Структура и организация деят-ти КС РФ.

КС РФ - судебный орган конституц. контроля, самостоятельно и независимо осущ-щий судебную власть посредством конституционного судопр-ва (ст.1 ФКЗ "О КС РФ" от 21.07.1994г. №1-ФКЗ). Полномочия, порядок образования и деятельности КС определяются Конституцией РФ и ФКЗ "О КС РФ".

КС РФ состоит из19 судей (ч.1 ст.125), назначаемых на должность Советом Федерации по представлению През-та РФ. КС состоитиз 2-х палат, включающих в себя соотв-нно 10-ть и 9-ть судей. КС вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее 3/4 от общего числа судей (ст.4 ФКЗ).

КС рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат КС. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом КС. Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем 3 года подряд. В пленарных заседаниях участвуют все судьи КС, в заседаниях палат - судьи, входящие в состав соответствующей палаты. Председатель и заместитель Председателяне могут входить в состав одной и той же палаты. Очередность исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочий председательствующего в ее заседаниях определяется на заседании палаты (ст.20 ФКЗ).

Деятельность КС обеспечивает Аппарат КС, состоящий из Секретариата и иных подразделений. Секретариат КС осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение КС, проводит прием посетителей; рассматривает обращения в адрес КС в предварительном порядке и в случаях, когда они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями КС; содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению в заседаниях и на совещаниях; изучает и обобщает деятельность государственных органов по обеспечению исполнения решений КС. Иные подразделения аппарата осуществляют материально-техническое и социально-бытовое обеспечение КС. КС в пределах своей сметы расходов устанавливает численность, структуру и штатное расписание аппарата; утверждает Положение о Секретариате КС (ст.111 ФКЗ).

Местом постоянного пребывания КС является столица РФ город Москва. Заседания КС проводятся в месте его постоянного пребывания. КС может провести заседание в другом месте, когда он сочтет это необходимым (ст.115 ФКЗ). Официальным изданием КС является "Вестник КС РФ" (ст.112 ФКЗ).

Символы судебной власти КС (ст.114 ФКЗ):

§ на здании, заним-ом Конст. Судом, подним-ся Гос. флаг РФ;

§ в зале заседаний КС находятся изображение Государственного герба РФ и Государственный флаг РФ;

§ в служебном помещении судьи КС устанавливается Государственный флаг РФ;

§ судьи КС заседают в мантиях.

151. Полномочия КС РФ, виды юр. сила его решений. Решения КС, виды, юр. сила. Отличия.

Полномочия не ограничены определенным сроком (ст.4 ФКЗ). КС решает исключительно вопросы права. КС при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов (ст.3 ФКЗ).

§ КС РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, ГосуДумы, 1/5 членов Совета Федерации или депутатов ГосуДумы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ законов и подзаконных актов.

1) КС РФ разрешает споры о компетенции (ч.3 ст.125):

§ между федеральными органами государственной власти;

§ между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

§ между высшими государственными органами субъектов РФ.

КС РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судовпроверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном ФЗ (ч.4 ст.125).

2) КС РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, ГосДумы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ дает толкование Конституции РФ (ч.5 ст.125). Толкование Конституции РФ, данное КС, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

3) КС РФ по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в гос. измене или совершении иного тяжкого преступления (ч.7 ст.125). КС выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения (ч.6 ст.3 ФКЗ).

4) КС осуществляет иные полномочия

Решение принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним. Судья не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования. Решение считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей

Решение КС окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Решение действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления КС о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

В случае, если решением КС нормативный акт признан не соответствующим Конституции РФ полностью или частично либо из решения КС вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен, в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции РФ полностью, либо о внесении необходимых изменений и/или дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. До принятия нового нормативного акта непосредственно применяется Конституция РФ.

Решение КС может быть официально разъяснено только самим Конституционным Судом в пленарном заседании или заседании палаты, принявшей это решение, по ходатайству органов и лиц, имеющих право на обращение в КС, других органов и лиц, которым оно направлено. Вопрос о разъяснении решения КС рассматривается в пленарном заседании или в заседании палаты, принявшей это решение, с участием ходатайствующего органа или лица. На заседание приглашаются также органы и лица, выступавшие в качестве сторон по рассмотренному делу. О разъяснении решения КС выносится определение, излагаемое в виде отдельного документа и подлежащее опубликованию в тех же изданиях, где было опубликовано само решение.

152. Законодат. (представ) орган гос. власти субъекта РФ.

Законодательный (представительный) орган гос. власти субъекта РФ (гл.II ФЗ) является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта, обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.

Наименование органа, его структура, число депутатов(установленное число депутатов)устанавливаются К (уставом) субъекта, при этом, наименование и структура устанавливаются с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта.

Орган самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информац., материально-технического и финанс. обеспечения своей деят-ти. Расходы на обеспечение деят-ти органа предусматриваются в бюджете субъекта РФ отдельно от других расходов в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Орган является правомочным, если в состав указанного органа избрано не менее 2/3 от установленного числа депутатов. Правомочность заседания органа определяется законом субъекта.

Заседания органа являются открытыми, за исключением случаев, установленных ФЗ, конституцией (уставом) субъекта, законами субъекта, а также регламентом или иным актом, принятым данным органом и устанавливающим порядок его деятельности.

Основные полномочия органа:

1) Принимает конституцию субъекта и поправки к ней, если иное не установлено конституцией субъекта, принимает устав субъекта и поправки к нему.

2) Осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта и предметам совместного ведения в пределах полномочий субъекта.

Право законодательной инициативы в органе принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта), представительным органам местного самоуправления.

Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств субъекта, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета субъекта, рассматриваются органом по представлению высшего должностного лица субъекта (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта) либо при наличии заключения указанного лица. Данное заключение представляется в орган в срок, который устанавливается конституцией (уставом) субъекта и не может быть менее 20-ти календарных дней.

Порядок принятия нормативных правовых актов органом:

§ Конституция (устав) субъекта, поправки к ним приним-ся больш-вом не менее 2/3 голосов от установл. числа депутатов.

§ Законы субъекта принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено указанным ФЗ. Проект закона субъекта рассматривается не менее чем в 2-х чтениях. Если конституцией (уставом) субъекта предусмотрен 2-х палатный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта, законы субъекта принимаются палатой, сформированной по единому избирательному округу. Такой закон считается одобренным другой палатой, если за него проголосовало более половины от установленного числа членов этой палаты.

§ Постановления органа принимаются больш-вом голосов от числа избранных депутатов, если иное не предусмотрено указанным ФЗ.

Порядок обнародования нормативных правовых актов.Принятые органом законы субъекта, направляются указанным органом для обнародования высшему должностному лицу субъекта (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта) в срок, который устанавливается конституцией (уставом) и законом субъекта.

Порядок вступления в силу нормативных правовых актов:

§ Конституция (устав) и закон субъекта вступают в силу после их официального опубликования.

§ Законы и иные нормативные правовые акты субъекта по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через 10-ть дней после их официального опубликования.

Наши рекомендации