Формы государственного устройства: понятие и виды.
Под формой государственного устройства понимается внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.
Таким образом, форма государственного устройства показывает, из каких частей состоит внутренняя структура государства; каково положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов; как строятся отношения между центральными и местными государственными органами; в какой государственной форме выражаются интересы каждой проживающей нации.
Основными видами формы государственного устройства являются унитарный и федеративный.
Унитарное государство является преобладающим в мире. К числу унитарных государств относятся большинство стран Европы, Латинской Америки, Африки, ряд стран Азии. Для этих государств (называемых еще слитными и простыми) характерно наличие следующих основных признаков:
1) единая конституция;
2) единая система высших органов государственной власти (глава государства, парламент, правительство, судебная система);
3) единое гражданство;
4) единая система права;
5) территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие какой-либо политической самостоятельностью
В зависимости от вида контроля различают централизованные и децентрализованные унитарные государства. В первом случае за органами самоуправления регионов осуществляется прямой контроль назначением из центра чиновников. Во втором случае за местными органами осуществляется косвенныи контроль, и тем самым с учетом национальных особенностеи региона допускается определенная автономия.
Унитарные государства допускают внутри себя автономию. Автономия — это самоуправление определенной части территории государства, отличающейся национальными, бытовыми.
а иногда — географическими условиями, ее населению могут быть присущи определенные исторические особенности, традиции. Существуют две разновидности автономии в унитарном государстве — политическая и административная. Политическая автономия пользуется более широкими правами, обладает правом собственного законодательства. Административная автономия предполагает использование местного языка в школах, в судебном процессе, радиовещании и издание газет на местном языке, некоторые права во внешнеэкономических отношениях, приоритет в использовании местных ресурсов и т. д.
Большинство всех существовавших и ныне существующих государств унитарные. Это и понятно, ибо унитарное государство хорошо управляемо, а унитарная форма достаточно надежно обеспечивает государственное единство.
Второй основной вид формы государственного устройства —федерация. В отличие от унитарии она сложна и многолика, и в каждом конкретном случае обладает уникальными специфическими особенностями. Федеративными государствами являются Австралия, Австрия, Бразилия, Венесуэла, Германия, Индия, Канада, Малайзия, Мексика, США, Россия, Швейцария и др.
Федерация — это сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной самостоятельностью.
Отличительные признаки федеративного государства следующие:
1) территория федерации в политико-административном отношении не представляет собой единого целого, так как состоит из территорий субъектов федерации, которые в то же время не обладают полным суверенитетом (т. е. свойством быть независимыми в сфере как внутренних, так и внешних отношений). К сказанному следует добавить, что субъекты федерации не обладают правом сецессии (правом выхода из союза);
2) субъект федерации наделяется учредительной властью, т. е. ему предоставляется право принятия собственной конституции, но при этом конституции субъектов должны полностью соответствовать федеральной конституции (принцип субординации);
3) субъект федерации имеет право издавать свои собстве) ные законодательные акты, при условии их соответств! федеральному законодательству (принцип приоритс общефедерального закона является всеобщим для вс без исключения федераций);
4) субъект федерации может иметь свою собственную пр вовую и судебную системы;
5) одним из формальных признаков федерации являет' наличие двойного гражданства (каждый гражданин сч тается гражданином союза и соответствующего субъе та федерации);
6) обязательным признаком федеративной формы счит ется двухпалатная структура союзного парламента (б;
камерализм). Нижняя палата рассматривается как орг. общесоюзного представительства и избирается по те риториальным избирательным округам. Верхняя пала представляет интересы субъектов федерации.
Федерации делятся на виды. Федерация может быть адм] нистративно-территориальной (образованной на основе те;
риториального принципа) и национально-государственно (образованной по национальному принципу). Примером пс вой могут служить Германия, США, а второй — Югославия.
Выделяют также симметричную федерацию (субъекты ф. дерации имеют одинаковый правовой статус) и асимметрии ную, для которой характерно неравенство правового полож. ния субъектов. Первой является Германия, второй — Россия
Наконец, федерация может быть договорной (в основу ф1 дерации положен договор субъектов) и конституционной (пр. вовым основанием федерации является закрепление факта I образования в Основном законе страны).
Если федерация — это союзное государство, токонфедера ция — это «государственный союз государств». Иными слов, ми, конфедерация является все-таки формой государственна го устройства, а не формой международно-правового союза.
Конфедерация представляет собой союз, в котором обр зующие его государства сохраняют свою независимость, им. ют собственные органы власти и управления. Они создают сп. циальные объединенные органы для координации действий определенных целях (внешнеполитических, военных, экож
мических и др.). Разновидностями конфедерации являются межгосударственные союзы, содружества, сообщества. Например, Европейский Союз, Британское содружество наций.
Отношения между членами конфедерации симметричны, т. е. в соответствии с законами они равны. Кроме того, государства, объединившиеся в конфедерацию, сохраняют неограниченное право отделения в тот момент, когда они сочтут это нужным. Однако, как в случае США и Швейцарии, конфедерация может стать переходным этапом на пути к образованию федерации — единого государства.
Конфедерации следует отличать от коалиций. Коалиция — это политический и военный союз двух и более государств, созданных для оборонительных и наступательных целей при наличии общего противника. Например, Антанта времен первой мировой войны, Антигитлеровская коалиция, НАТО.
Монархические государства могут быть объединены в унии — личные или реальные. Унии возникают вследствие совпадения монархов двух или нескольких государств в одном лице. Если это происходит в силу случайных совпадений различных способов престолонаследия, то здесь имеет место личная уния. Реальная уния возникает в результате соглашения государств. В качестве исторического примера можно назвать Австро-Венгрию.
Последний вид формы государственного устройства —империя. Сегодня сутью данного понятия является объединение под началом жесткой централизованной власти этнических и административно-территориальных образований на основе отношений метрополия — колонии, центр — провинции.
Империи возникали во многих цивилизациях и в разные исторические эпохи, поэтому в каждом случае они обладали специфическими чертами. Тем не менее можно выделить и общие характеристики имперских систем:
1) обширная территориальная основа;
2) сильная централизованная власть;
3) стремящиеся к экспансии элиты;
4) асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией;
5) наличие общего политического проекта, стоящего над интересами различных социальных групп;
6) разнородный этнический и культурный состав. При создании империй правящие элиты руководствовались разными мотивами. Основную роль при этом играли причины экономического характера, хотя, конечно, не следует недооценивать и военные причины, а также мотивы, связанные со стремлением увеличить международный престиж. На современном этапе в мире осталась всего одна имперская система — Китай.