Функции государства: понятие и классификация
Функции государства – основные направления его деятельности по осуществлению важнейших стоящих перед ним задач. Функции гос-ва не являются неизменными, они историчны и меняются на различных стадиях развития общества и государства, зависят от целей и задач, которые стоят перед конкретным гос-вом на конкр.историческом отрезке времени. Именно ФГ отражают действие, деятельность гос-ва по достижению его целей. ФГ охватывают его деятельность в целом (в отличие от функций гос.органов). Их реализации подчинена работа всего гос.аппарата. Поэтому все функции конкретных гос.органов подчинены функциям государства и не могут им противоречить.
Каждая ФГ имеет свой объект воздействия и свое содержание. Разграничение ФГ происходит по конкретным объектам. Содержание ФГ говорит о том, что именно делает гос-во, какие управленч. решения в данной сфере осущ-т, чем конкретно занимаются его органы.
В зависимости от того, в какой сфере действия осущ-ся ФГ, они подразд. на внутренние и внешние. Внутренние связаны с реализацией задач внутри государства, внешние – на межгосударственном уровне. К внутренним ФГ относят:
- экономическая функция – выработка и реализация стратег.направлений экономического развития;
-финансовая ф. – налоговая и бюдж. политика, сбор и перераспределение ден. средств;
- идеологическая ф. – разработка и поддержка гос.идеологии, деятельностьгос-ва в сфере образоват. и культ. политики, взаимод-е со СМИ;
- социальнаяф. – обеспечение социальной защищенности личности, норм. условий жизни для всех членов общества;
- ф. охраны конст. строя, прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка;
- экологическая ф. – выработка правового режима природопользования;
- культурная ф. – поддержка развития культуры, нац.литературы, иск., кино, науки, системы образования.
К внешним функциям относятся:
- обеспечение обороноспособности страны;
- взаимовыгодное сотрудничество с др. государствами;
- участие в деятельности по обеспечению мира и коллективной безоп. и др.
Ряд функций носит смешанный характер, они одноврем. явл. и внутренними, и внешними (напр., экономическая, функция сохранения государственной целостности). К таким функциям м.б. отнесена и экологическая, поскольку обеспечение эколог.безоп-ти только в одной стране недостаточно.
По продолжительности действия ФГ подразд. на постонные и временные.
В зав. от значения для данного гос-ва – на основные и дополнительные.
По сферам обществ. жизни – экономические, политич., социальные, идеолог.
Выделение социал.функции как одного из важн. направлений деят-ти гос-ва связыв. со становл.в ХХ в. идеи т.н. «гос-ва всеобщего благоденствия» или социальн. гос-ва. Оно проявляет всемерную заботу о гражданах, способствует их всестор. развитию, предост. широкий набор соц.благ.
Форма правления
Под формой правленияпоним. организация верхов. гос. власти, структура и порядок взаимоотношений высших гос. органов, должностных лиц и граждан. ФП характеризует источник власти, орг-цию и порядок образования высших органов власти. Различают две осн. формы гос. правления: монархию и республику. Основные критерии такого деления – формальный источник власти и способ ее организации.
Монархия– ФП, при кот. власть полностью или частично сосред. в руках единоличного главы гос-ва – монарха (короля, импер., шаха, царя). Власть М., как правило, передается по насл. Глава Г. занимает пост на неопр. срок и не несет юрид. отв-ти за свои действия. Существуют неограниченные (абсолютные) и ограниченные (конституционные) М. Абсолютная М.хар-ся всевластием главы Г. Монарх выступает единств. носителем суверенитета, обладает шир.полномочиями в законодат.,исполн. и суд. сферах. Неограниченная М. типична для рабовлад. и феод.общ. В наст.время практически не встреч., за исключением Саудовской Аравии, Катара, Омана. Отличительной особ-тью конституционной М.явл. ограничение власти монарха конституцией. В зав. от степени ограничения выд-т дуалистическую и парламентскую М. При дуалистической М.(Иордания, Кувейт, Марокко) полномочия главы Г. ограничены в сфере зак-ва, но широки в сфере исполн.власти. При парламентской М. монарх формально признается главой Г., но фактически обладает лишь представит. функциями. «Монарх царствует, но не правит». Сегодня конст.парламентская М. имеет место в Великобритании, Швеции, Дании, Испании, Бельгии, Японии и других странах. Г-во, где м-рх обладает не только светской, но и религ.властью, наз-т теократической М.. Имеют место выборные М. – объединение нескольких монархий, главы кот. из своей среды выдвигают единого правителя (Малайзия, Объед.Арабск.Эмираты).
Республика– ФП, при кот. высшие органы Г. явл. выборными и сменяемыми. Респ. ФП была известна еще рабовлад. и феод. обществам, но наибольшее распространение получила в эпоху капитализма. Выделяют три основных разновидности республики: 1) президентскую, 2) парламентскую, 3) смешанную (полупрезидентскую).
Президентская Р.хар-ся значит. ролью президента в системе гос. органов. Президент явл. и главой гос-ва, и главой исполн.власти. Он избирается нез. от парламента либо прямым голосованием избирателей, либо коллегией выборщиков. През-т сам формирует прав-во, кот. ответственно перед ним, а не перед парламентом. Члены прав-ва обычно назнач.из состава партии, победившей на презид.выборах, в результате чего возможно несовпадение партийного состава прав-ва и парламентского большинства.
Отличительной чертой през. Р. явл.жесткое разделение зак. и исполнит. ветвей власти. Президент обладает правом отлагательного вето на решения парламента. Классич.пример ПР – США. В странах Зап.Евр. през. Р. не получила распространения, но она преобладает в странах Лат.Америки (Аргент., Браз., Венесуэла, Боливия), где нередко предстает в виде «суперпрезидентской» Р. Современные презид. Р. могут иметь специф.е отличия в сравнении с клас.моделью. Главное – ведущая роль президентской власти. Так, в Респ.Бел. Президент занимает особое место в системе государственных органов.
В парламентской Р.прав-во формир-ся на парлам. основе и ответственно перед парл-м. Парламент м. выразить вотум недоверия прав-ву, что влечет отставку правительства либо роспуск парл. и проведение досроч.выборов. В больш.стран с парламент. ФП членство в прав-ве совместимо с сохранением депут.мандата. Глава прав-ва является первым лицом в полит.иерархии. Президент фактически занимает в ней более скромное место, осуществляя представит. функции. Глава гос-ва избирается, как правило, парламентским путем. К парл. республикам отн. Италия, Германия, Индия, Турция, Израиль, Латвия, Эстония. Выделяют «смешанную» или полупрезидентскую республику. Эта ФП стремится сочетать сильную презид. власть с эффективным контролем парламента за деят-ю прав-ва. Она не имеет таких устойчивых черт, как парл. и през. Р. и отличается в разных странах. Ее главная отлич. черта – двойная отв-ть прав-ва перед през-м и парл-м. Смешанная Р. сущ. во Франции, Австрии, Финл., Болг., Польше.
10. Форма государственного устройства
Под формой государственного устройства понимают национально-террит. или администр.-территориальное устройство гос-ва, а также хар-р и принципы взаимоотношений м/у центральной гос.властью и властями частей, из которых состоит гос-во. Существуют две осн.разнов-ти ФГУ: простые (унитарные) и сложные.
Унитарное государствоявляется единым,цельным госуд. образованием, состоящим из админ.-террит. единиц, которые подчиняются центр.органам власти и признаками госуд-го суверенитетане обладают. В унитарном гос-ве существуют:1) единая система высших органов власти и управления; 2) одна конституция и единая система закон-ва; 3) единая денеж.система; 4) общая налоговая и кредитная политика; 5)одно гражданство; 6)единые воор.силы.К унитарным гос-вам относится, например, РБ, что закреплено в части первой ст. 1 Основного Закона.
Унит.г-во м.б. многонациональным. Многонац.гос-ми унит.типа явл. Афганистан, Болгария, Китай. Однонациональными – Япония, Польша, Франция и др.
Сложной формой гос. устройства явл.федерация, субъекты кот. обладают в опред. мере суверенитетом.В различных странах федер.гос.устройствоимеет уникальные особенности, кот-е определяются историч.условиями образования федерации. Можно выделить наиболее характерные юрид.признаки для большинства федерат.гос-в. Так, в ФГ сущ-т общефедер.органы гос.власти, решения которых являются обязательными для субъектов Ф. в той мере, в какой этоопределено законом. Наряду с высшими фед. органамисуществуют высшие органы государственной власти субъектов федерации – республик, земель, штатов, кантонов ит. п.
Территория Ф. состоит из совок-ти территорий ее субъектов, каждый гражданин субъекта Ф. является одновременно гражданином всей страны. Для Ф. характерныфедер.вооруж.силы, единая финансовая, налоговая,денежная системы. Основную внешнеполит. деятельностьосуществляют федеральные органы.
Федеративная форма гос. устройства м.б. следствием различных видов общественных связей.Так, США, Мексика, ФРГ – федер. государства, образованные не по национальному, а по террит.признаку. Как правило, Ф. возникает на основе нормативного договора (образование СССР в 1922 г.) либо принятия конституции(в 1787г. вСША). Определенная госуд. самостоятельность субъектов Ф. закрепляется чаще всегоспециальным нормативным актом или конституцией союзного государства. В настоящее время в мире насчитывается около 20 федеративных государств. Как правило, это крупные гос.образования (Россия, ФРГ, Индия, Малайзия, Нигерия, США, Канада, Мексика). В последней трети XX в. наблюдались,с одной стороны, тенденция федерализации нек-х гос-в(Бельгия, Канада идр.), с другой - распад федераций, построен-хна национ. основе (СССР, СФРЮ, ЧССР).
Одной из важн. ФГУ является конфедерация–не союзное государство, а союз государств, при кот.гос-ва, образующие К., полностью сохраняют самост-ть, имеют собственные высшие органы власти, управления и правосудия. Для координации совместных действий гос-ва – члены конф-и создают объед.органы. Последние функционируют лишь в строго опред. целях (эконом., военных, политических). Конф-я, как правило, носит врем.характер и нередко выступала промежут.звеном на пути движения гос-в к образованию Ф. (США, Швейц.) или распадалась (Австро-Венгрия, Речь Посп.). Конфедерацией счит. Швейцария. Признаки К. имеются у СНГ и ЕС.
Политический режим
Под политико-правовым режимом понимается совокупность методов и средств осуществления государственной власти. ПР индивидуализирует форму государства. Он охватывает деятельность не только Г., но и всех других элементов политической системы общества. ПР включает в себя как методы государственного властвования, так и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, клубов, союзов и т. д.). ПР существует много, поскольку на них оказывает влияние целый ряд обст-в: сущность и форма Г., характер законодательства, соотношение социально-политических сил в стране, международная обстановка и многие другие.
Разные эпохи знают разные ПР, которые не были одинаковыми в конкретных гос-х одного и того же типа. В рабовладельческих государствах обнаруживаем деспотию и демократию; в феодальных – абсолютистский режим и режим своеобразной феодальной демократии; в капиталистических – буржуазно-демократический и режим военно-полицейский, фашистский; в современных государствах – авторитарный и тоталитарный режимы, клерикально-фундаменталистский и режим правовой демократии.
Все многообразие политических режимов можно свести к двум разновидностям – демократическому и недемократическому.
Политико-правовую сторону демократического режима можно охарактеризовать следующими чертами: 1) плюрализм в обществ.-полит. жизни. Этот принцип проявляется в деят-ти различных партий, других общ. организаций и объединений, которые представляют интересы разных соц. групп и слоев населения; 2) реализация в практике госуд-го строительства принципа разделения властей; 3) защита личности от произвола, беззакония; 4) демократическая власть учитывает интересы большинства и меньшинства, индивид. и национальные особенности граждан, религиозные убеждения; 5) демократический режим создает эффект. механизмы прямого воздействия населения на характер госуд.власти через избирательную систему и референдумы; 6) предоставление свободы личности в сферах экономической, политической и культурной деятельности; 7) демократический ПР базируется на прочной правовой основе.
Содержательная сторона недемократических политических режимов(деспотического, тиранического, тоталитарного, авторитарного) противоположна чертам режима демократии. Ее отличает следующее: 1) господство одной полит.партии или движения, одной офиц. идеологии, одной формы собств-ти; 2) сведение к минимуму или ликвидация политических прав и свобод; 3) низкий жизненный уровень; 4) акцент на карательные меры воздействия; 5) агрессивность во внешней политике; 6) всеохватывающая милитаризация общественной жизни; 7) примат государства над правом, влекущий за собой произвол, нарушения законности, ликвидацию правовых начал в общественной жизни.
Из всех недемократических режимов в современном мире наибольшее распространение имеют авторитарные режимы. В отличие от тоталитарного ПР, характеризующегося полным контролем гос-ва (господствующей партии) над всеми сферами жизни общества, авторитарный режим осуществляется в смягченных формах. Тем не менее он характеризуется нарушением принципа разделения властей, концентрацией огромных властных полномочий в руках главы гос-ва, чрезмерным усилением исполнит-х органов, сведением роли парламента и других представительных органов власти до положения формально действующих учреждений, зависимостью судебных органов от исполнительной власти, ограничениями деят-ти политических партий, других общественных организаций, средств массовой информации и как следствие – нарушениями прав и свобод личности. Авторитарный режим способен эволюционизировать как в сторону тоталитаризма, так и в направлении формирования демократического правового государства.