Систематизация нормативных правовых актов. Виды систематизации.
В процессе создания нормативных правовых актов законодатель имеет значительную степень свободы и может по своему усмотрению, руководствуясь потребностями практики и целями государственного управления, объединять нормативные акты или помещать нормы разных отраслей права в единый нормативный акт. Таким образом формируется система законодательства — совокупность нормативных правовых актов (внешних форм выражения юридических норм), расположенных в соответствии с системой права и целями государственного управления в той или иной сфере общественной жизни.
Отрасли законодательства не всегда совпадают с отраслями права. В систему законодательства входят следующие группы отраслей:
- отрасли законодательства, совпадающие с отраслями права;
- отрасли законодательства, в которые частично включены нормы других отраслей права (жилищное законодательство);
- комплексные отрасли законодательства, формируемые из правовых норм, относящихся к разным отраслям права (хозяйственное, экологическое, военное законодательство).
Юридическая техника. Порядок опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов.
Юридическая техника – это совокупность средств, специфических правил и приемов, которые используют при создании, оформлении и систематизации юридических актов для обеспечения их эффективности и регулятивного действия на общественные отношения. Существует следующая классификация юридической техники .
1. Техника изложения воли законодателя – юридическая техника, применение которой характеризуется соблюдением следующих правил при создании, оформлении и систематизации юридических актов: синтаксических – таких, в которых первоначальной, основной единицей текста является предложение, выражающее законченную мысль; стилистических – это правила, которые предполагают построение текста нормативного правового акта в простом стиле, с употреблением четких и кратких формулировок, а также устойчивых словосочетаний. Согласно этому правилу в тексте нормативных актов должно присутствовать уместное использование обязываний, дозволений, запретов; лингвистических – это такие правила, которые предполагают использование языка и стиля в юридических актах, которые не отличаются друг от друга, так как им должны быть свойственны директивность и официальность; терминологических – это правила, использование которых при изложении правовых норм, предписаний предполагает использование общеупотребительных, специальных юридических и специальных технических терминов, которые обязаны быть общепризнанными, ясными, однозначными, точными, устойчивыми, должны обладать адекватным формулированием и ограниченной по смыслу специализацией.
При этой технике употребляются следующие средства изложения воли законодателя:
1) нормативное построение, а именно организация правовых норм по структуре и использование в законах, положениях, предписаниях их разновидностей (деление на регулятивные, охранительные и другие нормы права);
2) юридические конструкции, а именно представление правового материала в виде стандартных моделей или схем (в частности, состав преступления, договор и др.);
3) отраслевая типизация, т. е. использование в тексте правовых предписаний конструкций и нормативных построений, а также терминологии какой-то конкретной отрасли права.
Применяются следующие приемы изложения правовых норм:
1) прямое изложение;
2) ссылочный характер изложения;
3) абстрактный;
4) казуистический;
5) бланкетный.
2. Техника документального оформления – это структурная организация юридического текста и его оформление с помощью официальных реквизитов. Ими можно считать как логически связанные абзацы, так и части статей, глав, параграфов, разделов и частей.
Существуют реквизиты, которые призваны придавать юридическому акту официальный характер, в частности речь идет: 1) о заглавии нормативного документа; 2) наименовании нормативного документа; 3) дате принятия и введения документа в действие; 4) порядковом номере нормативного документа; 5) подписи; 6) печати.
3. Техника в зависимости от характера содержания юридического акта делится:
1) на правотворческую технику;
2) правоприменительную технику;
3) интерпретационную технику.