Правотворчество и нормотворч.инициатива.Субъекты.

Следует выделять субъектов правотворчества (и законотворчества) и субъектов правотворческой инициативы (и законодательной инициативы).Субъектами нормотворчества является, в первую очередь, нормотворческий орган (должностное лицо) – государственный орган (должностное лицо), уполномоченный принимать (издавать) нормативные правовые акты. К нормотворческим органам (должностным лицам) относятся Национальное Собрание РБ, Президент РБ, Совет Министров РБ, министерства, государственные комитеты, комитеты при СМ РБ, объединения (учреждения), подчиненные СМ РБ, местные Советы депутатов, исполнительные комитеты, администрации районов в городах, руководители предприятий и т.д. Полномочия на издание нормативных правовых актов данными органами (должностными лицами) определяются Конституцией РБ, Законом РБ «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» и рядом иных актов.Также субъектами нормотворчества может выступать народ в целом (в рамках государства или определенной административно-территориальной единицы), негосударственные организации.Субъектами законотворчества выступает Национальное собрание РБ, Президент.

Нормотворческая инициатива - официальное направление субъектом нормотворческой деятельности в нормотворческий орган (должностному лицу) проекта нормативного правового акта или мотивированного предложения о необходимости принятия (издания), изменения, дополнения, толкования, приостановления действия, признания утратившими силу, отмены нормативного правового акта либо его части.Субъектами нормотворческой инициативы являются субъекты нормотворческой деятельности, которые в соответствии с предоставленными им полномочиями вправе направить в нормотворческий орган (должностному лицу) проект нормативного правового акта или мотивированное предложение о необходимости принятия (издания), изменения, дополнения, толкования, приостановления действия, признания утратившими силу, отмены нормативного правового акта либо его части. Государственные органы и должностные лица, не являющиеся субъектами нормотворческой инициативы, а также предприятия, объединения, учреждения, организации и граждане направляют свои предложения по принятию (изданию) нормативного правового акта или вносят проект нормативного правового акта государственным органам (должностным лицам), имеющим соответствующие полномочия, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.Законодательная инициатива - официальное внесение субъектом, определенным Конституцией Республики Беларусь, проекта закона Республики Беларусь в законодательный орган.Правом законодательной инициативы обладают Президент Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, а также граждане, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек.Правом законодательной инициативы по вопросу об изменении и дополнении Конституции Республики Беларусь обладают Президент Республики Беларусь или не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом.

Правотворческий процесс

Акты государственного управления издаются, принимаются, отменяются в особом порядке. Такой порядок направлен на обеспечение соответствия форм и содержания актов целям его издания, также направлены на повышение эффективности, реализации демократических принципов и прочее. В РБ не существует единого правового акта, определяющего общий порядок принятия либо издания актов государственного управления.

Порядок принятия актов государственного управления регулируется многими правовыми актами, некоторые аспекты закреплены в законе РБ о нормативных правовых актах РБ. Можно выделить стадии принятия актов:Планирование подготовки проектов актовИнициатива

1) Подготовка проектаСогласование проектаРассмотрение проектаВынесение решенияПридание решению юридической формыПроведение юридической либо иной экспертизы

Эти стадии проходят не все правовые акты, а преимущественно нормативные. Стадии имеют определенную самостоятельность и состоят из подстадий и ряды процессуальных действий.

Планирование относится к подготовке НПА. Согласно закону о НПА РБ планирование включает разработку 5-х программ и ежегодных планов на основании программ и планов другие нормотворческие органы могут разработать и утвердить по согласованию с национальным центром. Планирование подготовки проектов коллегиальных органов управления связано с планированием их работы , проведения заседаний этих органов, а в единоначальных с планированием проведения заседаний коллегии. Подготовка проекта начинается с проявлением кем-то инициативы. Инициатива проявляется в действиях, связанных с внесением предложений о включении определенных вопросов в перспективе и текущие планы, и внесение проектов ПА. Субъектами инициативы могут быть разные лица и организации. Инициатива обуславливается определенными причинами, сюда относят:Проведение в жизнь законов и актов вышестоящих органов.Как результат изучения соответствующих проблем и вопросов.Оперативные решения текущих вопросов. Как результат юридического факта.В связи с чрезвычайными обстоятельствами.По ежегодно повторяющимся вопросам.

Подготовка текста решения производится либо самим органом, либо аппаратом в компетенцию которого входит издание акта, либо по его поручению одним или несколькими нижестоящими органами и должностными лицами. Для подготовки отдельных актов могут создаваться группы или комиссии. Согласование проекта нужно для выработки единого мнения для получения согласия всех заинтересованных лиц с подготовленными содержанием решения согласие или несогласие с проектом правового акта выражается в форме визирования, либо предоставления в письменной форме замечаний, либо высказываний своего видения решения в целом или по отдельным частям. Рассмотрение предполагает как бы повторную оценку, допускается обсуждение. Это зависит от разрешаемого вопроса и способа деятельности органов. В единоначальных органах обсуждение обычно не производится, оно заменяется оценками, которые дают специалисты. В коллегиальных обсуждение происходит путем высказывания членами коллегии на заседании своего мнения.

Вынесение решения и издание актов управления. Особенно четко выделяются в работе коллегиальных органов. В ежиноначальном органе принятие решения часто совпадает с одобрением проекта ликом, компетентным его издавать. Однородными являются зав-е стадии. Способы доведения актов до исполнений могут быть:Ознакомление путем высылки копии

Путем вывешивания Личное ознакомление в устной формеОзнакомление под расписку

Обнародование:Официальное Неофициальное в 2 формах: Путем публикации (НА) Путем оповещения (индивидуальные акты)

Наши рекомендации