Надзор за законностью приостановления и прекращения уголовных дел. Надзор за исполнением законов о возмещении вреда, причиненного преступлением
Согласно ст. 246 УПК предварительное расследование приостанавливается при наличии одного из следующих оснований, препятствующих его продолжению и окончанию:
1) неустановление лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого;
2) когда обвиняемый скрылся от органа уголовного преследования либо когда по иным причинам не установлено его местонахождение;
3) когда местонахождение обвиняемого известно, однако отсутствует реальная возможность его участия в производстве по уголовному делу в связи с рассмотрением вопроса о выдаче иностранным государством, а также в связи с невозможностью по объективным причинам прибыть к месту производства предварительного расследования;
4) временное психическое или иное заболевание обвиняемого, препятствующее его участию в производстве процессуальных действий и удостоверенное врачом, работающим в государственном медицинском учреждении;
5) невозможность производства следственных действий, без которых не может быть принято решение об окончании предварительного расследования;
6) необнаружение безвестно исчезнувшего лица.
При изучении уголовных дел, предварительное расследование по которым приостановлено или прекращено, прокурор должен обращать внимание:
- на наличие плана расследования, все ли версии отражены в плане и проверены ли они в ходе предварительного расследования;
- полноту и объективность предварительного расследования;
- качество, полноту осмотра места происшествия, результативность осмотра;
- приняты ли все меры к выяснению, закреплению и изъятию следов преступления, вещественных доказательств, соблюдены ли требования законодательства об их процессуальном оформлении;
- установлены ли очевидцы и свидетели преступления, полноту их допросов, соблюдены ли требования процессуального закона об их допросе;
- соблюдены ли права и обязанности потерпевших (ст. 49-50 УПК);
- участвует ли в деле защитник, соблюдены ли требования закона об обязательном участии защитника (ст. 44-48 УПК) и соблюдены ли требования процессуального оформления участия защитника;
- если по делу имеется гражданский истец, то соблюдены ли его права и обязанности (ст. 52-53 УПК), соблюдены ли требования их процессуального оформления;
- соблюдены ли права и обязанности гражданского ответчика, требования закона об их процессуальном оформлении;
- если в деле участвуют законные представители подозреваемого, обвиняемого, лица, совершившего общественно опасное деяние, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, то соблюдены ли требования ст. 56-59 УПК;
- приняты ли следователем, дознавателем все меры к установлению лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого;
- взаимодействие следователя с органами, ведущими оперативно-розыскную деятельность, давались ли письменные поручения этим органам об установлении лица, совершившего преступление, давались ли письменные указания по этому вопросу следователем;
- приняты ли следователем меры к установлению местонахождения скрывшегося от органов уголовного преследования обвиняемого, давались ли письменные указания, выносились ли постановления органом, ведущим оперативно-розыскную деятельность, о проведении;
- оперативно-розыскных действий по установлению места нахождения указанного лица;
- выполнены ли следователем, дознавателем все процессуальные действия, оформлены ли они процессуально, своевременно ли представлены в республиканскую прокуратуру для направления материалов иностранному государству для выдачи скрывающегося в этом государстве обвиняемого;
- своевременно ли назначены и проведены по делу необходимые экспертизы, в том числе и комплексные судебно-психолого-психиатрические экспертизы, имеются ли заключения экспертов, правомочность экспертов в проведении таких экспертиз;
- какие следственные действия не выполнены, из-за невозможности производства которых не может быть принято решение об окончании предварительного расследования;
- все ли следственные действия по обнаружению безвестно исчезнувшего лица выполнены, участвовали ли в обнаружении такого лица органы, ведущие оперативно-розыскную деятельность, давались ли этим органам письменные указания;
- выполнены ли следователем требования ст. 246-249 УПК о приостановлении и возобновлении предварительного следствия;
- выполнены ли следователем требования ст. 250-254 УПК о прекращении и возобновлении предварительного расследования по уголовному делу;
- при рассмотрении заявлений и жалоб граждан о незаконности приостановления и прекращения предварительного расследования по уголовным делам прокурор должен особое внимание обратить на проверку всех доводов заявителей, выполнены ли они в ходе предварительного расследования, какие следственные действия остались невыполненными, можно ли было принимать решение по делу о приостановлении или прекращении без учета выполнения этих следственных действий, влияют ли они на качество, полноту и объективность расследования.
Надзор за исполнением законов о возмещении вреда, причиненного преступлением.
Надзирающий прокурор обязан в соотв. с требованиял Ген.прокурора еженедельно проверять состояние предвар.расслед-я, заслушивать следователя о состоянии следствия по делу, приняты ли им все меры к раскрытию прест-я, расследованию всех обст-в по делу, в т.ч. установлению вреда потерпевшему, качественно расследованы и выяснены все обст-ва причинен физ., имущ. и мор.вреда, назначены ли проведены необх. для этого экспертизы и правомочны ли эксперты, юр.грамотно и правильно ли сформулированы вопросы экспертам, даны ли ими полные и объективные ответы, согласуются ли или противоречат они объективным обст-вам совершенного прест-я и материалам уг.дела.
При необх. прокурор должен оказать практическую помощь следователю в раскрытии и расследовании прест-я, санкционировать необх. следств.действия. Прокурор имеет право участвовать в выполнении отдельных следств.действий, дать письменные указания по делу.
ПН нацеливают прокуроров на максимальное использ-е всех возм-тей, предусм. законом, для защиты прав и зак.интересов потерпевших.
Момент признания лица потерпевшим, как правило, должен совпадать с моментом ВУД, и только в случае, если на этот момент было неизвестно, кому именно причинен вред прест-ем, пост-е о признании лица потерпевшим м.б. вынесено позднее.
В случае, если орган расследования не вынес пост-я о признании лица потерпевшим, прокурор должен дать указание о немедленном вынесении такого пост-я.
Кроме того, он должен уведомить потерпевшего о том, что вынесено пост-е о признании его потерпевшим, и разъяснить пострадавшему его права, отразив это в пост-нии о признан потерпевшим.
ПН за исполнением требований закона о возмещении потерпевшему ущерба, причиненного прест-ем, вкл. в себя действия прокурора по проверке своевременности разъяснения потерпевшему права на предъявление гр.иска, законности мер, принимаемых к обеспечению иска, привлечению обязанных лиц к участию в деле в качестве гр.ответчиков.
Следует отметить, что действующее зак-во позволяет предъявить иск не только о возмещении матер.ущерба, но и о матер.возмещении мор.вреда.
Обеспечение прокурором процессуальной самостоятельности следователя. Взаимодействие прокурора, следователя и начальника следственного подразделения. Направление прокурором дела в суд.
Предоставление следователю процессуальной самостоятельности, укрепление правовых гарантий и деятельности - одно из необходимых условий эффективности его работы.
Под процессуальной самостоятельностью следователя следует понимать правовую возможность и фактическую свободу осуществлять в рамках закона, норм нравственности в сложившейся производственной ситуации возложенные на него функции без лишней опеки и вмешательства со стороны органов прокуратуры и ведомственного контроля.
Согласно ст. 36 ч. 4 УПК в случае несогласия следователя с указаниями
прокурора по вышеперечисленным вопросам он вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений.
Самостоятельность следователя может быть потенциальной и реальной. Потенцuальная отражает возможные пределы самостоятельности следователя, установленные законом. Реальная - фактические пределы осуществления следователем полномочий в процессе производства по делу. Совпадение пределов реальной самостоятельности и потенциальной свидетельствует о его полной самостоятельности в процессе конкретного производства.
Полноценный надзор прокурора за предварительным расследованием и взаимодействие прокурора, следователя и начальника следственного подразделения немыслимы без процессуального руководства. Надзор за расследованием - это активная деятельность прокурора, которую он не может вести в кабинете. Предупредительная сторона прокуратуры не может быть полностью реализована до тех пор, пока активное участие в производстве расследования не стало для прокурора одной из непременных форм надзора. На практике существуют следующие формы прокурорского надзора за предварительным расследованием и взаимодействия прокурора и следователя:
1)личная проверка прокурором уголовных дел;
2)дача письменных указаний следователю;
3)дача санкций;
4)участие в следственных действиях;
5)продление сроков;
6)согласие на прекращение дела;
7)отстранение следователя от дальнейшего ведения предварительного следствия;
8)передача дела от одного следователя к другому;
9)направление уголовного дела в суд;
10)рассмотрение жалоб на действия и акты следователя;
11)обобщение практики расследования преступлений.
Одним из способов ознакомления прокурора с делом служит личный доклад следователя о выполненной работе и планируемых следственных действиях. Такие доклады практикуются периодически, но прокурор вправе потребовать от следователя доложить дело в любой момент производства расследования.
Следователь обязан по собственной инициативе предоставлять дело всякий раз, когда для производства следственных действий потребуется санкция прокурора.
Обеспечение законности возможно лишь на основе использования прокурором предоставленных ему распорядительно-властных полномочий:
- обязательность указаний;
- дача санкций;
- право отмены незаконных и необоснованных постановлений следователя;
- личное участие в производстве отдельных следственных действий.
Производство тех или иных следственных действий нельзя расценивать как вторжение в нормальный ход расследования, нарушающее или в корне меняющее его. При правильной постановке надзора, когда прокурор с момента возбуждения уголовного дела держит под наблюдением важнейшие действия следователя и определяет направление расследования, личное его участие в деле является логическим продолжением линии, которая с самого начала проводилась по делу и не будет расходиться с последующими действиями следователя.
Процессуальное руководство со стороны прокурора в равной мере и в одинаковых правовых формах распространяется на все органы предварительного следствия, дознания и не зависит от ведомственной принадлежности. Прокурор осуществляет руководство расследованием непосредственно, когда лично проводит расследование или принимает решение о привлечении в качестве обвиняемого по делу, находящемуся в производстве у следователя, а также опосредованно по делам, которые ведут следователь и орган дознания. В любом случае только он, вынося постановление о направлении уголовного дела в суд, признает законную силу
результата расследования.
В предусмотренных законом случаях деятельность лица, осуществляющего процессуальное руководство, может быть объектом руководства со стороны руководителя более высокого порядка: деятельность органа дознания и дознавателя испытывает процессуальное руководство со стороны начальника дознания, следователя и прокурора; деятельность следователя - со стороны следователя - руководителя следственной группы, начальника следственного отдела и прокурора; деятельность начальника следственного отдела - со стороны прокурора.
Следует различать функцию прокурора по надзору за законностью на предварительном расследовании и функцию по осуществлению процессуального контроля по отношению к подчиненным следователям своего ведомства.
Гарантией независимости следователя в отношениях с начальником следственного отдела и прокурором является дача следователю указаний со стороны начальника следственного отдела и прокурора исключительно в письменной форме. Это положение нашло отражение и в названном выше приказе Генерального прокурора Республики Беларусь, и они являются обязательными для следователя. Следователь вправе обжаловать указания начальника надзирающему прокурору.
Процессуальная самостоятельность следователя обеспечивается не только процессуальными, но и организационными гарантиями. В органах прокуратуры, например, вопросы о назначении и перемещении, а равно увольнении городских и районных следователей решаются только вышестоящим прокурором. Только он вправе поощрять следователей за успехи в работе, налагать дисциплинарные взыскания, проводить их аттестацию.
По направлению см. УПК