Краткая характеристика различных подходов к понятию государства. Признаки гос-ва.
Государство — это очень сложное и внутренне противоречивое общественно-полит явление. С развитием общ-ва изменяется и гос-во, его цели, задачи, структура и ф-ии. Изменяются и взгляды на понятие государства, его роль и предназначение в общ жизни.
Наука до настоящего времени не сумела выработать достаточно полное, всеобъемлющее определение гос-ва.
Классовый подход характерен для марксистской теории гос-ва, кот исходит из того, что гос-во — явление классовое. Классовый хар-р гос-ва проявляется в том, что гос власть всегда принадлежит экономически господствующим классам и гос-во выражает волю этих классов, навязывая ее всему общ-ву.
Общесоциальный подход выражен в таких теориях гос-ва, как теория элит, технократическая теория, теория «государства всеобщего благо-денствия» и теория «плюралистической демократии».
Теория элит возникла в конце XIX ― начале XXвв. Г. Моски, В. Парето, Д. Сартори и др. Согласно данной теории народные массы в силу отсутствия у них необходимых знаний, опыта, образования не способны осуществлять гос власть и управлять общ делами. Поэтому власть должна принадлежать верхушке общества — «лучшим людям», элите.
Разновидностью теории элит считается технократическая теория, возникшая в начале XXв и получившая распр в 60—70 гг. Т. Веблен, Д. Бернхейм, Г. Саймон и др. Управлять общ-ом должны специалисты — управленцы, менеджеры. Обладая соответствующей подготовкой, лишь они способны определять действительные потребности общ-ва, принимать наиболее оптимальные полит решения и эффективно их осуществлять.
Автором теории «гос-ва всеобщего благоденствия» явл англ ученый Д. Кейнси. Эта теория получила распространение после второй мировой войны как альтернатива господствующей до кризиса 1929—1933 гг. теории «гос-ва ночного сторожа». Теория «гос-ва ночного сторожа» отстаивала тезис о том, что гос-во не должно вмешиваться в общ, особенно эк, жизнь, за исключением случаев правонарушений. В отличие от нее теория «государства всеобщего благоденствия», наоборот, утверждала идею активного вмешательства гос-ва в экономику в целях предотвращения кризисных явлений и оказания населению целого ряда соц услуг (выплата пенсий, пособий по безработице и т. п.). Теория «плюралистической демократии»также возникла в XXв. Ее сторонники (Г. Ласки, М. Дюверже, Р. Ален, Ю. Р. Даль и др.) исходят из того, что в современном обществе классы перестали существовать, и вместо них возникли различные соц прослойки, группы, объединяющие людей по различным признакам, сходству материального положения, возрасту, профессии, убеждениям и т. д. Вследствие этого происходит расслоение власти, она начинает осуществляться как гос-ом, так и негос орг-ми. По этой причине гос власть утрачивает классовый хар-р и становится выразителем воли и интересов всего общ-ва.
Признаки гос-ва:
1. публичная (гос) власть.
2. пространственные пределы власти и распределение населения
3. гос-во представляет собой суверенную орг-ию власти. Суверенитет гос-ва — это такое св-во гос власти, кот выражается в верховенстве и независимости данного гос-ва по отн-ию к любым др властям внутри страны, а также в сфере межгос отн-ий при строгом соблюдении общепризнанных норм междунар права;
4. система налогов и сборов явл эк основой дея-ти власти.
5. издание правовых норм. Это один из самых главных признаков гос-ва. Право юридически оформляет гос-во и гос власть и тем самым делает их законными. Без права, без закон-ва гос-во не в состоянии эффективно руководить общ-ом, обеспечивать безусловную реализацию принимаемых им решений.
Сущность государства.
Государство — это очень сложное и внутренне противоречивое общественно-полит явление. С развитием общ-ва изменяется и гос-во, его цели, задачи, структура и ф-ии. Изменяются и взгляды на понятие государства, его роль и предназначение в общ жизни.
Наука до настоящего времени не сумела выработать достаточно полное, всеобъемлющее определение гос-ва.
Сущность любого явления – есть главное, основное, определяющее в этом явлении, это сов-ть внутренних характерных черт и св-в, без кот явление теряет свою особенность, своеобразие.
Таким образом, проблема сущности гос-ва – это определения самой важной, определяющей его хар-ки.
В большинстве изданных работ, посвященных гос-ву, его сущность рассматривается однозначно с классовых позиций, как орудие неограниченной власти, диктатуры господствующего класса. Напротив, в западн теориях гос-во представляется как надклассовое образование, инструмент примирения классовых социальных противоречий, представляющий интересы всего общ-ва.
Следует отметить, что установление классового (сословного) хар-ра гос власти не исчерпывает проблемы сущности гос-ва, и использование только классового подхода существенно ограничивает возможности научного познания гос-ва и полит власти.
В соответствии с современными философскими представлениями сущность гос-ва состоит в его социальном назначении, а именно в регулировании общ отн-ий и упр-ии обще-ом.
Типология государств.
Типология гос-в – это их специфическая классификация, проводимая, в основном, с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного.
При формационном подходе главным критерием являются соц-эк признаки (общ-эк формация). В зависимости от типов экон базиса выделяют следующие типы гос-в: рабовлад, феод, буржуазн, социалистический.
Достоинства формационной типологии:
• использует плодотворную идею делить гос-ва на основе соц-эк факторов, кот действительно влияют на общ-во;
• показывает поэтапный, естественно-исторический хар-р развития гос-ва.
Недостатки:
• формационная типология однолинейна и хар-ся излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и не всегда "вписывается" в начерченные для нее схемы;
• недооцениваются духовн факторы (религ, нац, культ).
При цивилизационном подходе основным критерием выступают духовн признаки – культ, религ, нац, психологические.
Достоинства цивилизационной типологии:
• факторы кул-ры выделены как существенные в опред условиях;
• в связи с расширением кол-ва духовн критериев, кот хар-ют особенности тех или иных цивилизаций, получается более "заземленная", близкая к реальности типология гос-в.
Недостатки:
• недооцениваются соц-эк факторы;
• по сути эта типология не столько гос-ва, сколько общества.