Формирование правового государства в РБ.

Республика Беларусь, объявившая себя в 1991 году суверенным государством и вставшая на путь демократических реформ, сегодня создает открытое гражданское общество, в котором все равны перед законом и имеют право на равную защиту прав и законных интересов.

Реальное содержание правового государства определяется качеством действующего законодательства.

В статье 1 Конституции Республики Беларусь, провозглашена благородная цель – построение правового демократического государства. Впервые в истории Беларуси эта цель закреплена на высшем законодательном уровне.

Господство закона в Республике Беларусь должно стать реальным снизу доверху. Все правовые институты необходимо повернуть в сторону обеспечения прав человека, чтобы сбалансировать несправедливый перекос в системе отношений «государство – человек», который всегда был в пользу первого. В правовом государстве права и свободы своим гражданам держава не «дарует», как милость, а признает в качестве неотъемлемой собственности граждан

Представляется, что разработчики Конституции Республики Беларусь, принятой Верховным Советом 15 марта 1994 г. и измененной и дополненной на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 ноября 2004 г., ориентировались на международно-правовые стандарты в области прав человека, в результате чего наш Основной Закон воплотил в себе полный набор общепризнанных прав и свобод человека и предусмотрел необходимые гарантии их реализации.

Как уже отмечалось, важнейшим принципом формирования правового государства Конституция Республики Беларусь рассматривает разделение законодательной, исполнительной и судебной властей.

Согласно ст. 79 Основного Закона Республики Беларусь, главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина является Президент. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает экономическую и политическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.

Высшим представительным и законодательным органом в Республике Беларусь является парламент – Национальное собрание. Срок его полномочий – четыре года. Парламент состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики (ст.90).

Знакомство с Конституцией Республики Беларусь позволяет утверждать, что Основной Закон закрепил конституционные основы судебно-правовой реформы. На мой взгляд, к ним прежде всего следует отнести отделение судебной власти от законодательной и исполнительной; защиту судов от влияния политичес­ких партий и иных общественных объединений; осуществление судебной власти только судом; признание прав гражданина на рассмотрение его дела компетентным, независимым и непредвзятым судом в установленные законом сроки; закрепление презумпции невиновности, состязательность и равенство сторон в процессе; запрещение создавать чрезвычайные суды; определение основополагающего принципа правового статуса судей (независимость, несменяемость, неприкосновенность, запрещение заниматься предпринимательством, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской и т.д.). В ст.112 Основного Закона подчеркивается, что суды осуществляют правосудие на основе Конституции, законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных актов, т.е. суды подчиняются только закону и никому более.

Впервые в нашем законодательстве закреплено положение о том, что если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции или иному закону, он принимает решение в соответствии с Конституцией или законом и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным. Тем самым обычные суды (общие и специализированные) наряду с Конституционным судом осуществляют контроль за конституционностью нормативных актов, что повышает значимость судебной власти в системе органов государства.

Основной Закон Республики Беларусь закрепил конституционные основы организации и деятельности судов, а намеченная судебно-правовая реформа, по мнению А.Ф. Вишневского, должна рассматриваться как неотъемлемая составная общей реформы государственного аппарата, осуществляемой с учетом требований разделения властей.

Что касается формирования гражданского общества в Республике Беларусь, то тут также возникают определенные сложности в связи с институтом собственности в Республики Беларусь. Приватизация в Республики Беларусь имеет две стороны: с одной стороны, сохраняется государственный контроль над значительным объемом собственности (образование, здравоохранение и т. д.), с другой – произошло личное обогащение чиновников. Поэтому процесс формирования гражданского общества затянут и весьма далек от требований социальной справедливости и экономической целесообразности.

Аналогично идет или же будет идти и становление других институтов гражданского общества: свободы слова, печати, соб­раний, митингов, объединений. Разумеется, наличие необходи­мых рамок для реализации указанных свобод необходимо в лю­бом, самом демократичном гражданском обществе. Однако, будучи «дарованными» государством, они не воспринимаются как неотъемлемые права личности, а поэтому защищаются и сдерживаются не правовыми, а административными средствами.

Вместе с тем либерализация экономики и политики создает некоторые возможности для появления подлинно частного, не связанного с государством бизнеса, подлинно независимых, не пользующихся государственным финансированием прессы, об­щественных объединений и т.д. Если такие структуры, возник­нув, устоят перед соблазном перебраться под «государственное крыло» и выживут, обратное движение к тоталитаризму станет невозможным. Они составят зародыш гражданского общества — постоянного оппонента государства.

В теоретическом отношении серьезным препятствием на пути формирования правового государства является то, что со­ветская юридическая наука долгое время считала неприемлемой даже саму идею создания подобной державы, поскольку эта идея возникла еще в период европейских буржуазно-демократических революций. Такой подход отражал и до сих пор отражает нега­тивное отношение к тем общечеловеческим ценностям, которые складывались тысячелетиями в сфере государственных правовых отношений.

Без глубокой научной экспертизы и широкого обсуждения не должен приниматься и проводиться в жизнь ни один правовой акт.

Республика Беларусь ищет свой путь развития, собственные эффективные способы управления, адаптации и трансформации государственных структур к складывающимся условиям общественной жизни, повышения эффективности мер государственного регулирования всех сфер общественной жизни при одновременном развитии институтов гражданского общества.

Л.Б. Тиунова выделяет следующие предпосылки формирования правового государства:

– относительно высокий уровень материальной обеспеченности населения, сказывающийся на социальной атмосфере, психологии и структуре общества;

– достаточно высокий уровень культуры, особенно политической;

– многообразная и устойчивая стратификация общества, обеспечивающая социальный консенсус в обществе и препятствующая усилению внутренней конфронтации;

– политический плюрализм при господстве демократических ценностей;

– разрешение национального вопроса, без чего, как показывает опыт стран СНГ, государство может оказаться погруженным в пучину вооруженных межэтнических конфликтов;

– деидеологизация общества и государства.

Нет сомнения, что пройдет немало времени, пока идея правового государства воплотится в действительность. Закрепление в статье первой Конституции Республики Беларусь принципа правового государства следует трактовать не как достигнутое завоевание, а в качестве цели, которая должна определять органи­зацию и функционирование всей государственной системы.

Наши рекомендации