Понятие и стадии законотворчества в Республике Беларусь.

Законотворчество - правотворчество высших представительных органов - парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы - законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой.

· реализация права законодательной инициативы (т.е. внесение законопроекта на рассмотрение Палаты представителей);

· предварительное рассмотрение законопроекта парламентскими комиссиями;

· рассмотрение законопроекта Палатой представителей в первом и втором чтениях;

· принятие Палатой представителей решения по законопроекту;

· рассмотрение и одобрение (отклонение) законопроекта Советом Республики;

· подписание закона Президентом и его обнародование.

Возможными стадиями законодательного процесса выступают:

· преодоление разногласий между ПП и СР в случае отклонения последним законопроекта;

· преодоление Парламентом президентского вето на принятый Парламентом закон или его отдельные части.

Согласно Конституции Республики Беларусь право законодательной инициативы принадлежит:

• Президенту;

• депутатам Палаты представителей;

• Совету Республики;

• Правительству;

• гражданам, обладающим избирательным правом в количестве не менее 50 тысяч человек и реализуется в палате представителей.

2. Внесение законопроектов либо их разработка

Постоянными комиссиями Парламента

Тот государственный орган либо группа граждан, которая внесла предложение о необходимости принятия нового закона либо внесения изменений и дополнений в уже действующий закон, они же и предлагают проект данного закона или поправок в закон. Однако основную работу по разработке законопроекта выполняет определенная постоянная комиссия Парламента, которая правомочна, для этой цели, приглашать специалистов не только в области права, но и специалистов иных отраслей общественной жизни.

3. Обсуждение законопроекта в Парламенте

При наличии возражений на законопроект, он по решению депутатов возвращается в соответствующую постоянную комиссию на доработку. Это позволяет говорить о так называемом первом и втором чтении закона. Затем доработанный постоянной комиссией законопроект возвращается в Палату Представителей для второго чтения. Второе чтение опять же по усмотрению парламентариев может быть постатейным, по разделам либо целиком.

После принятия законопроекта нижней палатой Парламента, он передается на рассмотрение в верхнюю палату Парламента, Совет Республики. Если Совет Республики одобряет законопроект, то законопроект становится законом. В случае если Совет Республики отклоняет законопроект, то создается согласительная комиссия на паритетной основе из состава обеих палат, которая должна выработать согласованный текст, преодолевающий разногласия между палатами. Текст этого законопроекта, выработанный согласительной комиссией, представляется на одобрение обеих палат.

4. Принятие закона

Законопроект становится законом, за исключением случаев предусмотренных Конституцией, после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики. После всего сказанного, закон передается в десятидневный срок Президенту, который должен рассмотреть его в течение двух недель с момента получения. Президент его подписывает, если он согласен с текстом закона. Если по истечении двух недель Президент не возвратил закон в Парламент, то закон считается подписанным. В случае не подписания Президентом закона, он должен в течение четырнадцати дней с момента представления ему закона, возвратить его в Палату представителей со своими возражениями, которая должна рассмотреть закон с возражениями.

5. Официальное опубликование и вступление в силу законодательных актов

Декреты Президента Республики Беларусь и законы Республики Беларусь подлежат официальному опубликованию. Под официальным опубликованием понимается доведение их до всеобщего сведения путем воспроизводства текста законов и декретов в издании Национального реестра правовых актов Республики Беларусь.

Официальное опубликование законов и декретов осуществляется на том государственном языке, на котором они приняты. Датой официального опубликования считается день выхода в свет официального издания, в котором помещен текст декрета или закона.

Вступление в силу законодательных актов

Декреты Президента Республики Беларусь и законы Республики Беларусь вступают в силу с момента:

• указанного в самом законодательном акте;

• через десять дней после официального опубликования законодательного акта.

С 1 января 2001г. официальными изданиями для законов являются: издание Национального реестра правовых актов Республики Беларусь; «Народная газета» (на русском языке); газета «Звязда» (на белорусском языке).

Для декретов Президента официальными изданиями являются: издание Национального реестра правовых актов Республики Беларусь; газета «Советская Белоруссия».

Наши рекомендации