Субъекты административно-правовых отношений

В административно-правовых отношениях, как и в любых иных общественных отношениях, наличествуют стороны (участники), именуемые субъектами. Ими могут быть отдельные лица или состоящие из них организации. Однако не..каждое физическое или юридическое .лицо является подобным субъектом, а лишь то, которое обладает таким качеством, как административная правосубъектность.

Административная правосубъектность — это юридическое свойство, предоставляющее возможность участвовать в правоот­ношении. Она состоит из административной правоспособности и административной дееспособности. В административном праве нет норм, формулирующих и раскрывающих содержание адми­нистративной правоспособности и административной дееспособ­ности, эти термины даже не употребляются . В науке админис­тративного права они позаимствованы из гражданского права (в ГК Республики Беларусь ст.ст. 16 и 20) и приспосабливаются к субъектам административно-правовых отношений.

Под правоспособностью обычно понимают (применительно к нашей теме)" способность иметь права и обязанности в сфере, сосу,-, дарственного управления, иначе говоря — "управленческие права и обязанности. Ю.М. Козлов, формулируя суть административной правоспособности, акцентирует внимание на возможности всту­пать в различного рода общественные отношения и в этой связи приобретать административно-правовые обязанности и права и

[1] См.: Новоселов В.И. Правовое положение граждан в советском государ­ственном управлении. Саратов, 1976. С. 45.

нести юридическую ответственность за их практическую реализа­цию в сфере государственного управления1. По его мнению, правоспособность возникает с момента рождения, а лица, обладаю­щие ею, являются лишь субъектами административного права. А чтобы стать субъектами административно-правовых отноше­ний, им необходимо обладать еще и вторым элементом админис­тративной правосубъектности, т.е. административной дееспособ­ностью2.

Дееспособность состоит в способности лица (организации) своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя юридические обязанности и исполнять их, а также нестиответственность за свои действия. В практическом плане адми­нистративная дееспособность выражается в способности лица или организации реализовывать свою административную правоспособ­ность, исполнять своими действиями возложенные на них обя­занности и осуществлять предоставленные права. Дееспособность связана с возможностью (способностью) осознавать значение своих поступков и руководить своими действиями.

Круг субъектов административно-правовых отношений мно­гообразен. Это объясняется широкой сферой государственного управления и разнообразием управленческих связей. В на­учной литературе их делят по-разному, на различные виды. Так, Г.И. Петров делит их на граждан, государственные организации и их служащих, общественные организации и их служащих3; Б.М. Лазарев — на государственные органы, их структурные подразделения, должностных лиц и других служащих государ­ственного аппарата, предприятия, учреждения и организации, их подразделения и работников, а также граждан, иностранцев и лиц без гражданства4; Ю.М. Козлов ,5 Д.Н. Бахрах 6 — на индивиду-

[1] См.: Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. С. 42.

2 Там же. С. 43, 45.

3 См.: Петров Г.И. Советские административно-правовые отношения. Л., 1972. С. 41-58.

4 См.: Советское административное право / Под ред. П.Т. Василенкова. М., 1990. С. 63.

5 См.: Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. С. 45.

6 См.: Бахрах Д.Н. Административное право России. С. 48.

альных и коллективных, хотя Ю.М.Козлов не всегда придержи­вается такого деления.

Указанные выше, а также и другие мнения ученых аргумен­тированы и имеют право на существование. Между тем, представ­ляется, что рассмотренные классификации не в полной мере охватывают всех субъектов и не показывают их роль и назначе­ние в системе административно-правовых отношений. Лучше объединить субъекты административно-правовых отношений в 2 такие группы:

А. Носители исполнительной власти

1.главные;

2.основные;

3.специальные;

4.исключительные;

5.особые.

К главным относятся, которые наделены верховной адми­нистративной властью. Такой властью обладает только Президент Республики Беларусь как глава государства.

Основными субъектами являются органы государственного управления, органы, специально предназначенные для осуществ­ления исполнительной власти, их структурные подразделения и служащие.

К специальным субъектам следует отнести так называемые функциональные органы. Они осуществляют, как правило, одну контрольно-надзорную функцию.

Кисключительным причисляются субъекты, у которых госу­дарственное (внутриорганизационное) управление является не ос­новной деятельностью— прокуратуры, суды и т.д.

Особыми субъектами представляются администрации государственных предприятий, учреждений и организаций, трудовые коллективы, а также иные подобные субъекты.

Б. Носители субъективных прав и обязанностей в государствен­ном управлении:

1. граждане Республики Беларусь;

2. иностранные граждане и лица без гражданства, проживаю­щие в Республике Беларусь;

3. общественные объединения и им подобные организации.

Вторая группа (носители субъективных прав и обязанностей

в государственном управлении) объединяет субъекты, которые являются стороной в административно-правовых отношениях, но не наделены исполнительной властью. Они обладают субъектив-

ными правами и обязанностями в сфере государственного управ­ления, с которыми не может не считаться властвующая сторона. Носители исполнительной власти, осуществляя государственное управление, обязаны учитывать названные права и обязанности второй стороны. Носители субъективных прав и обязанностей — особый вид субъектов в административно-правовых отношениях. Они не предназначены для осуществления государственного управ­ления, не наделены государственной властью и не входят в систе­му субъектов этой власти. Рассматриваемая группа субъектов явля­ется по существу объектом государственного управления, но спе­циально не определенным для этого.

Граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, лица без гражданства, проживающие на территории республики, обще­ственные объединения, предприниматели и т.д. вступают в адми­нистративно-правовые отношения как по своей инициативе, так и но инициативе властвующей стороны. В первом случае вступле­ние в административно-правовые отношения происходит в силу субъективных потребностей, реализации прав и обязанностей, во втором — по причине осуществления органом, государственным служащим своих полномочий.

Административная правоспособность и административная де­еспособность возникают одновременно и у первого, и у второго ви­дов индивидуальных субъектов. Например, права граждан на обра­зование, управление автомобилем, медицинскую помощь связаны с их возможностью реализовывать эти права. Другое дело, что в законодательстве не всегда четко определяется административная дееспособность граждан по сравнению с государственными служа­щими и коллективными субъектами. Служащий обретает оба вида правосубъектности сразу после зачисления на должность, а орга­низация — после ее образования (получения лицензии). Что же касается граждан, то их правоспособность нельзя определять, исхо­дя из общих норм Конституции Республики Беларусь, например, о Праве на образование, и на этой основе делать вывод об обретении правоспособности ее с момента рождения.

В Законе Республики Беларусь «Об образовании в Респуб­лике Беларусь»1 указанная норма Конституции об образовании конкретизирована. Из статьи 16 видно, что граждане получают такое право с 6 лет. В статье 21 ТК установлено, что заключение

[1] Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1991. №33. Ст. 598.

трудового договора допускается с лицами, достигшими шестнад­цати лет и как исключение — с четырнадцати лет. В то же время работать в милиции могут лица старше восемнадцати лет (Закон Республики Беларусь «О милиции»), а быть судьей общих или хозяйственных судов могут лишь граждане, достигшие двадцати пяти лет (Закон Республики Беларусь «О судоустройстве и ста­тусе судей»; Закон Республики Беларусь «О хозяйственных су­дах»), Таким образом, право- и дееспособность наступают однов­ременно и,, как правило, с достижением определенного возраста; Указанные и многие другие нормы свидетельствуют, что адми­нистративное право не устанавливает общих правил о возникно­вении право- и дееспособности. Названные качества определяют­ся конкретной необходимостью общества, государства, той или иной отраслью управления и возможностью самих субъектов не только получать права, но и реально их осуществлять. Следова­тельно, не все субъекты имеют равную правоспособность и пра­восубъектность в целом. Однако это не говорит об ограничении каких-то прав граждан, а свидетельствует об особенностях субъ­ектов административно-правовых отношений. В отдельных же случаях возможно частичное ограничение административной пра­воспособности, например, при наступлении особых экстремаль­ных обстоятельств (стихийных бедствий, эпидемий, катастроф, введении чрезвычайного положения), а также при привлечении лица к административной или уголовной ответственности.

Правовой статус субъектов в административно-правовых отно­шениях не одинаков.

Особенности субъектов административно-правовых отноше­ний состоят в следующем:

1.они имеют двойственный характер, т.е. одновременно явля­ются субъектами административного права и административных правоотношений;

2.обладают правосубъектностью в сфере государственного управления;

3.их правоспособность и дееспособность возникают одновре­менно, т.е. составляют единое качество — управленческую право-, дееспособность (правосубъектность);

4.их правовой статус не одинаков.

Из выше сказанного следует вывод: субъектами администра­тивно-правовых отношений (административного права) являются лица и организации, обладающие административной правосубъ­ектностью.

Наши рекомендации