Понятие и взаимосвязь функций государственного аппарата и функций государства

Государственный механизм тесно связан с функциями государства. При помощи госаппарата практически осуществляется власть и выполняются функции государства. Между функциями государства и госаппаратом существует прямая связь, так как он создаётся как раз для выполнения функций государства. Функции современного государства осуществляются при помощи гос.механизма, посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой гос.органов. От функций государства зависит структура гос.механизма - они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства.

В механизме государства выделяют вещественные придатки госорганов, к которым относятся различные материальные ценности, бюджетные средства, имущество, сооружения, предприятия, организации, необходимые для функционирования госорганов и посредством которых осуществляются функции государства.

57.

Понятие и признаки правового государства.

Правовое государство - это такое государство, ркотором созданы условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека. Признаки:

1 .Превращение государства в выразителя и защитника интересов гражданского общества.

2.Господство закона во всех сферах общественной жизни.

З.Незыблимость свободы личности, ее прав и свобод, чести и достоинства, их всесторонняя гарантированность и охрана.

4. Четкое разграничение компетенции законодательной, исполнительной и судебной власти при условии, что все эти ветви власти уравновешивают и сдерживают друг друга в рамках закона, а судебная власть независима и подчинена только закону.

5.Обеспечение подлинного демократизма законотворчества, осуществляемого как представительными органами народа, так и им самим.

6. Наличие эффективных форм государственного контроля и надзора за соответствием закону всех нормативных актов, за реализацией действующего законодательства, соблюдением прав и свобод личности.

7. Установление в праве и последовательное обеспечение государством юридической ответственности за правонарушения (неотвратимость наказания).

8. Взаимная ответственность государства и личности.

Поскольку государство - продукт общества, то любое государство является социальным, (термин «социальный» в латинском языке означает «общий», «общественный»), но в общей теории государства и права под «социальным государством» понимается государство, обладающее особыми качествами и функциями.

Основными условиями существования социального государства и его характерными признаками являются:

1. Демократическая организация государственной власти.

2. Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего должностных лиц.

3. Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.

4. Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей государственной собственности в наиболее важных сферах хозяйства.

5. Наличие качеств правового государства.

6. Существование гражданского общества.

7. Наличие развитого социального законодательства и др. Социальному государству свойственны следующие функции:

1) поддержка социально незащищенных категорий населения;

2) охрана труда и здоровья людей;

3) поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

4) сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов
между социальными слоями населения через налогообложение, государственный
бюджет, социальные программы;

5) борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения,
выдача пособий по безработице;

6)поиск баланса между рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни для всех и т.п.

В современном мире идея демократического социального правового государства получила всеобщее признание и стала воплощаться в конституциях современных государств. Идеи социальности нашли отражение в конституциях ФРГ, Франции, Италии, Испании, Греции, Турции, Дании, Швеции, Нидерландах и др., включая Республику Беларусь (ст. 2 Конституции).

Основные принципы правового государства.

Правовое государство в теоретической литературе определяется как «организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для более последовательного связывания правом государственной власти в целях недопущения злоупотреблений».

В этом определении выделены два основных, главных взаимосвязанных принципа государства:

1. Наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
«Обеспечение прав и свобод граждан» объявляется конституциями многих
современных государств, включая конституцию Республики Беларусь (ст. 21).
Однако режим наиболее полной свободы личности не следует понимать так, что
каждому индивиду дозволено абсолютно все, в противном случае в обществе
наступает хаос и война.

2. Наиболее последовательное связывание с помощью права государственной
власти - второй основополагающий принцип правового государства. Однако
формирование для государства режима правового ограничения не следует
понимать так, что государство никогда не должно вмешиваться в личные дела
индивида, иначе оно будет бессильно защищать права и свободы каждого
индивида в отдельности и всех вместе взятых.

3 .Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Этот принцип следует понимать так, что каждая ветвь власти, осуществляя свои функции, не вмешивается в дела других ветвей власти, но существуют конституционные возможности влияния друг на друга. В отношении законодательной власти предусматривается жесткая процедура законодательного процесса, регламентация основных его стадий, а также право вето президента, если законопроект окажется поспешным.

В отношении президентской власти предусмотрены сроки исполнения ее полномочий, импичмент и др. В отношении судебной власти также предусмотрены правоограничительные средства (презумпция невиновности, право на защиту, состязательность процесса, равенство граждан перед законом и ДР-)-

4. Верховенство права (правового закона) во всех сферах общественной жизни; 5.Правовая форма взаимоотношений государства и гражданина (равные взаимные права, обязанности и ответственность перед обществом); 6. Наличие развитого гражданского общества;

7.Признание госуоарством естественных прав и свобод человека и гражданина неотчуждаемыми:

8.Сответствие норм внутринационального законодательства общепризнанным нормам международного права и др.

58. Конспект Суздалевой +

Гражданское общество

Гражданское общество - это общество, в котором имеется и постояннс расширяется область свободного волеизъявления людей, где компетенция государственного вмешательства в их деятельность ограничена и строгс определена.

Деятельность людей в гражданском обществе должна осуществляться пс принципу «разрешено все, что не запрещено законом», а деятельность органоЕгосударства и должностных лиц - по принципу «запрещено все, что не разрешенс законом».

Гражданское общество - это система общественных отношений межд> людьми, обладающими реальными правами и свободами, обеспеченными государством.

Для гражданского общества характерны следующие признаки:

- свободное развитие массовых движений;

- деятельность партий;

- функционирование объединений по интересам, убеждениям и т.п. Гражданское общество - сообщество свободных индивидов. Каждый индивид

является собственником. Он обладает средствами, которые необходимы человек> для нормального существования. Гражданское общество - открытое социальное образование. В нем обеспечивается свобода слова, гласности, доступ к различной информации, культурное и научное сотрудничество с зарубежными государственными и общественными организациями. В таком обществе все граждане свободны, равноправны и имеют равные возможности для самовыражения, активного участия в управлении делами общества.

Гражданское общество активно контролирует деятельность государства, оказывая на него существенное влияние во всех областях общественной жизни.

Взаимное равенство прав, свобод и обязанностей личности, общества vгосударства способно обеспечить гармонию человеческой цивилизации.

Гражданское общество возможно лишь тогда, когда складываются отношения, предполагающие активное проявление творческих возможностей личности во всех сферах социальных связей: экономических, политических, духовных.

59.

- Государственная власть -одно из проявлений власти вообще. Власть - это сила, могущество, господство. Государственная власть - это власть, которая исходит или должна исходить от народа и которая должна осуществляться в обязательном порядке от имени государственных органов. Государство - это определенная организационная форма власти. Государственная власть представляет собой как бы централизованное отражение воли народа и соответственно приобретает определенные черты, которые потом проецируются и на черты государства. Это

- публичность - действует от имени общества;

-институциональность - представляет собой совокупность институтов государственной власти;

- суверенность — быть верховной и независимой во внутренних и внешних делах;

-легитимность и легальность - основана на законных основаниях.

В любом случае государственная власть, как и другие виды власти, должна быть основана на авторитете. Но в литературе нет единства в определении понятия авторитета как непременного атрибута государственной или иной власти. Делается вывод, что авторитет сводится все равно к подчинению, то есть к проявлению власти. Но если в обыденном сознании считается, что авторитет - это качество, основанное на несомненных ценностных качествах того, кто обладает ими, в частности на его уме, присущих ему качествах справедливости и т.д., на проявлении каких-либо позитивных качеств в человеческой деятельности, то в научном плане признается, что авторитет и наличие у подчиняющего силы как собственной, так и привлеченной. Эта сила может быть основана на идеалах, не имеющих общественных ценностей. Авторитет может быть и ложным, но, тем не менее, в определенных ситуациях он может создавать отношения подчинения.

Политическая власть - понятие более широкое, чем государственная власть. Политическая власть представляет собой отношения, которые связаны с осуществлением функции управления делами государства и общества или же участие в той или иной форме в реализации функций такого управления. Осуществление управления делами государства и общества, есть свойство государственной власти. Для осуществления этих функций имеется специальный, обособленный от общества, аппарат, так называемый государственный аппарат. Участие в управлении делами государства и общества, которое осуществляется гражданами, как в коллективной, так и в индивидуальной формах представляет собой участие в реализации функции политической власти.

Власть и право

Власть -это многоплановое, разностороннее понятие. Считается, что власть неотъемлемое качество социальной организации. Существует много определений понятия «власти», что свидетельствует о неоднозначном подходе к этой объемной социальной категории. Выделяют системное определение власти,согласно которому власть - это качество, атрибут социальной системы, определяющее взаимоотношения в рамках этой системы. В психологических определениях власти -это понятие объясняется особенностями индивидуальной психологии человека. Есть так называемый структуралистский подходк определению власти, согласно которому власть — ассиметричные (неравные) отношения между управляющими и управляемыми. При инструменталистских позицияхвласть определяется как возможность, способность проводить внутри данных социальных отношений собственную волю, причем, не учитывая сопротивления других и не считаясь с тем, на чем конкретно основана такая возможность. В философской литературевласть определяется в качестве определенного вида общественно-волевых отношений, волевого акта, при которых обеспечивается главенство властной воли. Власть - организованная сила социальной общности, это способность и возможность индивида, группы подчинять своей воли поведение других людей. Почти все правоведы сходятся на том, что власть - это волевые общественные отношения между людьми. Н. Коркунов говорил, что власть есть сила, но обусловлена не волей тех, кто властвует, а осознанием этой властвующей силы и воли тех, кто подвластен. В любом случае, первоначальный источник власти проявляется, в так называемой, подчиняющей силе. Следовательно, власть - это волевые отношения, основанные на субъективной зависимости одного субъекта от воли другого, которая может воздействовать на волю подвластного, находящегося в подчиненном положении.

60. – 64.

Наши рекомендации