже существующими и между собой. Закономерность реализуется как однотипная реакция явления на внешние условия, как устойчивая модель отношений между субъектами или институтами. Условием действия закономерности является: 1)динамический характер государственно-правовой жизни, 2) реализация через взаимодействие государственно-правовых явлений.остановка движения и развития означает впадение в хаос, гибель правовых закономерностей, а вместе с ними и самого права. Государственно-правовая закономерность реализуется благодаря наличию типичных социальных интересов, в соответствии с которыми субъекты правовой жизни ведут себя при схожих обстоятельствах сходным образом.

Виды: по содержанию - 1)закономерности возникновения

2)закономерности развития;

3) закономерности функционирования

по структуре *однообъектные

*многообъектные;

по типу связи - *причинно-следственные

* функциональные;

по масштабу — 1) глобальные

2) локальные;

по степени обобщения - эмпирические и теоретические;

по времени действия - постоянные и временные;

по логической природе - логически допустимые и логически необходимые;

по сфере действия - общие и специальные.

- по содержанию; 1) закономерности возникновения (генетические), определяющие зарождение и появление какого-либо государственно-правового явления, например, закономерности формирования права; 2) закономерности развития, определяющие процесс качественного изменения объекта, его перехода в иное состояние 3) закономерности функционирования, относящиеся к состоянию и поведению явления в его сложившемся, относительно стабильном виде;

- по структуре: а) однообъектные - простейший тип закономерностей, которые не устанавливают связей между явлениями, а характеризуют функционирование какого-либо одного, отдельно взятого явления; б) многообъектные закономерности, в орбиту действия которых вовлечено два или более явлений. В случае, когда таких явлений больше двух, может иметь место сложная государственно-правовая закономерность, включающая сразу несколько связей между явлениями.

- по типу связи: а) причинно-следственные закономерности, в содержание которых входит связь между явлением и обусловившей его причиной: б) функциональные закономерности, в которых объекты не соединены причинно-следственной связью. Тем не менее функциональные закономерности всегда так или иначе восходят к причинно-следственным; например, функциональный характер носит закономерная взаимосвязь между двумя следствиями одной и той же причины.

- по масштабу: а) глобальные закономерности, характеризующиеся максимальной пространственной широтой действия, распространяющиеся на государственно-правовые явления независимо от их географического местонахождения, национальной принадлежности и т.п.; б) локальные закономерности, действие которых ограничено определенными территориальными рамками.

- по уровню обобщения: а) эмпирические закономерности, выявленные на материале конкретных наблюдений за отдельными правовыми объектами; б) теоретические закономерности, содержащие основание и раскрытие глубинной сущности правовых явлений, устанавливающие связь между ними на уровне научных категорий.

- по времени действия: а) постоянные закономерности, действующие на протяжении всей истории, в нашем случае - истории государства и права; например, объективная обусловленность правовой формы общественных отношений содержанием регулируемых отношений; б) временные закономерности, существующие в течение определенного промежутка времени и прекращающие свое действие по его окончании.

- по логической природе: а.) логически возможные (допустимые) закономерности, существование и содержание которых допустимо с точки зрения законов логики, но не предписывается ими жестко, так как логика, в сущности, может одинаково смириться как с наличием этих закономерностей, так и с их отсутствием; б) логически необходимые закономерности, прямо вытекающие из законов логики, преломляющие их применительно к конкретным обстоятельствам, например: «если правовая норма предписывает одно, а социально-экономические условия жизни - другое, решающую роль для выбора линии поведения в конечном счете сыграют именно социально-экономические факторы»

- по сфере действия: а) общие закономерности, обладающие наивысшей степенью универсальности и обобщенности, охватывающие в целом государство, право, всю правовую систему - скажем, обусловленность правового развития состоянием средств материального производства и экономическим уровнем общества; б) специальные закономерности, касающиеся какого-либо отдельного правового явления или участка правовой жизни; например, закономерности развития системы российского права, закономерности реализации и защиты прав человека в юридической деятельности, закономерности изложения правовых норм в статьях нормативных актов и т.д.

Всеобщие методы ТГП.

Общий метод — это метод материалистической диалектики.

Метод материалистической диалектики, соединяя диалектический подход к познанию окружающего мира с его материалистическим пониманием, является наиболее эффективным способом изучения природных, социальных и мыслительных процессов.

проявляется в том, что государство и право рассматриваются как явления, которые, во-первых, определяются природой человека, социально-экономическими, политическими, духовными и иными условиями жизни общества.

Во-вторых, они самым тесным образом связаны с другими социальными явлениями. Трудно найти в обществе сферу общественных отношений, где не проявляли бы себя государство и право. Соотнося государство и право с другими социальными явлениями, можно определить их характерные черты, роль и место в обществе. Именно поэтому государство сопоставляется с политической системой общества, политикой, общественными образованиями, а право — с экономикой, правосознанием, моралью, обычаями.

В-третьих, государство и право постоянно развиваются. Каждый новый этап в поступательном движении общества — это и новая ступень в развитии государства и права. Постепенные количественные изменения в структуре государства, его функциях, законодательстве приводит к качественным преобразованиям в государственно-правовой системе.

Общенаучные методы ТГП.

Общенаучные методы – это средства познания, используемые во всех областях научного знания.

К числу общенаучных методов относятся, в частности, системно-структурный метод, функциональный подход, общие логические приемы и т.д.

Системно-структурный методпредполагает исследование внутреннего устройства (структуры) изучаемого явления, а также исследование связей как между составными частями внутри самого явления, так и с родственными явлениями и институтами. Данный метод исходит из того, что: 1) система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов; 2) она образует единство со средой; 3) как правило, любая исследуемая система представляет собой элемент системы более высокого порядка; 4) элементы любой исследуемой системы, в свою очередь, обычно выступают как системы более низкого порядка. Как система может быть рассмотрено любое явление.

Государство и право по своей сути, по струк­туре – сложные, системные явления. Основными элемен­тами первого выступают органы государства, второго – нормы права. В целом же государство как важнейший поли­тический институт входит наряду с другими политическими институтами в политическую систему, а право – в норма­тивную систему общества.

Системный метод открывает большие возможности для изучения системообразующих структурных элементов госу­дарства и права, прямого и обратного влияния на государ­ство и право внутренней и внешней среды, для предупреж­дения противоречий и «возмущений» в правовой и государ­ственной системах.

Функциональный методиспользуется для выделения в различных системах составляющих структурных частей сточки зрения их предназначения, роли, взаимосвязи, а также реального действия исследуемых явлений.

Общие логические приемы(анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, гипотеза) используются для определения научных понятий, последовательной аргументации теоретических положений, устранения неточностей и противоречий. По своей сути эти приемы являются своеобразными «инструментами» для научной деятельности.

Наши рекомендации