Правоприменение как особая форма реализации права. Правоприменительный акт.
Реализация права гражданами в большинстве случаев происходит без участия государства и его органов. Они реализуют право добровольно, без принуждения, по взаимному согласию вступая в правовые отношения, в рамках которых используют субъективные права, исполняют обязанности и соблюдают запреты. Однако в некоторых ситуациях реализация права без государственного вмешательства невозможна. Так нельзя получить пенсию, поступить на учебу в высшее учебное заведение, выйти замуж либо развестись без решения компетентного органа, хотя все условия для возникновения данных прав и обязанностей субъективно существуют. Особой формой реализации права в таких случаях является правоприменительная деятельность, понимаемая как властная деятельность компетентных государственных органов, обеспечивающая адресатам правовых норм реализацию принадлежащих им прав и обязанностей.
Правоприменительная деятельность имеет три основные стадии. Началом процесса применения правовых норм является установление фактических обстоятельств, юридических фактов или юридических составов, которые как правило относятся к прошлому и поэтому правоприменитель не может наблюдать их непосредственно, например, при совершении преступления, на этом этапе устанавливается лицо, совершившее преступление, время, место и способ его совершения, характер и размер ущерба, характер вины и другие обстоятельства.
Установление юридической основы дела - вторая стадия правоприменительной деятельности. Она заключается в том, что правоприменитель находит юридическую норму, которую необходимо применить к данному конкретному случаю. Следует отметить, что если правоприменитель не находит соответствующей нормы в сфере уголовного законодательства, он должен иметь ввиду, что "Нет преступления и проступка, нет наказания и нет взыскания без закона", следовательно, выходом из данной ситуации является либо отказ в возбуждении производства по уголовному или административному делу, либо вынесение оправдательного решения. Если же должностное лицо, применяющее гражданское законодательство, не находит нормы адекватной конкретному делу, он использует принципы аналогии закона или аналогии права. Аналогия закона предполагает решение дела на основе закона, регулирующего сходные с рассматриваемыми отношения. Аналогия права означает решение дела на основе общих начал и смыслы законодательства.
Восполнение пробелов в праве возможно лишь в процессе правотворческой деятельности.
Заключает процесс правоприменения стадия принятия решения по юридическому делу, в процессе которой выносится правоприменительный акт. Это могут быть и акты центральных органов государственной власти (указ президента о назначении должностного лица), судебных органов (приговор суда по конкретному уголовному или гражданскому делу), акты местных органов государственного управления (постановление начальника отдела милиции о наложении штрафа за административное правонарушение).
Правоприменительные акты отличаются от нормативных правовых актов тем, что они содержат не норму права, а конкретные индивидуальные предписания; они обращены не ко всем, а к конкретно указанным в них лицам; в них используется не метод общенормативного, абстрактного правового регулирования, а метод индивидуального, казуального регулирования; наконец, если нормативный правовой акт можно использовать неоднократно, то акт применения права действует только один раз.
59. Толкование права.
Толкование нормативных правовых актов - интеллектуальная деятельность субъектов права, по уяснению и разъяснению смысла правовой нормы, в целях правильной, быстрой и экономичной ее реализации. Оно выражается в принятии особого юридического акта.
Способы толкования норм права включают в себя совокупность методов и средств, которые помогают уяснить смысл нормы права, приблизить понимание текста нормативного правового акта к воле законодателя. Важнейшими способами толкования являются следующие:
Языковой (грамматический) способ - при помощи которого норма права уясняется на основе анализа текста акта (отдельные слова, грамматические связи, знаки препинания и т. п.)
Систематический способ - основан на том, что позволяет разъяснить право как систему, поскольку, содержание каждой находится во взаимосвязи с другими нормами, при этом реальная норма всегда достраивается до логической; каждая материальная норма подкрепляется процессуальной, иначе она невозможна в реализации; нормы, где устанавливаются дефиниции, связываются с теми, в которыми они употребляются; прослеживается связь общих и специальных норм; связь отсылочных статей.
Существуют также: логический способ толкования, который позволяет исследовать внутренние связи между частями, нормативного правового акта, посредством использования правил и законов логики; историко-политическое толкование, которое позволяет уяснить содержание нормативного правового акта на основании условий их исторического принятия; специально-юридическое толкование, состоящее в уяснении смысла специальных юридических категорий, понятий, конструкций; целевое толкование с точки зрения установления цели нормы права.
Толкование по субъектам подразделяется, прежде всего на официальное и неофициальное толкование.
Официальное толкование дается государственными органами или должностными лицами; закрепляется в специальном акте и является общеобязательным. Оно подразделяет во первых на нормативное, которое позволяет неоднократно использовать акт толкования, т. к. он носит общий характер. Такое толкование включает в себя авторское, когда сам орган толкует свой акт, легальное, когда орган, издавший акт поручает истолковать его другому субъекту права. Во вторых, на казуальное (правоприменительное) которое характеризуется однократным использование акта толкования применительно к конкретному случаю.
Неофициальное толкование -дается субъектами, не имеющими официального статуса; различают: доктринальное (научное): субъекты толкования - научно-исследовательские учреждения, ученые и т. п.; профессиональное (компетентное) субъекты- юристы практики, должностные лица государственного аппарата обыденное - осуществляется любым гражданином
Объем толкования определяется соотношением смысла, который вложен в норму права законодателем и смысла, который вытекает из нормы. Проблема состоит в том, что часто существует несоответствие между буквой и духом нормы права.
Существуют следующие виды толкования по объему:
Буквальное толкование состоит в том, что смысл, который вложил законодатель в норму права, полностью совпадает тем смыслом, который из нее вытекает. Расширительное-смысл, которой вложил законодатель в норму права, шире, чем смысл, который вытекает из текста, поэтому интерпретатор должен расширить понимание смысла правовой нормы до смысла, который вложил в нее законодатель. Этому толкованию не подлежит закрытие перечни (например, перечень отягчающих обстоятельств). Ограничительное - смысл, который вложил законодатель в норму права, уже смысла, который вытекает из текста нормы права. Задача интерпретатора ограничить смысл понимания правовой нормы до воли законодателя.