Тема 1. Понятие гражданского процессуального права и гражданского судопроизводства. Источники гражданского процессуального права
Практикум по гражданскому процессу
Под редакцией Е.И. Носыревой, Д.Г. Фильченко
Рекомендовано Учебно-методическим объединением
по юридическому образованию высших учебных заведений
в качестве учебного пособия для бакалавров,
обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция».
Москва
Издание осуществлено при содействии Центра правовых инноваций и примирительных
процедур Воронежского государственного университета
Рецензенты:
Заведующая сектором гражданского права, гражданского и арбитражного процесса Института государства и права РАН, заслеженный деятель науки Российской Федерации, профессор, д.ю.н. Т.Е. Абова;
Профессор кафедры гражданского процессуального и предпринимательского права Самарского государственного университета, д.ю.н. А.В. Юдин
Сведения об авторах:
Практикум подготовлен преподавателями кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Воронежского государственного университета: Банников Р.Ю., канд. юрид. наук, преп., Баулин О.В., д-р юрид. наук, проф., Носырева Е.И., д-р юрид. наук, проф., Поротикова О.А., канд. юрид. наук, доц., Сенцов И.А., преп., Фильченко Д.Г., канд. юрид. наук, доц., Фильченко И.Г., канд. юрид. наук, доц., Шеменева О.Н., канд. юрид. наук, доц.
Практикум по гражданскому процессу: учебное пособие / Р.Ю. Банников [и др.]; под ред. Е.И. Носыревой, Д.Г. Фильченко. М.: ________, 2014. ___ с.
Практикум включает задания по всем темам курса гражданского процессуального права. Задачи составлены на основе современных правовых ситуаций и реальных судебных дел. Их решение предполагает возможность использования интерактивных методик проведения практических занятий. По каждой теме приводится перечень нормативных актов, судебной практики и специальной литературы. В Практикум включены также тестовые задания, программа курса и примерная тематика курсовых и выпускных квалификационных работ.
Предназначен для студентов, обучающихся по направлению подготовки Юриспруденция» (квалификация «Бакалавр») и преподавателей юридических вузов и факультетов.
Содержание:
Принятые сокращения…………………………………………………………………………………
Предисловие ……………………………………………………………………………………….….
Тема 1.Понятие гражданского процессуального права и гражданского судопроизводства.
Источники гражданского процессуального права…………………………………………………..
Тема 2. Принципы гражданского процессуального права…………………………………………
Тема 3. Подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции………………………
Тема 4. Подсудность гражданских дел в системе судов общей юрисдикции……………………
Тема 5. Стороны в гражданском процессе…………………………………………………………….
Тема 6. Третьи лица в гражданском процессе………………………………………………………
Тема 7. Участие прокурора в гражданском процессе
Тема. 8. Участие в гражданском процессе органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц………………………………………………………………………………………………………..
Тема 9. Представительство в гражданском процессе………………………………………………
Тема 10. Иск…………………………………………………………………………………………..
Занятие 1. Понятие иска и исковой формы защиты права………………………………….
Занятие 2. Право на предъявление иска и его реализация. Возбуждение гражданского дела в суде…………………………………………………………………………………………………..
Занятие 3. Защита ответчика против иска. Обеспечение иска………………………………..
Тема 11. Доказательства………………………………………………...……………………………...
Занятие 1. Доказывание в гражданском процессе…...………………………………………..
Занятие 2. Доказательства в гражданском процессе………..………………………………..
Тема 12. Судебные расходы………………………………………………………………………….
Тема 13. Процессуальные сроки……………………………………………………………………..
Тема 14. Подготовка дела к судебному разбирательству…………………………………………..
Тема 15. Судебное разбирательство…………………………………………………………………
Тема 16. Постановления суда первой инстанции……………………………………………………..
Тема 17. Судебный приказ. Приказное производство……………………………………………..
Тема 18. Производство по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок…………………………………………………………………………………………
Тема 19. Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений………………
Тема 20. Особое производство……………………………………………………………………….
Тема 21. Производство в суде апелляционной инстанции…………………………………………
Тема 22. Производство в суде кассационной инстанции…………………………………………..
Тема 23. Производство в суде надзорной инстанции………………………………………………
Тема 24. Пересмотр по вновь открывшимся или новым обстоятельствам судебных постановлений, вступивших в законную силу……………………………………………………………………..
Тема 25. Особенности производства по делам с участием иностранных лиц………………………
Тема 26. Производство по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов……………………
Тема 27. Производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов…………………………………………………………………………………………….
Классика цивилистической процессуальной науки в современных изданиях..…………………….
Электронные ресурсы…………………………………………………………………………………
Примерная тематика курсовых и выпускных квалификационных работ…………………………
Тестовые задания………………………………………………………………………………………..
Тест 1.«Понятие гражданского процессуального права и гражданского судопроизводства. Источники гражданского процессуального права. Принципы гражданского процессуального права»…………………………………………..
Тест 2.«Подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции. Подсудность гражданских дел в системе судов общей юрисдикции»………………………………………………………………………………………………
Тест 3.«Стороны в гражданском процессе. Третьи лица в гражданском процессе. Участие прокурора в гражданском процессе. Участие в гражданском процессе органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц»………………………………..
Тест 4.«Представительство в гражданском процессе». ………………………………………………………………….
Тест 5.«Иск»………………………………………………………………………………………………………………….
Тест 6.«Доказательства». …………………………………………………………………………………………………..
Тест 7.«Подготовка дела к судебному разбирательству. Судебное разбирательство». ………………………………
Тест 8.«Постановления суда первой инстанции. Судебный приказ. Приказное производство». ……………………
Тест 9.«Особое производство». ……………………………………………………………………………………………
Тест 10.«Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений». ………………………………..
Тест 11.«Формы пересмотра судебных актов». ……………………………………………………………………………
Программа курса …..……………………………………………………………………………………
Вопросы для итоговой аттестации……………………………………………………………………..
Принятые сокращения
АПК РФ – Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации
БВС РФ –Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации
ВАС РФ – Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации
ГПК РФ – Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
ЖК РФ – Жилищный кодекс Российской Федерации
НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации
РГ –Российская газета
СЗ РФ – Собрание законодательства Российской Федерации
СК РФ – Семейный кодекс Российской Федерации
Предисловие
Гражданский процесс является базовой (обязательной) частью профессионального цикла дисциплин, изучаемых бакалаврами по направлению подготовки «Юриспруденция».
Учебная дисциплина «Гражданский процесс» изучает гражданское процессуальное право. Как отрасль права гражданское процессуальное право представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения в связи с рассмотрением и разрешением судами общей юрисдикции гражданских дел. Понятие «гражданские дела» является обобщенным и охватывает самые разнообразные дела, возникающие непосредственно из гражданских правоотношений, а также из семейных, трудовых, жилищных, земельных и других правоотношений, в которых, как правило, одним из субъектов выступает гражданин. Такие дела составляют абсолютное большинство в судах общей юрисдикции. Гражданское процессуальное право регулирует не только деятельность суда на всех этапах рассмотрения гражданского дела, но и деятельность участников процесса, начиная от обращения в суд и завершая исполнением судебных решений. С данной деятельностью в своей практической работе, так или иначе, сталкивается любой юрист.
По данной дисциплине учебным планом предусмотрены лекции и практические занятия. При этом в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки «Юриспруденция» (квалификация (степень) «Бакалавр») практическим занятиям отводится преобладающее место. Студент должен получить не только знания о теории гражданского процессуального права и о содержании процессуальных норм, но и приобрести практические навыки работы с законом, его толкования и применения к конкретным правовым ситуациям, научиться давать юридические консультации и составлять подаваемые в суд юридические документы (исковые заявления, ходатайства, жалобы и т.п.), а также судебные акты. Для этих целей и предназначен настоящий Практикум.
Практикум представляет собой учебно-методический комплекс, включающий, прежде всего, вопросы и задания для практических занятий по двадцати семи темам. Последовательность тем, их структура соответствуют классическим учебникам по гражданскому процессу и системе Гражданского процессуального кодекса РФ. Задания составлены с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта и направлены на формирование у студентов навыков и компетенций будущей практической деятельности – правоприменительной, экспертно-консультационной, нормотворческой, правоохранительной.
Задания основаны на реальных современных правовых ситуациях и судебных делах. Вопросы к заданиям требуют не только основанного на знании закона ответа, но и умения анализировать ситуацию, рассматривать различные варианты решения, юридически правильно оценивать факты и обстоятельства дела, давать консультацию, учитывать взаимодействие норм процессуального и материального права. В зависимости от ситуации студентам предлагается ответить на вопросы с точки зрения судьи, прокурора, другого участника процесса, адвоката или юриста.
Решение задач предполагает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения практических занятий (разбор различных вариантов правовой ситуации, выполнение и обсуждение тестовых заданий, деловые и ролевые игры, анализ составленных юридических документов и пр.)
К каждой теме дается перечень необходимых для изучения курса и выполнения заданий нормативных актов и судебной практики. В связи с большим объемом специальной литературы по гражданскому процессу, ее доступностью в современных электронных ресурсах авторы пособия ограничили библиографический список своим выбором, включив в него наиболее значительные работы и работы, отражающие современные тенденции развития теории гражданского процессуального права, законодательства и правоприменительной практики. Кроме того, отдельно в Практикуме приводится список современных изданий избранных трудов по цивилистическому процессу, как известных дореволюционных, так и советских и российских ученых. Таким образом, студентам предоставляется возможность с использованием предлагаемой литературы хорошо подготовиться к практическим занятиям, самостоятельно более углубленно изучать заинтересовавшие их темы, готовить доклады и рефераты, выполнять курсовые и выпускные квалификационные работы.
В Практикуме также приведен список электронных ресурсов, которые могут использоваться студентами для самостоятельного поиска необходимых для изучения гражданского процесса библиографических источников.
Традиционно в Практикуме представлена примерная тематика курсовых и выпускных квалификационных работ. Под руководством преподавателя студенты могут выбрать любую указанную тему или сформулировать другую тему для своей научно-исследовательской работы.
Учебно-методический комплекс дополняется тестами. Они сформированы по отдельным темам (например, иск, доказательства и доказывание) или охватывают блоки тем (например, лица, участвующие в деле) и могут использоваться студентами самостоятельно для самопроверки своих знаний, а также выполняться по заданию преподавателя для оценки текущей успеваемости студентов.
Завершается Практикум программой курса «Гражданский процесс», которая служит студентам ориентиром для изучения данной дисциплины и подготовки к итоговому экзамену.
Авторы пособия выражают надежду на то, что использование предлагаемого Практикума в учебном процессе позволит сделать практические занятия интересными как для студентов, так и для преподавателей.
Д.ю.н., профессор Е. И. Носырева
Тема 1. Понятие гражданского процессуального права и гражданского судопроизводства. Источники гражданского процессуального права.
1. Устройство судебной системы Российской Федерации и гражданское судопроизводство.
2. Понятие, предмет и метод гражданского процессуального права.
3. Источники гражданского процессуального права.
4. Виды гражданского судопроизводства.
5. Стадии гражданского процесса.
Нормативные акты и судебная практика:
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 // РГ. 1993. 25 декабря; РГ. 2009. 21 января.
Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (в ред. от 8.06.2012) // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1; РГ. 2012. 9 июня.
Федеральный конституционный закон от 7.02.2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 898.
Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» (в ред. от 7.02.2011) // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3170; СПС «КонсультантПлюс».
Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» (в ред. от 18.07.2011) // СЗ РФ. 1998. № 51. Ст. 6270; СПС «КонсультантПлюс».
Федеральный конституционный закон от 9.11.2009 № 4-ФКЗ «О Дисциплинарном судебном присутствии» // СЗ РФ. 2009. № 45. Ст. 5261.
Регламент Дисциплинарного судебного присутствия. Утв. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 4.02.2010 № 3/2 // БВС РФ. 2010. № 4.
Определение Конституционного Суда РФ от 1.03.2011 № 283-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Душиной Екатерины Александровны на нарушение ее конституционных прав положениями Федерального конституционного закона «О Дисциплинарном судебном присутствии» //СПС «КонсультантПлюс».
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 № 21 «О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней» // БВС РФ. 2013. № 8.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» (в ред. от 5.03.2013) // БВС РФ. 2003. № 12; СПС «КонсультантПлюс».
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» // БВС РФ. 2004. № 2.
Специальная литература:
Аболонин Г.О. Проблема разграничения понятий гражданского процесса и гражданского судопроизводства // Арбитражный и гражданский процесс. 2012. № 1.
Боннер А. Т. Источники советского гражданского процессуального права. М.: ВЮЗИ, 1977.
Воронцова И. В. Постановления Пленума Верховного Суда РФ и их влияние на российское гражданское судопроизводство // Вестник гражданского процесса. 2012. № 4.
Воронцова И. В. Судебная практика и международные договоры как источники гражданского процессуального права. Йошкар Ола: СТРИНГ, 2011.
Громошина Н. А. Дифференциация, унификация и упрощение в гражданском судопроизводстве: монография. М.: Проспект, 2010.
Ерпылева Н. Ю. Понятие, источники и принципы международного гражданско-процессуального права // Законодательство и экономика. 2012. № 3.
Жилин Г. А. Правосудие по гражданским делам. М.: Проспект, 2010.
Жилин Г. А. Решения Европейского Суда по правам человека в системе источников гражданского и арбитражного процессуального права // Журнал конституционного правосудия. 2009. № 1.
Жилин Г.А. Цели гражданского судопроизводства и их реализация в суде первой инстанции. М.: Городец, 2000.
Курочкин С. А. Частные и публичные начала в цивилистическом процессе. М.: Инфотропик Медиа, 2012.
Малешин Д. Я. Методология гражданского процессуального права. М.: Статут, 2010.
Мурадьян Э. М., Тулинова Б. А. Суд. Источники. Принципы. Решения. М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2011.
Рехтина И. В. Постановления Европейского Суда по правам человека как фактор, обусловливающий динамику гражданского процессуального законодательства России // Современное право. 2011. № 4.
Сахнова Т. В. Процедурность цивилистического процесса // Вестник гражданского процесса. 2012. № 1.
Сахнова Т. В. Цивилистический процесс: онтология судебной защиты //Вестник гражданского процесса. 2011. № 1.
Соловьева Т. В. Постановления Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ и Европейского Суда по правам человека в сфере гражданского судопроизводства и порядок их реализации / под ред. О. В. Исаенковой. М.: Статут, 2011.
Юдин. А. В. Гражданское процессуальное правонарушение и ответственность. СПб.: ООО «Университетский издательский консорциум “Юридическая книга”», 2009.
Ярков В. В. Развитие цивилистического процесса в России: отдельные вопросы // Вестник гражданского процесса. 2011. № 1.
Ярков В. В. Юридические факты в цивилистическом процессе. М.: Инфотропик Медиа, 2012.
Задачи
Задача 1.
Назовите виды судопроизводства, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Что понимается под гражданским судопроизводством? Определите, какие из перечисленных дел рассматриваются в порядке гражданского судопроизводства:
а) об оспаривании нормативного правового акта;
б) об обжаловании постановления следователя об отказе в возбуждении уголовного дела;
в) об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя;
г) о несоответствии нормы федерального закона Конституции РФ;
д) о банкротстве;
е) о защите чести, достоинства и деловой репутации;
ж) о распространении заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию;
з) об обжаловании постановления о наложении административного наказания за нарушение правил дорожного движения;
и) о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.
Задача 2.
На Иванову – судью районного суда по представлению председателя суда решением квалификационной коллегии судей было наложено дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий судьи. Иванова обжаловала данное решение в Дисциплинарное судебное присутствие, которое отказало в удовлетворении ее жалобы.
Иванова считает, что ФКЗ «О Дисциплинарном судебном присутствии» не соответствует Конституции РФ, поскольку учреждает Дисциплинарное судебное присутствие как чрезвычайный суд для судей, не предусмотренный Конституцией РФ, а также устанавливает, что его решения окончательны и не подлежат обжалованию, что является по отношению к ней дискриминационным.
Оцените мнение судьи Ивановой. Куда Ивановна может обратиться с жалобой? Какова природа Дисциплинарного судебного присутствия и в порядке какого судопроизводства оно рассматривает дела?
Задача 3.
В районном суде рассматривалось дело по иску Новикова к Петрову об истребовании имущества из чужого незаконного владения. Истец в исковом заявлении указал номер мобильного телефона ответчика, по которому суд с помощью СМС-сообщения известил ответчика о дате и времени судебного разбирательства. В назначенное время ответчик в судебное заседание не явился. Суд рассмотрел дело и принял решение об удовлетворении иска. Возможность рассмотрения дела в отсутствие ответчика суд обосновал надлежащим извещением ответчика, достаточностью представленных истцом доказательств и необходимостью выполнения судом задачи правильного и своевременного рассмотрения и разрешения гражданских дел.
Допущены ли судом нарушения? Каковы цели и задачи гражданского судопроизводства. Достигнуты ли они в данном случае?
Задача 4.
Уполномоченный по правам ребенка Московской области обратился в суд в интересах несовершеннолетнего гражданина с заявлением о лишении одного из родителей родительских прав, сославшись на Закон Московской области «Об уполномоченном по правам ребенка в Московской области», в котором предусмотрено его право на обращение в суд в защиту прав и интересов несовершеннолетних.
Оцените ситуацию с точки зрения источников гражданского процессуального права. В чьем ведении находится гражданское процессуальное законодательство? Какими нормами необходимо руководствоваться в данном случае?
Задача 5.
Гражданин Вавилин, проживающий в г. Воронеже, столкнулся с тремя правовыми проблемами. Во-первых, он был, с его точки зрения, незаконно уволен с должности бухгалтера ОАО «Рассвет». Во-вторых, он был оштрафован за нарушение правил дорожного движения, которого не совершал. В-третьих, жена собирается предъявить к нему иск о расторжении брака и разделе совместно нажитого имущества.
По всем трем вопросам Вавилин пришел на консультацию к адвокату, узнать в какой суд ему следует обращаться, сколько времени займет судебное разбирательство по каждому делу, можно ли будет обжаловать судебные решения, можно ли расторгнуть брак и разделить имущество без суда.
От имени адвоката дайте квалифицированные ответы на вопросы гражданина, разъяснив ему, в том числе, в рамках какого судопроизводства будут рассматриваться перечисленные дела, какие стадии проходит дело в суде, а также можно ли во всех этих ситуациях разрешить конфликт без обращения в суд.
Задача 6.
Прокурор республики Башкортостан обратился в суд с заявлением о ликвидации общественной организации Центр «Дианетика», ссылаясь на то, что деятельность данной организации проводится в нарушение норм Конституции РФ и действующего законодательства, поскольку образовательная и медицинская деятельность Центра «Дианетика» осуществляется без соответствующих лицензий и представляет угрозу здоровью людей, нарушает права и свободы человека. Суд удовлетворил заявление прокурора.
Центр «Дианетика» обжаловал решение суда. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, оставляя решение суда первой инстанции в силе, в обоснование сослалась на его соответствие практике принятия решений в подобных случаях Европейским Судом по правам человека со ссылкой на конкретные решения, а также на применение положений Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров».
Проанализируйте ситуацию с точки зрения источников гражданского процессуального права. Какое значение имеют решения Европейского Суда по правам человека? Имеет ли значение, в отношении какого государства - Российской Федерации или иностранного, приняты его решения? Какова роль международных договоров в гражданском судопроизводстве России? Какова природа постановлений Пленума Верховного Суда РФ, является ли обязательным их учет при принятии судебного решения?
Задача 7.
Ленинский районный суд г. Баранула в ходе рассмотрения заявления гражданина Макарова, обжаловавшего действия администрации Ленинского района г. Барнаула, установил наличие спора о праве. Поскольку в главе 25 ГПК РФ отсутствует специальная норма относительно подобной ситуации, суд применил положение ч. 3 ст. 263 главы 27 ГПК РФ по аналогии закона и оставил заявление без рассмотрения.
Вправе ли суд применить в данном случае аналогию закона? Что представляет собой аналогия процессуального закона? В каких случаях она может применяться? В чем ее отличие от аналогии права?
Задача 8.
Перечислите виды гражданского судопроизводства. Определите, к какому виду гражданского судопроизводства относятся следующие дела:
а) о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части;
б) о расторжении брака;
в) о восстановлении на работе;
г) о взыскании алиментов на несовершеннолетнего ребенка;
д) о признании гражданина недееспособным;
е) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок;
ж) об установлении отцовства;
з) об отмене усыновления;
и) об оспаривании решения третейского суда;
к) о принудительном исполнении на территории Российской Федерации решения о взыскании алиментов, принятого судом в г. Рига, Латвийская Республика.
Дайте понятие вида гражданского судопроизводства. Перечислите виды гражданского судопроизводства и назовите их основные черты.