Правовой режим чрезвычайного положения и чрезвычайной ситуации
Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3 ФКЗ «О чрезвычайном положении».
Режим ЧП при наличии чрезвычайной ситуации вводится в установленном законом порядке компетентными государственными органами. Иными словами, существуют фактические (чрезвычайная ситуация) и юридические (правовой акт) основания возникновения данного правового режима.
ЧП - это предусмотренный Конституцией РФ особый правовой режим деятельности гос.органов, органов местного и регионального самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, временно допускающий установленные ограничения в осуществлении конституционных прав и свобод граждан, а также прав юр.лиц, возлагающий на них дополнительные обязанности. Правовой режим ЧП направлен на обеспечение безопасности граждан в случае стихийных бедствий, аварий и катастроф, эпидемии, а также на защиту прав и свобод граждан, конституционного строя при массовых нарушениях правопорядка, создающих угрозу жизни и здоровью граждан, или при попытке захвата гос.власти, либо изменения конституционного строя РФ путем насилия.
Условия введения ЧП: стихийные бедствия, аварии и катастрофы, эпидемии; массовые нарушения правопорядка, сопровождающиеся насилием над гражданами, ограничивающие их права и свободы; блокирование или захват отдельных особо важных объектов или местностей, угрожающий безопасности граждан и нарушающий нормальную деятельность органов гос.власти и управления, местного и регионального самоуправления; попытка захвата гос.власти или изменения гос.строя РФ насильственным путем; посягательство на территориальную целостность государства, угрожающих изменению его границ; необходимость восстановления конституционного правопорядка и деятельности органов государственной власти.
На период действия ЧП могут вводиться следующие меры: установление особого режима въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения по территории, где введено ЧП; ограничение движения трансп.средств и их досмотр; усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и народного хозяйства; запрещение проведения митингов, забастовок, уличных шествий, митингов и демонстраций, а также зрелищных, спортивных и других массовых мероприятий.
Особенности управления в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера предусмотрены федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». В этом законе под ЧС понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Для предупреждения и ликвидации ЧС сформирована единая го.система, объединяющая органы исполнительной власти и местного самоуправления, а также организации, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС. В законе указаны полномочия органов гос.власти и местного самоуправления в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Основная их направленность — предупреждение таких ситуаций. Непосредственное гос.управление в области защиты населения и территорий от ЧС возложено на фед.органы исполнительной власти. По отношению к подведомственным организациям они разрабатывают и осуществляют организационные и инженерно-технические мероприятия по повышению устойчивости функционирования отрасли в ЧС; утверждают отраслевые нормы и правила безопасности производства, технологических процессов, продукции, а также правила защиты работников организаций от чрезвычайных ситуаций и т.д. В ЧС проводят аварийно-спасательные и иные неотложные работы. Министерство РФ по делам гражданской обороны, ЧС-ям и ликвидации последствий (стихийных бедствий) - МЧС России – является специальным фед.органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление и координацию фед.органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от ЧС. Оно образует подведомственные ему территориальные органы соответствующего профиля.З акон определяет также права и обязанности предприятий, учреждений и организаций, а также граждан в области защиты населения и территорий от ЧС.