Порядок рассмотр-ия законопроектов в ГД.

Процедура принятия закона в ГД осуществляется в трех чтениях, если иное не предусмотрено действующим законодательством или Регламентом ГД.

В первом чтении обсуждается концепция закона, т.е.основные, наиболее принципиальные положения законопроекта, его соответствие Конституции, актуальность и практическая значимость.

Для придания гласности законопроектной работы ГД законопроект и материалы к нему по представлению ответственного комитета направляются Президенту РФ, в Совет Федерации, депутатам ГД, в Правительство РФ и субъекту права законодательной инициативы, внесшему законопроект, не позднее чем за 3 дня до рассмотрения законопроекта на заседании ГД.

По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении ГД может принять одно из трех решений:

1) принять законопроект в первом чтении и продолжить над ним работу с учетом высказанных замечаний и предложений;

2) отклонить законопроект;

3) принять закон по ускоренной процедуре, т. е. одновременно в трех чтениях.

Во втором чтении обсуждается доработанный законопроект с учетом замечаний и предложений депутатов и экспертов, высказанных в первом чтении.

Второе чтение, т.е. постатейное обсуждение законопроекта и предложенных депутатами поправок, изменений и дополнений, проводится на пленарном заседании палаты.

После повторного рассмотрения во втором чтении доработанного законопроекта на голосование ставится предложение о принятии законопроекта во втором чтении.

Если по итогам голосования такое предложение не набрало необходимого числа голосов, законопроект считается отклоненным и снимается с дальнейшего рассмотрения.

Решением большинства голосов от общего числа депутатов ГД законопроект м. быть возвращен к процедуре первого чтения.

В случае отклонения законопроекта, повторно рассмотр-го во 2 чтении, законопроект дальнейшему рассмотр-ю не подлежит.

Третье чтение предполагает полную готовность законопроекта. При рассмотрении законопроекта в третьем чтении не допускается внесение в него поправок и возвращение к обсуждению законопроекта. Лишь в искл. случаях по требованию депутатских объединений, представляющих большинство депутатов ГД, законопроект может быть возвращен к процедуре второго чтения. Федеральный закон принимается ГД большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Закон о поправках к Конституции и фед.конст. закон считаются одобренными, если за них проголосовало не менее чем 2/3 от общего числа депутатов ГД, т.е. 300 депутатов.

Принятые ГД законы о поправках к Конституции, фед. конст.законы и фед. законы с соответствующими постановлениями ГД, стенограммами заседаний ГД, заключениями Правительства РФ и др. необходимыми материалами оформляются ответственным комитетом совместно с Аппаратом ГД и в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

Если Совет Федерации отклоняет закон, то он в 15дневный срок возвращается в ГД для доработки Обе палаты парламента могут образовать на паритетных началах согласит. комиссию для выработки взаимоприемлемого решения по спорным вопросам. После завершения работы согласительной комиссии по конкретному закону составляется протокол, который направляется в ГД. Нижняя палата парламента возвращается к рассмотрению закона. Обсуждаются только предложения согласительной комиссии.

Нельзя менять структуру закона и редакцию статей, по которым не было замечаний Совета Федерации и рекомендащий согласительной комиссии.

По итогам обсуждения ГД может принять одно из двух решений: одобрить закон с учетом замечаний СФ или не согласиться с предложениями СФ

Если ГД принимает рекомендации согласительной комиссии по замечаниям СФ, она простым большинством голосов одобряет закон и снова направляет его в СФ. Естественно, в данном случае и СФ простым большинством голосов должен одобрить принятый ГД закон и направить его Президенту РФ для подписания и обнародования.

Если фед. закон отклонен СФ, он передается Советом ГД-е на заключение ответственного комитета. По итогам рассмотрения законопроекта ответственный комитет может рекомендовать ГД:

а) создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий;

б) принять фед. закон в ранее принятой редакции;

в) снять фед. закон с повторного рассмотрения.

Если при повторном рассмотрении фед. закона, отклоненного СФ, ГД не приняла его в редакции согласительной комиссии и выразила свое несогласие с решением СФ об отклонении фед. закона, он ставится на голосование в первоначальной редакции. Если за него проголосует не менее 2/3 от общего числа депутатов ГД, фед. закон считается принятым. В этом случае сопротивление СФ считается преодоленным и ГД, минуя СФ, в течение 5 дней направляет принятый закон на подписание и обнародование Президенту РФ, минуя СФ.



Наши рекомендации