Сущность отдельных видов административных взысканий

Предупреждение является мерой морального взыскания и выступает в таком качестве, если в вынесенном компетентным органом (должностным лицом), рассматривающим дело об адми­нистративном правонарушении, акте (постановлении) записано «предупредить». Иных форм выражения предупреждения, о кото­рых обычно говорят в научной литературе, не существует1.

1 См.: Гавриленко Д.А., Гавриленко С.Д. Указ. соч. С. 283.

В КоАП 1984 г. определения предупреждения не было. В КоАП 2003 г. дано такое: «Предупреждение состоит в письменном пре­достережении физического лица о недопустимости противоправ­ного поведения». Такое определение весьма неудачно. Термин «предостережение» не выражает сущности рассматриваемого административного взыскания. Ведь предупреждение, как и лю­бая другая мера административной ответственности, является ка­рой, наказанием за совершенное административное правонаруше­ние. Предупреждение как наказание наступает за уже совершен­ное деяние. Меры предостережения предшествуют каким-либо событиям, предупреждают об их возможном наступлении и могут выражаться в определенных действиях людей, препятствующих наступлению таких событий, но не в виде наказания за содеянное.

В статье 3.4 КоАП Российской Федерации предупреждение определяется как «мера административного наказания, выражен­ная в официальном порицании физического или юридического лица». Данное определение значительно ближе к сущности рассматриваемой меры административной ответственности. Тем не менее и оно не раскрывает содержания предупреждения, так как порицание равнозначно осуждению. Последние лишь могут сопровождаться применением наказания, но сами таковым не являются.

Общепризнанно, что предупреждение как административное взыскание является мерой морального характера. В связи с этим названное взыскание наиболее правильно было бы определить примерно так: «Предупреждение — это административное взыска­ние, выражающееся в письменном закреплении в вынесенном постановлении о наложении административного взыскания слова "предупредить", воздействующего на виновное лицо морально».

Предупреждение по юридической силе и последствиям — та­кая же мера административной ответственности, как и все другие административные взыскания. Оно лишь по-иному воздействует на правонарушителя — морально. Предупреждение устанавлива­ется за не столь общественно вредные правонарушения и может быть применено лишь в том случае, если предусмотрено в санкции административно-правовой нормы. На несовершеннолет­них в возрасте от 14 до 18 лет предупреждение может налагаться независимо от того, предусмотрено ли оно в санкции статьи Основной части КоАП (п. 3 ст. 4.6 КоАП). Рассматриваемая мера ответственности устанавливается обычно в связке со штрафом.

В КоАП 2003 г. предусмотрено применение предупреждения за 66 видов правонарушений (по предшествующему было 69), а в КоАП Российской Федерации — за 88. Следовательно, предуп­реждение не является столь распространенным административ­ным взысканием и роль его в новом КоАП значительно уменьшена.

Штраф — мера взыскания денежного характера. Размер его обычно определяется исходя из базовой величины, установленной законодательством на день вынесения постановления о наложе­нии административного взыскания. Он может иметь и иное выра­жение в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП: а) в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения; б) в процентном либо кратном отношении к сумме ущерба, сделки либо к доходу, полученному в результате сделки; в) в эквиваленте к иностранной валюте.

Административный штраф — самая распространенная мера административной ответственности. Он предусмотрен, по суще­ству, за все виды административных правонарушений. Исключе­нием в КоАП 2003 г. является статья 23.24: предоставление иностранным гражданином или лицом без гражданства иностран­ной безвозмездной помощи на цели, запрещенные законодатель­ством, влечет депортацию с конфискацией этой помощи (в КоАП 1984 г.— ч. 1 ст. 100, ч. 2 ст. 1191, ч. 2 ст.1932). Такая распростра­ненность штрафа связана с рядом причин: во-первых, оператив­ностью его наложения; во-вторых, с большей гибкостью воздей­ствия на правонарушителя в соответствии с характером совершен­ного правонарушения; в-третьих, с воздействием на материальные интересы виновного, являющиеся наиболее уязвимыми.

Размеры штрафа разнообразны и зависят от вида субъекта (лица) административной ответственности. Минимальный размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, не может быть менее 0,1 базовой величины. Такой минимальный штраф предусмотрен и КоАП 1984 г., и КоАП Российской Федерации. Минимальный размер штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимате­ля, не может быть менее двух базовых величин, а на юридическое лицо — менее десяти базовых величин (ч. 2 ст. 6.5).

Максимальный размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, по общему правилу не может превышать 50 базовых вели­чин (в России 25 минимальных размеров оплаты труда), на инди­видуального предпринимателя — 200 базовых величин, а на юри-

дическое лицо — 1000 базовых величин. За отдельные виды пра­вонарушений максимальный размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, может достигать 500 базовых величин. К таким видам нарушений относятся нарушения законодательства о труде, в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпри­нимательской деятельности, порядка налогообложения и управле­ния, т.е. пять из семнадцати видов посягательств.

В КоАП 2003 г. насчитывается 32 вида правонарушений, за совершение которых на физическое лицо может быть наложен штраф, превышающий общий (50 базовых величин) размер штра­фа, из них 18 — на должностных лиц. Штраф на физическое лицо от 20 до 500 базовых величин за 2 вида нарушений (ст. 12.11), от 100 до 300 - за 3 (ч. 4 ст. 11.2, чч. 1, 2 ст. 23.23), от 150 до 300 - за 2 (ч. 2 ст. 11.1, ч. 2 ст. 11.2), от 50 до 300 - за 1 (ч. 1 ст. 11.2), от 70 до 150 - за 1 (ч. 1 ст. 11.1), до 100 - за 1 (ч. 3 ст. 12.27), от 50 до 100 - за 4 (ч. 1 ст. 12.21; чч. 1, 3, 4 ст. 12.23), от 35 до 150 - за 1 (ч. 2 ст. 11.2). На должностных лиц, обособленных от иных физических лиц, нередко наравне с индивидуальными предприни­мателями, штраф не превышает 300 базовых величин. Штраф до 300 базовых величин предусмотрен за 3 вида правонарушений (ч. 2 ст. 23.18; чч. 2 и 3 ст. 23.23), за 12 видов нарушений — до 100, за 2 — до 200 базовых величин.

При этом следует отметить, что в соответствии с частью 2 статьи 50 УК штраф как мера уголовного наказания, применяемая к физическим лицам, установлен в пределах от 50 до 500 базовых величин. Эта норма УК противоречит статье 6.5 КоАП по двум обстоятельствам: во-первых, по общему размеру штрафа, налагае­мого на физическое лицо; во-вторых, по минимальному размеру штрафа как уголовного наказания. Если мера уголовного наказа­ния в виде штрафа начинается с 50 базовых величин, то макси­мальный размер штрафа как меры административной ответствен­ности (как общее правило) не должен превышать 49 базовых ве­личин. Эти положения должны быть учтены при внесении изменений в часть 2 статьи 50 УК.

В целом размеры штрафов весьма разительны: от 2 до 25 базо­вых величин, от 6 до 20, от 1 до 10, от 10 до 50, от 10 до 80, от 20 до 25, от 5 до 100, от 40 до 50, от 150 до 300, от 20 до 500 базовых величин и т.д. От 20 до 500 базовых величин является самым вы­соким размером штрафа, налагаемого на физических лиц. Он пре­дусмотрен лишь за два вида административных правонарушений:

нарушение порядка осуществления игорного бизнеса и организа­цию и проведение азартных игр (ст. 12.11).

Велико разнообразие размеров штрафов и их видов, налагае­мых на предпринимателей. Наиболее распространенным является штраф, налагаемый на предпринимателей в размере до 100 базо­вых величин. Он предусмотрен за 66 видов нарушений в различ­ных вариантах (до 100 за 18 видов правонарушений, от 20 до 100 — за 15 видов, от 10 до 100 — за 13, от 50 до 100 — за 12 видов пра­вонарушений, от 20 до 100 — за 3 вида, от 30 до 100 — за 2, от 40 до 100, от 15 до 100, от 10 до 100 — за 1 правонарушение). За 34 вида правонарушений установлен штраф в размере до 50 базовых величин.

Иные размеры штрафов также весьма разнообразны (от 50 до 300 — за 4 вида, от 20 до 200 — за 8, от 10 до 200 — за 3 вида, от 30 до 150 — за 1 вид, от 100 до 150 за 4 вида, от 20 до 50 — за 3 вида, от 6 до 20 — за 2 вида, от 6 до 50 — за 2 вида, от 8 до 50 — за 2 вида и т.д.).

Штраф, налагаемый на юридических лиц, чаще всего преду­смотрен в размере до 200 базовых величин. Он предусмотрен за 54 вида правонарушений. До 500 базовых величин штраф уста­новлен за 45 видов правонарушений, до 300 — за 15, до 100 — за 12, до 1000 - за 12, от 50 до 300 - за 6, от 10 до 500 - за 3, от 50 до 200 — за 7 и т.д.

Нередки штрафы в процентном или кратном размерах, налага­емые чаще всего на предпринимателей и юридических лиц. Так, предусмотрено наложение штрафа на юридическое лицо в размере от 100 до 300% от стоимости металлопродукции, черных и цветных металлов, изделий, их содержащих, а также их лома и отходов (ст. 12.2); от 50 до 100% от стоимости товаров, определен­ных в проекте государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд либо договора поставки товаров для государственных нужд (ст. 12.5); до 10% от стоимости реализован­ных товаров в части цен, на которые произведено нарушение (ч. 3 ст. 12.4), и т.д.

Исправительные работы как мера административной ответ­ственности состоят в том, что на основании решения суда (судьи) о их применении осуществляется удержание из заработной платы виновного по постоянному месту работы в размере 20% его зара­ботка в течение от одного до двух месяцев (ст. 6.6). В сущности

исправительные работы являются денежной мерой воздействия и виде штрафа в рассрочку.

По части 1 статьи 6.6 исправительные работы применяются к физическому лицу, освобожденному от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности в порядке, предусмотренном статьей 86 УК. Как уже указывалось, статья 86 УК противоречит, например, части 1 статьи 6.2, а в этой связи в подобном противоречии находится и часть 1 статьи 6.6. Часть 1 статьи 6.6 следовало бы сформулировать примерно так: «Испра­вительные работы устанавливаются на срок от одного до двух ме­сяцев и отбываются по постоянному месту работы физического лица, привлеченного к административной ответственности в связи с освобождением от уголовной ответственности».

Исправительные работы как мера административной ответ­ственности не предусмотрены ни в одной санкции статей Особен­ной части КоАП. Между тем, их назначение возможно за то адми­нистративное правонарушение, признаки которого присутствуют в деянии лица, освобожденного от уголовной ответственности по статье 86 УК. Однако такое положение не лишает возможности суда (судьи), рассматривающего дело, применить к виновному лицу меры, установленные в санкции статьи Особенной части КоАП, по которой квалифицируется так называемое «уголовное преступление». Нельзя не обратить внимание и на тот факт, что такое дело может относиться к компетенции не суда (судьи), а иного органа (лица). Последний не должен быть лишен такого права, но только для применения иных мер воздействия, кроме исправительных работ.

Некоторые ученые полагают, что применение исправительных работ как административного взыскания противоречит Конвен­ции МОТ о принудительном или обязательном труде (Конвенция № 29), являющейся международным договором Республики Бела­русь, и статье 41 Конституции Республики Беларусь, поскольку они являются принудительным трудом'. На самом деле все не так. Исправительные работы не являются принудительным трудом по той причине, что применяются к виновному лицу по постоянному месту его работы. Они, в сущности, являются штрафом в рассроч-

1 См.: Лукашов А. О некоторых положениях Общей части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях 2003 года // Юстиции Беларуси. 2003. № 5. С. 54.

ку с вычетом из заработной платы. Если это лицо уволится с ра­боты, то исполнение исправительных работ будет невозможным. В таком случае они могут быть заменены штрафом или админис­тративным арестом. Привлеченное к ответственности лицо никто не принуждает работать. Исправительные работы применяются лишь постольку, поскольку виновное лицо работает по постоян­ному месту работы1.

Административный арест выражается в кратковременном ли­шении свободы виновного лица за совершенное отдельное адми­нистративное правонарушение. Решение о его применении может вынести только суд (судья). Он применяется на срок до 15 суток. По части 1 статьи 6.7 административный арест состоит в содержа­нии физического лица в условиях изоляции в местах, определяе­мых органом, ведающим исполнением подобного административ­ного взыскания.

Административный арест не может применяться к следующим лицам:

1.не достигшим 18 лет;

2.беременным женщинам;

3.женщинам и мужчинам, имеющим на иждивении несовер­шеннолетних или детей-4.нвалидов;

5.инвалидам I и II групп;

6.имеющим на иждивении инвалидов I группы;

7.осуществляющим уход за престарелыми, достигшими 80-лет­него возраста;

8.военнослужащим и иным подобным лицам, названным в статье 4.7.

По статье 31 КоАП 1984 г. административный арест являлся исключительной мерой ответственности, поэтому его применение осуществлялось в отдельных особых случаях, т.е. тогда, когда при­менение иных мер административной ответственности было неце­лесообразно. По КоАП 2003 г. административный арест не явля­ется такой мерой. Рассматриваемая мера используется законода­телем в альтернативных санкциях. Как правило, ему сопутствует штраф или штраф и исправительные работы. На первом месте на­ходится штраф, поэтому рассматривается вопрос о наложении

[1] См.: Крамник А.Н. Новый Кодекс Республики Беларусь об административ­ных правонарушениях // Судовы весшк. 2004. № 1. С. 22.названных административных взысканий, а если по обстоятель­ствам дела и с учетом личности правонарушителя применение их будет признано недостаточным, неэффективным или невозмож­ным, то лишь в таких случаях избирается административный арест. Между тем, подобные обстоятельства не оговариваются в статьях, предусматривающих административный арест в качестве административного взыскания. Тем не менее он всегда находится на последнем месте в перечне административных взысканий, пре­дусмотренных в санкции той или иной нормы.

Административный арест является весьма строгой мерой ответственности. Ведь лица, подвергнутые ему, содержатся под стражей, т.е. в условиях изоляции. До водворения в камеру они могут подвергаться личному досмотру, использоваться на физи­ческих работах, за время нахождения под арестом заработная пла­та по месту постоянной работы им не выплачивается.

По КоАП административный арест предусмотрен за 23 вида правонарушений, кроме того, вместо исправительных работ, если виновное лицо уклоняется от их отбывания, из расчета один день ареста за три дня исправительных работ (ст. 22.4 ПИКоАП). В КоАП 1984 г. административный арест предусматривается за 13 видов правонарушений.

Лишение специального права — не часто используемое адми­нистративное взыскание. К специальным правам, предоставлен­ным гражданам в рассматриваемом смысле, относятся право на управление транспортным средством и право на охоту. Лишение только этих прав в КоАП рассматривается как административное взыскание. Чтобы возникло право на управление транспортным средством и на охоту, требуется издание специального индивиду­ального властного акта, которым оно предоставляется конкретно­му субъекту.

Лишение специального права является временным ограниче­нием правосубъектности гражданина в административном поряд­ке за административные правонарушения. Специальные права предоставляются не для того, чтобы их использовали с нарушени­ем соответствующих правил, связанных с реализацией этих прав. Законодатель такие нарушения возвел в ранг административных и установил административную ответственность в виде штрафа и лишения права на управление автотранспортными средствами или на охоту. Подобные меры принудительного воздействия мо­гут применяться только к лицам, получившим рассматриваемые

права. Если лицо использует предоставленное ему право не в пре­делах дозволенного, злоупотребляет им, то уполномоченный орган государственного управления, суд вправе на время лишить его этого права. По КоАП предусмотрено лишение специального права за 14 видов правонарушений: из них — два нарушения пра­вил охоты (чч. 1, 2 ст. 15.37), два правонарушения, связанные с оружием,— стрельба из огнестрельного оружия в населенном пункте или в месте, не предназначенном для стрельбы из такого оружия (ст. 17.2), повторное совершение в течение года после на­ложения административного взыскания за нарушение правил учета, хранения, использования, перевозки или пересылки огнестрельно­го оружия, боеприпасов, взрывоопасных, легковоспламеняющих­ся, едких веществ или пиротехнических изделий; 10 нарушений правил дорожного движения.

К подобным нарушениям относятся: нарушение лицом, управ­ляющим транспортным средством, правил расположения транс­портного средства на проезжей части, обгона, либо выезд на поло­су встречного движения в случаях, когда это запрещено правила­ми дорожного движения (ч. 3 ст. 18.14); невыполнение лицом, управляющим транспортным средством, правил дорожного дви­жения по обеспечению беспрепятственного проезда транспортного средства оперативного назначения (ч. 5 ст. 18.14); участие лица, управляющего транспортным средством, в групповом передвиже­нии транспортных средств, создающем угрозу безопасности дви­жения (ч. 8 ст. 18.14); действия, предусмотренные частями 1—8 статьи 18.14, повлекшие создание аварийной обстановки (ч. 9 ст. 18.14); управление транспортным средством лицом, находя­щимся в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, либо передача управления транспортным средством такому лицу, а равно укло­нение от прохождения проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния, вызванного потреблением нарко­тических средств, психотропных, токсических или других одурма­нивающих веществ (ч. 1 ст. 18.16); повторное совершение деяний, предусмотренных частями 1, 2 статьи 18.16, в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нару­шения (ч. 3 ст. 18.16); нарушения правил дорожного движения лицом, управляющим транспортным средством, предусмотренные статьями 18.12-18.15, повлекшие причинение легкого телесного

повреждения либо повреждение транспортного средства, груза, дорожного покрытия, дорожных и других сооружений или иного имущества (ч. 1 ст. 18.17); совершение лицом, управляющим транспортным средством, иного нарушения правил дорожного движения, кроме нарушений, предусмотренных статьями 18.12 18.15, повлекшего последствия, указанные в части 1 статьи 18.17; оставление водителем места дорожно-транспортного происшес­твия, участником которого он является, либо употребление алко­гольных напитков, наркотических средств, психотропных, токси­ческих или других одурманивающих веществ до прохождения проверки (освидетельствования) на предмет определения состоя­ния алкогольного опьянения (ч. 4 ст. 18.17); невыполнение лицом, управляющим транспортным средством, неоднократных требова­ний работника милиции об остановке транспортного средства (ч. 2 ст. 18.21).

Лишение права устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет (ч. 2 ст. 6.8).

В России такой срок не может быть менее одного месяца и бо­лее двух лет (п. 2 ст. 3.8 КоАП Российской Федерации).

Лица, которые пользуются автотранспортными средствами в связи с инвалидностью, не могут быть лишены такого права, за исключением случаев управления в состоянии опьянения, укло­нения от прохождения в установленном порядке освидетельство­вания на состояние опьянения, либо состояние, вызванное по­треблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, или оставления в наруше­ние установленных правил места дорожно-транспортного проис­шествия.

Наши рекомендации