Основные права и свободы: понятие, система, особенности. Развитие их в России и СССР

Конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина есть закрепленные Конституцией, принадлежащие каждому человеку либо гражданину, неотчуждаемые права и свободы учредительного характера, охватывающие важнейшие отношения, связанные как с индивидуальной частной жизнью лица, так и с жизнедеятельностью гражданского общества в целом.

Вместе с тем конституционные (основные) права и свободы имеют важнейшие отличительные признаки, позволяющие выделить их в особый институт конституционного права:
а) основные (конституционные) права и свободы перечислены в Конституции - нормативном правовом акте, обладающем высшей юридической силой на территории Российской Федерации. Причем положения соответствующей главы Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием;
б) основные права и свободы не имеют ограничений по кругу субъектов: они принадлежат либо каждому человеку, либо каждому гражданину. Иные права и свободы, перечисленные, в частности, в федеральных законах, нередко имеют конкретный круг субъектов: военнослужащих, судей, депутатов представительных органов и т.д.;
в) основные права и свободы имеют учредительный характер, их система составляет основу правового статуса личности. Иные права и свободы, например, установленные законодательством о труде, о социальном обеспечении, базируются на соответствующих основных правах или свободах, закрепленных Конституцией; в то же время они служат юридическими гарантиями реализации основных прав и свобод;
г) основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Основные права и свободы гражданина неразрывно связаны с наличием у индивида гражданства Российской Федерации, утрата гражданства автоматически влечет и утрату личностью основных прав и свобод гражданина;
д) реализация основных прав и свобод человека и гражданина не связана с участием индивида в конкретном правоотношении. Они существуют постоянно, неизменно присутствуют в каждом правоотношении. Иные права и свободы нередко обусловлены участием лица в том или ином правоотношении и даже возникают вследствие такого участия. Например, право одного лица требовать от другого лица оплаты проданной вещи (товара) возникает только в случае заключения между ними договора купли-продажи. Нет данного договора - нет и соответствующих прав;
е) основные права и свободы охватывают важнейшие отношения, связанные как с индивидуальной, частной жизнью лица, так и с жизнедеятельностью гражданского общества в политической, социальной, экономической, культурной сферах.
Разграничение конституционных (основных) прав и свобод человека на личные, политические и социально-экономические - наиболее распространенное основание их классификации. Однако основные права и свободы можно классифицировать и по другим признакам:
а) по субъекту - на права и свободы человека (для них характерна конституционная формулировка "каждый") и на права и свободы гражданина (осуществляются только гражданами Российской Федерации);
б) по форме осуществления - на индивидуальные и коллективные. Индивидуальные права и свободы реализуются личностью самостоятельно, без участия других лиц (право на жизнь, на личную неприкосновенность, свобода слова и т. д.). Коллективные права и свободы человек самостоятельно реализовать не может - необходимы согласованные действия по реализации аналогичных прав и свобод другими индивидами. К примеру, "каждый имеет право на объединение" (ч. 1 ст. 30 Конституции Российской Федерации), но воспользоваться этим правом должны не менее трех человек, иначе общественное объединение никогда не будет создано;
в) по механизму реализации - на права, свободы, реализуемые вне правоотношения (например, право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность), и права, свободы, реализуемые посредством участия лица в каком-либо правоотношении (например, право выбирать род деятельности и профессию, право на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях и др.);
г) по моменту возникновения - на права, свободы, возникающие у индивида с момента рождения (в частности, право на охрану достоинства личности), и права, свободы, момент возникновения которых специально оговорен в действующем законодательстве (к примеру, право избирать в органы государственной власти и местного самоуправления возникает у гражданина России только по достижении им 18-летнего возраста).

Впервые особая глава о правах и обязанностях граждан появи лась в Конституции СССР 1936 г. Однако, она являлась одной из последних глав в Конституции.

Конституция 1977 г. внесла существенные изменения в структу ру закрепления прав и свобод граждан. Раздел об основах правового положения граждан был помещен после раздела об основах обществен ного строя и политики, т. е. в начале Конституции. Было значитель но расширено конституционное закрепление прав, свобод и обязан ностей граждан. Впервые были закреплены права на охрану здоровья, жилища, пользование достижениями культуры, свобода научного твор чества, право на участие в управлении государством и другие. Од нако, как отмечается в литературе, в этом процессе отчетливо про являлась следующая закономерность: расширение прав, наполнение их новым содержанием происходило в основном за счет развития таких институтов как право на труд, на отдых, социальное обеспечение и т. п. На этом фоне явно недостаточное внимание уделялось полити ческим правам и свободам. После провозглашения курса на из "неук лонное" расширение не последовала разработка правовых механизмов их реализации. Юридический аспект проблемы постепенно был сведен к разветвленной системе запретов и ограничений, к надзору за соб людением которых в сущности и сводилась деятельность правоохрани тельных органов*.

Для обновления Конституционной доктрины Российской Федерации потребовалось переосмысление многих догм и стандартов мышления, утвердившихся в науке за прошлые десятилетия.

Во-первых, права и свободы понимались в узконормативистском ключе. Поскольку само понятие права даже в теоретическом плане строго сводилось к совокупности норм, то, следовательно, о приз нании естественных, прирожденных прав человека не могло быть и речи. Никаких заранее признанных величин не было и быть не могло. Индивидуум понимался главным образом как гражданин, статус кото рого зависел только от государства. О современном понимании конс титуционных взаимоотношений личности и государства и о ст. 17 Конституции РФ уже говорилось в первом разделе работы.

Во-вторых, развитию прав и свобод серьезно препятствовало принижение роли права в целом. Идеи верховенства закона, правово го государства встречали негативное отношение по той простой при чине, что несли с собой ограничения, лимиты власти авторитарной системы. Ныне в ст. 1 Конституции Россия признает сама себя правовым государством.

В-третьих, подход к правам и свободам человека сужался упро щенной трактовкой соотношения классовых и общечеловеческих инте ресов. Классовые интересы преподносились как некие нормативы эта лоны, предопределяющие права и свободы человека, его поведение в обществе. В Конституции РФ 1993 г. в качестве одной из основ конституционного строя признано идеологическое многообразие. Ни какая идеология не может признаваться в качестве государственной или обязательной. Признается и политическое многообразие. В соот ветствии с этим Конституция не увязывает права и свободы человека и гражданина с его социальным статусом , приверженностью к тем или иным политическим взглядам и идеологическим ценностям.

В-четвертых, развитие прав и свобод человека серьезно сдер живалось концепциями и взглядами, исходившими из необходимости тотального огосударствления общественной жизни, тем самым обеспе чивался приоритет государственных интересов. Обоснованием такого подхода являлись положения о том, что государство само всеобъем люще выражает общественные и личные интересы. Исходными же нача лами действующего конституционного законодательства является признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Государс тво теперь трактуется как представитель общества, несущим перед ним, гражданами, отдельным человеком определенные обязанности и ответственность.

В-пятых, в советском государстве сфера прав человека счита лась сугубо внутригосударственным делом. Не допускалось вмеша тельство международных организаций в положение дел с правами че ловека в СССР. В Конституции 1993 г. впервые получил закрепление принцип примата норм международного права, в частности в области прав человека и гражданина. В ней закреплено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой систе мы. Устанавливается, что если международным договором РФ установ лены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Наши рекомендации