Виды толкования по субъектам.
По субъектам толкование подразделяется на официальное и неофициальное.
Официальное толкование дается органами, уполномоченными на это государством. Оно является обязательным для других субъектов.
Официальное толкование подразделяется на аутентическое и делегированное.
Аутентическое толкование дается органом, издавшим толкуемый нормативный акт. Специального полномочия на аутентическое толкование не требуется. Оно вытекает из правотворческого полномочия органа. Если соответствующий государственный орган наделен правом издавать нормативные акты, то отсюда следует, что он вправе давать разъяснение этим актам.
Делегированное толкование основывается на законе. В этом случае закон наделяет тот или иной орган правом давать толкование актам, изданным другими органами.
Официальное толкование, как аутентическое, так и легальное, может быть казуальным или нормативным.
Казуальное толкование дается применительно к отдельному случаю (казусу). Оно формально обязательно только для конкретного дела. Однако действительное значение актов казуального толкования, даваемого вышестоящими инстанциями, гораздо шире. Эти акты выступают для нижестоящих органов в качестве образцов понимания и применения закона. Нижестоящие инстанции всегда ориентируются на практику толкования и применения законов вышестоящими органами и обычно следуют ей.
Нормативное толкование дается применительно к рассмотрению всех дел определенной категории, разрешаемых на основе соответствующих норм. Нормативным оно является в силу того, что носит общий характер, формально обязательно при рассмотрении всех дел, разрешаемых на основе истолкованной нормы. Как уже отмечено, оно нормативно потому, что результат такого толкования выражен в виде интерпретационных, обязательных для других субъектов норм.
Виды толкования по объёму.
По объему толкование норм права может быть буквальным, расширенным и ограничительным.
При буквальном (адекватном) толковании действительное содержание нормы, раскрытое в результате толкования, полностью соответствует буквенному тексту («дух закона» и «буква закона» совпадают). Большинство норм толкуются буквально. В качестве примера обратимся к нормативному положению ст. 71 Конституции Республики Беларусь: «Выборы не проводятся в период чрезвычайного или военного положения».
Расширительное (распространительное) толкование означает, что действительный смысл юридической нормы, раскрываемый в результате толкования, шире, чем ее словесное выражение. В данном случае «дух закона» шире «буквы закона». Примером может служить ч. 3 ст. 21 Конституции Республики Беларусь, в которой говорится: «Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства».
Там, где подлинное содержание нормы права уже ее текстуального выражения, требуется ограничительное толкование («дух закона» уже «буквы закона»). Согласно ст. 32 Конституции Республики Беларусь «дети обязаны заботиться о родителях». Здесь ясно, что действительный нормативный смысл этого правоположения уже его словесного выражения, так как закрепленное в нем правилоне распространяется на детей, родители которых не содержали и не воспитывали их.
Способы толкования.
Способ толкования– совокупность однородных приемов и средств толкования, направленных на установление содержания правовых норм и уяснения выраженной в них воли законодателя в целях практической реализации норм права.
филологическийтолкования представляет собой уяснение смысла правовой нормы на основе анализа текста нормативно-правового акта. С его помощью определяется значение отдельных терминов и оценочных понятий, осуществляется синтаксический и стилистический анализ текста нормативно-правового акта.
Систематический–уяснение содержания и смысла правовой нормы в ее взаимной связи с другими нормами. С учетом ее места и роли в законном нормативном акте, институте, отрасли, права в целом. Другими словами, чтобы уяснить действительное содержание правовой нормы, необходимо установить ее логическую связь с другими нормами, прежде всего близкими по содержанию с толкуемой и детализирующими ее.
Историко-политический способ толкования предполагает уяснение смысла правовой нормы с учетом той исторической и политической обстановки, в которой она принималась, а также цели и задачи, которые преследовал законодатель при ее издании. Логическоеосуществляется с использованием законов и правил формальной логики для уяснения смысла, содержания нормы права, ее соотношения с другими нормами, устранения неясностей, которые возникают при грамматическом толковании норм права.
Специально-юридическое толкование связано с анализом специальных терминов, конструкций, технико-юридических средств и приемов выражения воли законодателя, основано на профессиональных знаниях юридической науки и законодательной техники.
Под телеологическимтолкования имеется в виду уяснение целей издания нормативно-правового акта и с позиций выявленных целей уяснение смысла нормы права, толкование недостаточно ясных, нечетных предписаний нормативно-правового акта. Обычно законодатель в преамбуле или общей части акта указывает цели и задачи его издания.
Функциональныйтолкования опирается на необходимость учета в процессе уяснения смысла нормы конкретных условий и факторов, в которых функционирует, действует и применяется данная норма права.
Расширительноеозначает, что действительный смысл юридической нормы, раскрываемый в результате толкования, шире, чем ее словесное выражение.
Распространительное и ограничительное толкования осуществляются строго в пределах толкуемой нормы, выявляя ее действительный смысл, смысл «буквы».