Механизм правового регулирования—это система правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений в соответствии с целями и задачами правового государства.
Основные структурные элементы механизма правового регулирования.
1.Нормы праваустанавливают общие и юридически обязательные правила поведения тех участников общественных отношений, которые находятся в сфере правового регулирования. Они излагаются в различных по своей юридической силе нормативно-правовых актах, не теряя при этом своей общеобязательности. Основополагающее регулирующее воздействие нормы права на общественные отношения состоит в том, что онаопределяет круг субъектов, на которых распространяется ее действие; формулирует обстоятельства, при которых данные субъекты руководствуются ее предписаниями; раскрывает содержание самого правила поведения; устанавливает меры юридической ответственности за нарушение указанных правил. Норма права—это изначальный элемент механизма правового регулирования, определяющий его основу, те направления правового поведения, которые программируются в реальных общественных отношениях.
В юридической науке и практике правовые нормы совершенно справедливо считаютсянормативной основой механизма правового регулирования, так как в них сконструирована та модель общественного отношения, которая соответствует потребностям и интересам граждан правового государства.
Воплощение предписаний правовых норм в поведении людей осуществляется через другие элементы механизма правового регулирования общественных отношений.
2.Правоотношение—это важнейший и необходимый элемент реальной жизни права. В нем общие, обезличенные права и обязанности, закрепленные в нормах права, превращаются в конкретные и взаимосвязанные права и обязанности индивидуальных субъектов (лиц или организаций), в соответствии с которыми те должны сообразовывать свое поведение.
Правоотношение устанавливает персональную меру возможного и должного поведения участников общественных отношении. При попадании в сферу конкретного правового влияния возможна реализация свободы действий в предусмотренных пределах. Перевод общих прав и обязанностей, содержащихся в правовой норме,в правоотношение дает механизму правового регулирования “возможность” завершить свою регулятивную функцию, то есть реально воплотить права и обязанности субъектов правоотношений в фактические общественные отношения.
3. Акты реализации юридических прав и обязанностей—это фактическое поведение субъектов правоотношений по осуществлению их прав и обязанностей. Посредством этих актов достигаются цели правового регулирования, удовлетворяются конкретные законные интересы управомоченных и обязанных лиц. Как отмечалось ранее, основными формами реализации прав и обязанностей являются использование предоставленных нормами права возможностей, исполнение обязывающего правового предписания, соблюдение правовых запретов. При невозможности самостоятельной реализации субъектами права принадлежащих им юридических прав и обязанностей, государство в лице своих компетентных органов осуществляет правоприменительную деятельность, призванную обеспечить их полную реализацию (изымает налоги, назначает пенсии, осуществляет правосудие).
Четкость и эффективность механизма правового регулирования общественных отношений зависит от правильного толкования норм права и уровня правосознания субъектов правового регулирования. Глубокое понимание действительного смысла правовой нормы, знание официальных разъяснений содержания действующего законодательства значительно повышают качество правового регулирования общественной жизни. И, безусловно, чем выше уровень правосознания участников общественных отношений, находящихся в сфере правового воздействия, тем надежнее действует механизм правового регулирования.
59. Официальное толкование подразделяется на авторское (аутентичное) и делегированное (легальное).
Толкование права- это интерпретация разнообразных явлений и факторов общественной жизни, на основании которых и проистекает право, раскрывается его сущность, выражающая социальную справедливость
Авторское толкование дается тем государственным органом, который издал толкуемый нормативный правовой акт. Г. Ф. Шершеневич, например, не допускал такого толкования в силу того, что толкование является свободным делом, не имеющим никакой обязательной силы вне зависимости от субъекта интерпретатора1. В. В. Лазарев считает, что при аутентичном толковании вопрос не встает о несоответствии акта разъяснения нормативному акту, но не исключает, что нормотворческий орган придает такой смысл ранее изданному акту, когда он вступает в противоречие с предписаниями других норм права, а поэтому правоприменительному органу следует принимать во внимание результаты аутентичного толкования.
Делегированное толкование осуществляется в результате наличия специальных полномочий у государственных органов давать разъяснение по применению нормативных правовых актов другими субъектами. Так, в соответствии со ст. 116 осуществляет контроль и дает толкование нормативным правовым актам с точки зрения их соответствия Конституции Республики Беларусь Конституционный Суд Республики Беларусь.
Авторское и делегированное толкование подразделяются на казуальное и нормативное.
Казуальное толкование дается в отношении отдельного рассматриваемого случая по конкретному делу (например, о порядке взимания штрафа за нарушение правил дорожного движения).
Нормативное толкование обязательно для рассмотрения юридических дел, разрешаемых на основании разъяснения государственным органом конкретных норм (нормы). Например, такое толкование дается в постановлениях пленумов Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.
Неофициальное толкование дается как физическими, так и юридическими лицами. Его результаты не являются обязательными. Обычно выделяют следующие виды неофициального толкования: обыденное, профессиональное и научное (доктринальное).
Обыденное толкование - разъяснение гражданами нормативных правовых актов, их отдельных положений на уровне обыденного правосознания.
Профессиональное толкование осуществляется специалистами юриспруденции (юристами-практиками).
Научное толкование дается учеными-юристами в своих статьях, монографиях, заключениях на проекты нормативных правовых актов и т. д.