Субъекты административно-правовых отношений
В административно-правовых отношениях, как и в любых иных общественных отношениях, наличествуют стороны (участники), именуемые субъектами. Ими могут быть отдельные лица или состоящие из них организации. Однако не..каждое физическое или юридическое .лицо является подобным субъектом, а лишь то, которое обладает таким качеством, как административная правосубъектность.
Административная правосубъектность — это юридическое свойство, предоставляющее возможность участвовать в правоотношении. Она состоит из административной правоспособности и административной дееспособности. В административном праве нет норм, формулирующих и раскрывающих содержание административной правоспособности и административной дееспособности, эти термины даже не употребляются . В науке административного права они позаимствованы из гражданского права (в ГК Республики Беларусь ст.ст. 16 и 20) и приспосабливаются к субъектам административно-правовых отношений.
Под правоспособностью обычно понимают (применительно к нашей теме)" способность иметь права и обязанности в сфере, сосу,-, дарственного управления, иначе говоря — "управленческие права и обязанности. Ю.М. Козлов, формулируя суть административной правоспособности, акцентирует внимание на возможности вступать в различного рода общественные отношения и в этой связи приобретать административно-правовые обязанности и права и
[1] См.: Новоселов В.И. Правовое положение граждан в советском государственном управлении. Саратов, 1976. С. 45.
нести юридическую ответственность за их практическую реализацию в сфере государственного управления1. По его мнению, правоспособность возникает с момента рождения, а лица, обладающие ею, являются лишь субъектами административного права. А чтобы стать субъектами административно-правовых отношений, им необходимо обладать еще и вторым элементом административной правосубъектности, т.е. административной дееспособностью2.
Дееспособность состоит в способности лица (организации) своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя юридические обязанности и исполнять их, а также нестиответственность за свои действия. В практическом плане административная дееспособность выражается в способности лица или организации реализовывать свою административную правоспособность, исполнять своими действиями возложенные на них обязанности и осуществлять предоставленные права. Дееспособность связана с возможностью (способностью) осознавать значение своих поступков и руководить своими действиями.
Круг субъектов административно-правовых отношений многообразен. Это объясняется широкой сферой государственного управления и разнообразием управленческих связей. В научной литературе их делят по-разному, на различные виды. Так, Г.И. Петров делит их на граждан, государственные организации и их служащих, общественные организации и их служащих3; Б.М. Лазарев — на государственные органы, их структурные подразделения, должностных лиц и других служащих государственного аппарата, предприятия, учреждения и организации, их подразделения и работников, а также граждан, иностранцев и лиц без гражданства4; Ю.М. Козлов ,5 Д.Н. Бахрах 6 — на индивиду-
[1] См.: Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. С. 42.
2 Там же. С. 43, 45.
3 См.: Петров Г.И. Советские административно-правовые отношения. Л., 1972. С. 41-58.
4 См.: Советское административное право / Под ред. П.Т. Василенкова. М., 1990. С. 63.
5 См.: Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. С. 45.
6 См.: Бахрах Д.Н. Административное право России. С. 48.
альных и коллективных, хотя Ю.М.Козлов не всегда придерживается такого деления.
Указанные выше, а также и другие мнения ученых аргументированы и имеют право на существование. Между тем, представляется, что рассмотренные классификации не в полной мере охватывают всех субъектов и не показывают их роль и назначение в системе административно-правовых отношений. Лучше объединить субъекты административно-правовых отношений в 2 такие группы:
А. Носители исполнительной власти
1.главные;
2.основные;
3.специальные;
4.исключительные;
5.особые.
К главным относятся, которые наделены верховной административной властью. Такой властью обладает только Президент Республики Беларусь как глава государства.
Основными субъектами являются органы государственного управления, органы, специально предназначенные для осуществления исполнительной власти, их структурные подразделения и служащие.
К специальным субъектам следует отнести так называемые функциональные органы. Они осуществляют, как правило, одну контрольно-надзорную функцию.
Кисключительным причисляются субъекты, у которых государственное (внутриорганизационное) управление является не основной деятельностью— прокуратуры, суды и т.д.
Особыми субъектами представляются администрации государственных предприятий, учреждений и организаций, трудовые коллективы, а также иные подобные субъекты.
Б. Носители субъективных прав и обязанностей в государственном управлении:
1. граждане Республики Беларусь;
2. иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие в Республике Беларусь;
3. общественные объединения и им подобные организации.
Вторая группа (носители субъективных прав и обязанностей
в государственном управлении) объединяет субъекты, которые являются стороной в административно-правовых отношениях, но не наделены исполнительной властью. Они обладают субъектив-
ными правами и обязанностями в сфере государственного управления, с которыми не может не считаться властвующая сторона. Носители исполнительной власти, осуществляя государственное управление, обязаны учитывать названные права и обязанности второй стороны. Носители субъективных прав и обязанностей — особый вид субъектов в административно-правовых отношениях. Они не предназначены для осуществления государственного управления, не наделены государственной властью и не входят в систему субъектов этой власти. Рассматриваемая группа субъектов является по существу объектом государственного управления, но специально не определенным для этого.
Граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, лица без гражданства, проживающие на территории республики, общественные объединения, предприниматели и т.д. вступают в административно-правовые отношения как по своей инициативе, так и но инициативе властвующей стороны. В первом случае вступление в административно-правовые отношения происходит в силу субъективных потребностей, реализации прав и обязанностей, во втором — по причине осуществления органом, государственным служащим своих полномочий.
Административная правоспособность и административная дееспособность возникают одновременно и у первого, и у второго видов индивидуальных субъектов. Например, права граждан на образование, управление автомобилем, медицинскую помощь связаны с их возможностью реализовывать эти права. Другое дело, что в законодательстве не всегда четко определяется административная дееспособность граждан по сравнению с государственными служащими и коллективными субъектами. Служащий обретает оба вида правосубъектности сразу после зачисления на должность, а организация — после ее образования (получения лицензии). Что же касается граждан, то их правоспособность нельзя определять, исходя из общих норм Конституции Республики Беларусь, например, о Праве на образование, и на этой основе делать вывод об обретении правоспособности ее с момента рождения.
В Законе Республики Беларусь «Об образовании в Республике Беларусь»1 указанная норма Конституции об образовании конкретизирована. Из статьи 16 видно, что граждане получают такое право с 6 лет. В статье 21 ТК установлено, что заключение
[1] Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1991. №33. Ст. 598.
трудового договора допускается с лицами, достигшими шестнадцати лет и как исключение — с четырнадцати лет. В то же время работать в милиции могут лица старше восемнадцати лет (Закон Республики Беларусь «О милиции»), а быть судьей общих или хозяйственных судов могут лишь граждане, достигшие двадцати пяти лет (Закон Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей»; Закон Республики Беларусь «О хозяйственных судах»), Таким образом, право- и дееспособность наступают одновременно и,, как правило, с достижением определенного возраста; Указанные и многие другие нормы свидетельствуют, что административное право не устанавливает общих правил о возникновении право- и дееспособности. Названные качества определяются конкретной необходимостью общества, государства, той или иной отраслью управления и возможностью самих субъектов не только получать права, но и реально их осуществлять. Следовательно, не все субъекты имеют равную правоспособность и правосубъектность в целом. Однако это не говорит об ограничении каких-то прав граждан, а свидетельствует об особенностях субъектов административно-правовых отношений. В отдельных же случаях возможно частичное ограничение административной правоспособности, например, при наступлении особых экстремальных обстоятельств (стихийных бедствий, эпидемий, катастроф, введении чрезвычайного положения), а также при привлечении лица к административной или уголовной ответственности.
Правовой статус субъектов в административно-правовых отношениях не одинаков.
Особенности субъектов административно-правовых отношений состоят в следующем:
1.они имеют двойственный характер, т.е. одновременно являются субъектами административного права и административных правоотношений;
2.обладают правосубъектностью в сфере государственного управления;
3.их правоспособность и дееспособность возникают одновременно, т.е. составляют единое качество — управленческую право-, дееспособность (правосубъектность);
4.их правовой статус не одинаков.
Из выше сказанного следует вывод: субъектами административно-правовых отношений (административного права) являются лица и организации, обладающие административной правосубъектностью.