Понятие и классификация социальных норм.

СН – общепризнанные или достаточно распространенные эталоны, образцы, правила поведения людей, средства регуляции их взаимодействия. В число СН входят и правовые. СН – это объективно необх правила совместного человеческого бытия, указатели границ должного и возможного.

Норма – это мера позитивного, общественно полезного поведения, направленного на достижение определенного результата, интереса.

СН регулируют не всякие, а наиболее типичные, массовые отн-ия. Случайные связи, поступки, действия не могут отразиться в норме. Норма – это всегда стереотип, основанный как на внутренних побуждениях, так и на внешних детерминантах.

СН: правовые, нравственные, политические.

Классификация СН.. В социологии они делятся по различным основаниям на соответствующие виды, классы, группы (элементарные и сложные, интенсивные и экстенсивные, прогрессивные и регрессивные, спонтанные и директивные, «живые» и «мертвые», функционирующие и нефункц).

Юридическая наука подразделяет указанные нормы, в основном исходя из таких критериев, как способы формирования, сферы действия, социальная направленность. С этой точки зрения выделяются:1) правовые нормы; 2) моральные; 3) политические; 4) эстетические; 5) религиозные; 6) семейные; 7) корпоративные; 8) нормы обычаев, традиций, привычек; 9) деловые обыкновения; 10) правила этикета, корректности, приличия, обрядов, ритуалов.

Это общепринятая и наиболее распространенная классификация. Объединяющим началом здесь служит то, что все эти нормы носят соц, а не технический хар-р. Несмотря на их различия, они тесно взаимосвязаны, ни одни из них не действуют изолированно от др, не существуют в «рафинированном» виде. Такой сферы отношений просто нет.

Соотношение права и морали.

Будучи видами социальных норм, право и мораль обладают общими чертами, которые присущи всем социальным нормам: общие правила, возникающие в связи с волей и сознанием людей, соответствующие типу кул-ры и хар-ру соц орг-ии и т. д. Однако по названным критериям они и принципиально отличаются.

Правовые нормы возникают в процессе юр (прежде всего, судебной) и законод практики, функционирования соответств институтов общ-ва и гос-ва. Прав нормы явл институциональными,
т.е. четко отделены от правосознания и дей-ют в рамках соц институтов.

Мораль формируется в духовной сфере жизни общ-ва, не институционализирована, т. е. не связана со структурной орг-ей общ-ва и неотделима от общ сознания.

Правовые нормы как институц регуляторы закреплены в строго опред док-ых формах (норм акты, суд решения, нормат договоры). Способы их фиксации должны отвечать строго установленным требованиям с позиций и хар-ра текстов и их атрибутов. Достаточно конкретен и круг субъектов, кот формируют юр тексты, содержащие нормы права. Моральные же нормы содержатся в общ (массовом) сознании и сущ-ют в виде принципов, понятий, идей, оценок. Нет к-л особых требований к их форме, текстам по поводу морали. Такого рода тексты создаются именно «по поводу» морали, а не содержат морал норм, ибо последние по своей природе могут не иметь текстуального закрепления, документ хар-ра.

Регулятивное воздей-ие права на общ отн-ия осущ-ся через особый механизм прав регулирования, обеспеч перевод общих правил в конкретные юр права и обязанности субъектов. В противоположность этому моральные нормы выражены в безличном долженствовании и воздей-ют путем формирования внутр регуляторов личности: ценностей, мотивов, установок.

Специфику способов и методов обеспечения юр норм традиционно усматривают в их связи с гос принуждением, функционированием особых институтов гос-ва и общ-ва.

Мораль не имеет подобных спец механизмов и процедур, а обеспечивается влиянием общ мнения, массовым примером, представленным в виде соотв убеждений, ценностей, понятий о справедливости, долге, чести, совести и т. д.

Взаимодей-ие права и морали достаточно сложно. В совр общ-ве право поддерживается общ сознанием, следование праву входит в число его моральных ценностей.

Вместе с тем в плане содержания моральные нормы в обществе далеко не однозначны. Это связано с существованием так называемой групповой морали, т. е. сис-мы нравственных ценностей и норм к-л соц группы, слоя и т. д., которая может далеко не полностью совпадать с общественной моралью.

Это антисоц мораль кримин слоев общ-ва, где безнравственное, противоправное поведение конкретных субъектов, а групп мораль особого типа, вступающая в конфликт с общ моралью.

Более сложной является коллизия прав и морал норм в общ-ах, находящихся в состоянии повышенной соц динамики, переживающих реформы разного рода. В этих случаях неизбежно частичное разрушение общ морали и прав сис-мы общ-ва, сопряженное со сменой их типа.

Регулятивное взаимодей-ие права и морали достаточно отчетливо отражено в юр текстах. Так, в законод норм актах нередко использование оценочных понятий нравственного хар-ра (недостойное поведение, цинизм, честь). Это свидетельствует о том, что, с одной стороны, морал нормы могут выполнять ф-ии оснований юр оценки, а с др — нарушение морал принципов общ-ва явл в нек случаях достаточным для наступления прав последствий (санкций).

Т о, можно говорить о регулятивном взаимодей-ии морали и права. Можно сказать, что выполнение прав норм в значительной степени обусловливается тем, в какой мере они соответствуют требованиям морали. Нормы права не должны противоречить положит устоям общ-ва. Вместе с тем требования общ морали непременно учитываются гос органами при разработке норм актов. Воздей-уя на прав жизнь общ-ва, мораль способствует укреплению общ порядка.


Наши рекомендации