Нормативное регулирование общественных отношений

Понятие «норма»в широком смысле означает правило, руководящее начало. Различают социальные и несоциальные нормы.

Несоциальные нормы регулируют отношения людей с природой, техникой, товарами и другими материальными объектами. Они отражаются в различного рода стандартах, правилах, инструкциях.

Социальные нормы регулируют отношения между людьми. Они отличаются от других правил поведения следующим:

1. Они регулируют типичные, повторяющиеся, наиболее важные связи между людьми.

2. Рассчитаны на применение многими людьми.

3. За их неисполнение налагаются различного рода наказания - санкции.

В качестве социальных норм используются:

1. Обычаи.

2. Моральные нормы.

3. Религиозные нормы.

4. Корпоративные нормы.

5. Нормы права.

Обычай– это правило поведения, сложившееся в результате длительного и многократного применения. Обычаи складываются в силу привычек, в т.ч. унаследованных от предыдущих поколений (традиции), а также на основе хозяйственной деятельности людей (деловые обыкновения). Обычаи существуют в сознании людей, поддерживаются общественным мнением, различными психологическими факторами (напр., стремлением быть «как все»).

Моральные нормы– это правила поведения людей на основе их представления о добре и о зле, о справедливости и других нравственных ценностях. Моральные нормы существуют в сознании людей, отражаются в литературе, искусстве, СМИ.

Религиозные нормыустанавливаются различными вероисповеданиями. Они регулируют как отношение к божественному началу, так и поведение людей. Религиозные нормы отражаются в различных книгах (Библия, Коран).

Корпоративные нормыустанавливаются объединением граждан. Отражаются в уставах, программах и других документах организаций. К нарушителям применяются меры морального и дисциплинарного воздействия (напр., Устав МОСУ, Правила внутреннего распорядка в МОСУ).

Нормы права– это установленные и поддерживаемые государством общеобязательные правила поведения, регулирующие наиболее важные общественные отношения. Занимают ведущее место среди всех социальных норм.

Обладают следующими специфическими признаками:

1. Обязательны для исполнения всеми, кому они адресованы.

2. Их исполнение обеспечивается государственным принуждением.

3. Они характеризуются формальной определенностью и обязательно фиксируются в письменных официальных документах.

4.Образуют единую систему, в которой нормы согласованы и логически взаимосвязаны.

3.ПРАВО КАК НОРМАТИВНЫЙ РЕГУЛЯТОР

Спецификой доправового регулирования являлось преобладание немотивированных запретов.

Немногочисленные социальные нормы регулировали совокупность общественных отношений. Такие нормы называются мононормами (например,не убий).

Для правового регулирования общественных отношений характерно следующее:

1. Определение в нормах права что разрешается делать, что обязательно надо делать, что запрещается делать.

2. Выполнение норм права связано с государственной властью и должностными лицами.

3. Нормы права обязательно фиксируются в письменном виде.

Основные этапыразвитияправового регулирования:

1. Зарождение правового регулирования в обществах, где происходило становление производящих форм экономики (земледелие, скотоводство).

2. Оформление правового регулирования в совокупность нормативно-правовых актов в обществах, где господствовала производящая экономика (например, законы XII таблиц в Древнем Риме).

3. Систематизация нормативно-правовых актов в форме Кодексов (Гражданский Кодекс Наполеона).

В нормах права отражаются как классовые, так и общесоциальные интересы. Общесоциальные интересы отражаются в нормах права путем учета интересов различных слоев общества.

4. Новые подходы к правовому регулированию обозначились в XX веке с развитием и распространением общечеловеческих ценностей.

Этому этапу характерно:

а)Наделение субъектов права всеми общепринятыми правами человека и гражданина.

б) Возможность использования субъектами права различных способов для защиты своих прав (от самозащиты до обращения в международный суд).

в) Регламентирование процесса деятельности органов государственной власти.

Общие закономерности возникновения и формирования права:

1. Первоначально право возникает путем выделения в особую группу наиболее нужных для государства обычаев, которые брались под защиту государства («обычное право»);

2. Далее к обычному праву добавляются оформленные в письменной форме правила поведения, устанавливаемые должностными лицами государств (королями, царями и др.) («писанное право»);

3. Формирование права в многообразных формах как системы нормативных актов (законы, декреты, декларации и др.).

Сфера правового регулирования.

Под сферой правового регулирования понимается совокупность всех общественных отношений, регулируемых нормами права. Состав сферы правового регулирования со временем меняется. При этом правовому регулированию подвергается активное поведение человека, то есть, осознанное, волевое поведение. Пассивное поведение человека, которое вызывается его инстинктами и совершается без участия его воли, правом не регламентируется.

4. СВЯЗЬ НОРМ ПРАВА С ДРУГИМИ СОЦИАЛЬНЫМИ НОРМАМИ

1. Некоторые обычаи признаются в качестве источников права (правовые обычаи). С другой стороны, право стимулирует прогрессивные обычаи. Обычаи, которые противоречат законам, классифицируются как правонарушения (например, кровная месть).

2. Мораль как социальный регулятор использовалась и до появления права. Она охватывает более широкую область общественных отношений, чем право (отношения дружбы, любви и др.). Многие общечеловеческие моральные нормы закреплены в нормах права (например, право на жизнь). Нормы права не должны требовать от людей выполнения безнравственных поступков. С другой стороны, мораль поддерживает нормы права, отвечающие ее требованиям (моральное право).

3. В некоторых странах религиозные нормы выступают в качестве источников права (Иран, Пакистан). Но в большинстве стран право создает возможность для беспрепятственного выполнения гражданами своих религиозных воззрений, но не создается на основе религиозных норм.

4. Право связано с развитием и реализацией многих корпоративных норм. Так, Конституция РФ создает правовую основу для организации и деятельности различных объединений граждан.

5. Связь между несоциальными нормами и правом.

Нормы права могут иметь ссылки на несоциальные нормы, соблюдение которых признается юридической обязанностью (правила техники безопасности). Нарушение таких несоциальных норм расценивается как правонарушение.

ЛЕКЦИЯ 4. основные концепции происхождения и сущности права.

1. ТЕОРИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА.

Сторонники этой теории считают, что наряду с нормами права, установленными государством, право включает в себя также естественное право. Естественное право составляют общепризнанные права человека и гражданина, которыми люди обладают в силу факта своего рождения (право на жизнь, право на свободу совести, мысли, религий, на свободу передвижения в пределах государства, право на труд, свободный выбор профессии и пр.). Подробно эти права отражены в Всеобщей Декларации прав и свобод человека (принята ООН в 1948 г.) и других документах.

Государство не может посягать на естественные права людей.

Позитивное право – это право, установленное государством.

Нормы позитивного права признаются правом только в том случае, если они не противоречат естественному праву.

2. ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА.

В ее основе лежит идея о том, что право не делается, а образуется стихийно на основе обычаев и традиций народа. Право является продуктом народного духа.

Достоинства школы:

1. внимание к обычаям народа.

2. критическое отношение к формальному заимствованию законов и понятий других государств.

Недостатки:

1. отрицает внешнее влияние на право.

2. придает националистическое звучание праву.

3. КЛАССОВАЯ (ЭКОНОМИЧЕСКАЯ) ТЕОРИЯ ПРАВА.

К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. Право понимается как возведенная в закон воля экономически господствующего класса. Право определяется материальным уровнем жизни общества, экономикой.

Достоинства:

1. выражена действительная связь права с экономикой и политикой.

2. право понимается как надстройка над экономическим базисом, отражающая волю господствующего класса.

Недостатки:

Не учитывает влияние других факторов на право (например, общественного сознания).

4. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ПРАВА.

Правовые нормы государства – это лишь часть права. Наряду с ними существует «живое право». Оно представляет собой сложившиеся в обществе фактические общественные отношения. Теория предполагает расширение правотворческой функции судов, уделяет большое внимание анализу права в действии с использованием социологических методов.

5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА.

Право трактуется как совокупность элементов субъективной человеческой психики, представлений людей о своих правах и обязанностях. Это право называют «неофициальным правом». При этом правом признается и «официальное право» – установленное и поддерживаемое государством. Предполагается, что государственное принуждение не выступает в качестве специального признака нормы права.

6. НОРМАТИВИЗМ

«Узкий» взгляд на право как только лишь на совокупность зафиксированных в документах норм права, установленных государством. Упор делается только на изучение структуры таких норм, а не на их сущность (юридический позитивизм).

Современное правопонимание.

Право – это совокупность норм равенства и справедливости, регулирующих согласование и борьбу свободных воль в их взаимоотношении друг с другом, признаваемых в данном обществе и обеспеченных защитой государства.

Наличие многих концепций на происхождение и сущность права позволяет рассмотреть такое сложное явление как право с разных сторон. Это дает возможность в процессе правотворческой деятельности отыскивать для закрепления в качестве норм права правила поведения с учетом различных факторов.

Но чтобы право выполняло свою функцию как регулятора наиболее важных общественных отношений, необходимо единое понимание права в процессе правоприменительной деятельности. Этому соответствует нормативистское понимание права, как совокупности зафиксированных в документах норм права, установленных государством.

ЛЕкЦИЯ 5. природа права.

1. СУЩНОСТЬ,СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА ПРАВА.

Сущность права – есть общая воля, интересы населения государства.

Содержание права.

Право выступает в качестве меры возможного и должного поведения человека в данном государстве. Содержание права выражается в форме двух принципов:

1. для граждан: разрешено все, что не запрещено законом.

2. для органов государственной власти: разрешено только то, что предусмотрено законом.

Структура права.

Право имеет сложную структуру и включает в себя следующие основные части:

1. права человека (естественное право).

2. общие принципы права.

3. нормы, принятые на референдуме.

4. централизованные нормы.

5. договорные нормы.

Все части права взаимосвязаны.

Права человека– это такие права, которые составляют естественное право и которыми любой человек обладает независимо от имущественного и социального положения с момента рождения и до смерти (право на жизнь, свободу, достойное существование и др.). Всего в настоящее время различают около 50 таких прав.

Общие принципы права – это основные начала, которые определяют наиболее существенные черты права как регулятора общественных отношений (принципы законности, справедливости, социальной свободы, равенства всех перед законом и др.). Права человека и общие принципы права образуют основу права.

Нормы, принятые на референдуме,регулируют наиболее важные вопросы, по которым воля народа должна быть выражена непосредственно. В РФ такими нормами выступают нормы Конституции РФ.

Централизованные нормыразрабатываются и принимаются различными федеральными органами власти. Эти нормы занимают самую большую часть в структуре права.

Договорные нормыкасаются участников договора. Если между ними возникают споры, то суд исходит из условий договора. В этом заключается государственная поддержка договорных норм.

2. Признаки,ФУНКЦИИ права.

Выделяют следующие основные признаки права:

1. Социальность (характеризует первоначальное предназначение права как регулятора наиболее важных общественных отношений).

2. Формализм (фиксация норм права в письменном виде, нормы права имеют определенную структуру).

3. Системность (право как система взаимосвязанных, общеобязательных норм, основанных на учете интересов различных слоев общества).

4. Процедурность (имеется определенный порядок создания, применения и защиты норм права).

Функции права – это основные направления юридического воздействия на общественные отношения.

Функции права подразделяются на:

1. Внутренние или специально-юридические.

2. Внешние или общесоциальные.

Специально-юридические функции права:

1. Регулятивная функция.

2. Охранительная функция.

Регулятивная функция– это такое направление правового воздействия, которое призвано обеспечить четкую организацию общественных отношений в соответствии с потребностями общественного прогресса.

Охранительная функция– это такое направление правового воздействия, которое нацелено на охрану положительных общественных отношений и вытеснение вредных для общества отношений.

Общесоциальные функции права:

1. Гуманистическая функция (направлена на смягчение противоречий и напряжения в обществе).

2. Воспитательная функция (направлена на подготовку законопослушных граждан и должностных лиц).

3. Идеологическая функция (направлена на восприятие обществом мировых правовых стандартов).

2. Предмет,СПОСОБЫ,МЕТОДЫ правового регулирования.

Под предметом правового регулирования понимаются конкретные общественные отношения, которые регулируются нормами права. Предмет правового регулирования дает ответ на вопрос «что регулируется правом?».

Способы правового регулирования дают ответ на вопрос «каким образом осуществляется

регулирование тех или иных общественных отношений?».

Различают три основных способа правового регулирования:

1. Запрещение;

2. Дозволение;

3.Обязывание.

Запрещение– это возложение на участников общественных отношений обязанностей воздержаться от совершения действий, запрещенных нормами права.

Дозволение– это предоставление участникам общественных отношений прав на свои собственные активные действия, которые они могут осуществлять по своему собственному усмотрению, а могут и не осуществлять.

Обязывание– это возложение на участников общественных отношений обязанностей, связанных с совершением активных действий.

Под методом правового регулирования понимаются особенности характера осуществления правового регулирования тех или иных общественных отношений.

Выделяют два метода правового регулирования:

1. Диспозитивный (автономный). Диспозитивное регулирование – предоставление с помощью норм права участникам общественных отношений свободы поведения в установленных пределах.

2. Императивный (авторитарный). Императивное регулирование – предписание с помощью норм права определенного поведения для участников общественных отношений.

Особенности диспозитивного метода:

1. Равноправие сторон.

2. Возникновение прав и обязанностей на основе соглашения между сторонами.

3. Споры разрешаются в судебном порядке.

Особенности императивного метода:

1. Стороны неравноправны, имеются управляющая и управляемая стороны.

2. Права и обязанности устанавливаются заранее в нормах права.

3. Условием их возникновения является государственно-властное предписание.

4. Споры разрешаются первоначально в административном порядке, а лишь после этого применяется судебный порядок.

ЛЕКЦИЯ 6. источники (формы) права.

1.ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКА (ФОРМЫ) ПРАВА

Источник (форма) права – это документальная форма выражения и закрепления норм права, исходящих от государства или признаваемых им официально.

В качестве основных форм прав в настоящее время используются:

1. Правовые обычаи.

2. Юридические прецеденты.

3. Нормативно-правовые акты.

4. Договоры нормативного содержания.

5. Общие принципы права.

6. Религиозные тексты.

2. Характеристика основных форм правА

Правовые обычаи– это такие обычаи, которые признаны государством в качестве общеобязательных правил поведения. Правовые обычаи были основной формой права на ранних этапах развития человеческого общества. В настоящее время правовые обычаи в качестве форм права используются редко.

Юридические прецеденты– решения суда или какого-либо другого государственного органа, вынесенное по конкретному делу и обязательное для использования при решении аналогичных дел в последующем. Юридические прецеденты получили наибольшее распространение в Англии, далее они стали использоваться как форма права в США, Канаде, Австралии и др. странах (издаются Law reports).

Нормативно-правовые акты– это документы государственных органов, содержащие нормы права. Являются основной формой права во многих странах.

Достоинства формы:

Наши рекомендации