Правосознание, его структура, виды. Формы деформации правосознания.

Правовое сознание – это совокупность представлений и чувств, выражающих не только знание права, но и отношение к нему, уважение его как социальной ценности, а также приобретение навыков правового положительного поведения. По строению подразделяют: на правовую идеологию – правовые представления, понятия, идеи, принципы, выражающие отношение общества к праву. Правовая идеология выступает главным и активным элементом в структуре правосознания и представляет собой систематизированное научное выражение правовых идей, взглядов, теорий, принципов, требований общества или населения. Правовая идеология это глубокое осмысление субъектами права правовых явлений (законов, законности, правомерного либо неправомерного поведения, прав и обязанностей), характеризующее наиболее рациональный уровень правовых оценок; правовую психологию – правовые чувства, эмоционально-психологический настрой индивидов и их объединений, общества в целом к праву. Она складывается стихийно и носит несистематизированный, неформальный характер; правовую этику – учение о правовой морали, о том, как следует поступать людям в сфере правовой жизни. По социальному уровню (содержанию) выделяют правосознание: обыденное – массовое представление и настроение общества в целом, отдельных индивидов и их коллективов по поводу права, возникающие под влиянием жизненного опыта, мудрости; профессиональное – чувства, убеждения, обычаи, традиции, складывающиеся у судей, прокуроров и других юристов на основе юридической практики; научное – идеи, понятия концепции, выражающие теоретическое освоение права, его сущность, строение, механизм правового регулирования. По уровню общности выделяют правосознание: индивидуальное – уровень правовых знаний личности, ее жизненный опыт, которые влияют на восприятие права, его оценку, на способность принимать решение, которое будет определять правомерность или неправомерность его поведения; групповое – корпоративное правосознание различных социальных групп и слоев (бизнесменов, рабочих, интеллигенции, заключенных), членов различных партий, общественных организаций, банков, предприятий, представителей различных профессий (медиков, физиков, юристов и т. д.);

общественное – правосознание общества в целом. Формы деформации правосознания отличаются в зависимости от распространения юридической некомпетентности (отсутствия правовых знаний), особенностей неадекватной оценки права (его позитивной роли как способа регулирования общественных отношений), степени распространенности навыков и стереотипов неправового и противоправного поведения. Промежуточным состоянием правосознания является правовой инфантилизм, представляющий собой несформированность и пробельность правовых представлений применительно к новым правовым условиям, недостаточность правовых знаний и установок. Правовой нигилизм представляет собой скептическое и негативное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений вплоть до полного неверия в их потенциальные возможности решать социальные проблемы. В качестве деформации правосознания выделяется также правовой негативизм. Эта форма правосознания заслуживает отделения ее от правового нигилизма. Если правовой нигилизм связан с отрицанием социальной ценности права как таковой, то при правовом негативизме правонарушитель осознает ценность правового регулирования для общества, но в силу ряда причин не соблюдает те или иные правовые предписания. Здесь также выделяются несколько подвидов правового негативизма в зависимости от причин противоправных действий. Во-первых, они могут быть обусловлены расхождением в данном конкретном случае личных интересов субъекта с общественными интересами. Во-вторых, осознанное игнорирование правовых норм возможно ввиду соблюдения новых правовых идей, пока не закрепленных в нормативно-правовых актах. В последнем случае правовой негативизм становится одной из форм правового идеализма. Правовой идеализм, называемый также иногда правовым фетишизмом или правовым романтизмом, заключается в преувеличении реальных регулятивных возможностей права, переоценке роли и места права в жизни общества. Такая форма правосознания характерна для начальных этапов многих реформ. Положительная черта правового идеализма заключается в том, что он поддерживает уважение к праву и правовой системе в целом, раскрывает резервы творческой активности субъектов правовой деятельности. Основная же опасность правового идеализма прямо пропорциональна степени идеализации возможностей права: чем больше разрыв между ожидаемыми результатами от реформы и ее фактическими результатами, тем в большей степени возможен рецидив правового нигилизма впоследствии.



Наши рекомендации