Национальное и международное право.
Международное право не входит ни в одну национальную систему права, поэтому ни одно государство не может считать его своим, оно занимает особое наднациональное место и регулирует межгосударственные отношения.
Нормы международного права закрепляются в различных межгосударственных договорах, соглашениях, а также в уставах, конвенциях и декларациях международных организаций (например:ООН). Правовое демократическое государство признает приоритет международного права над национальным и особенно в гуманитарной области, т.е. области прав и свобод человека. В конституции такого государства записано, что нормы международного права имеют приоритет над национальным правом. Статья 8 конституции РБ говорит о признании нашим государством приоритета принципов международного права над национальным и обеспечивает соответствие этим принципам нашего законодательства.
В теории международного права выделяются два основных подхода в проблеме соотношения международного и национального права:
Дуалистический. Рассматривает международное и национальное право в качестве двух, хотя и взаимосвязанных, но различных систем права, которые не находятся в соподчинении. Монистический.Отстаивает позицию единства данных систем, отдавая приоритет либо международному, либо национальному праву.
Правовая система и ее структура.
Понятие «национальная правовая система» является одним из наиболее широких по содержанию и включает в себя всю, без исключения, совокупность правовых явлений и процессов, действующих в какой-либо отдельно взятой стране.
В каждой стран действует свое право, своя национальная (национально-государственная) система позитивного права, имеющая свою специфику и индивидуальные особенности.
Известный французский юрист Р. Давид, специалист в области сравнительного изучения права, подобные группы однородных национальных систем позитивного права обозначил как «правовые семьи» «семьи систем права». Р. Давид исходит из двух критериев, рассматриваемых и учитываемых в их совокупности:
1) юридико-технического критерия(источники права, структура действующего права, юридическая терминология, правовые принципы, концепции, конструкции, методы и практика работы юристов и т. д.);
2) идеологического критерия (философские, политические и экономические принципы, мировоззрение и общественные идеалы, на которые опирается соответствующее национальное право).
С учетом приведенных критериев была предложена следующая классификация «правовых семей современного мира»:
1) романо-германская правовая семья;
2) семья общего права;
3) семья социалистических систем права;
4) религиозные системы (мусульманское право).
Правовые семьи
Романо-германская правовая семья. Романо-германская правовая семья включает в себя национальные системы права стран континентальной Европы – Франции, Германии, Италии, Испании, скандинавских стран.
Входящие в эту правовую семью системы национального права имеют идентичную структуру. Право делится на частное и публичное.
Особенностью системы романо-германской правовой семьи является одинаковое понимание природы, смысла и значения нормы права как абстрактно-всеобщего правила поведения, регулирующего однородную совокупность общественных отношений.
Романо-германское право – это писаное право, состоящее в основном из письменно оформленных нормативно-правовых актов.
Основной источник права во всех национальных системах права романо-германской правовой семьи – закон.
Высшей юридической силой в системе нормативных актов здесь обладает писаная конституция, которая является правовой основой для всех остальных законов и подзаконных актов.
Традиционно важную роль в системе источников права в романо-германской правовой семье играют кодексы – кодифицированные нормативно-правовые акты отраслевого характера.
Правовая семья англо-саксонского общего права. Эта правовая семья включает в себя национальные системы права Англии, США, Северной Ирландии, Канады, Австралии, Новой Зеландии. В нее входят и системы права ряда других азиатских и африканских стран – бывших английских колоний.
В Англии нет писаной конституции, и под «английской конституцией» имеется в виду совокупность норм закона и прецедентного права, определяющих систему и правомочия органов государственной власти, права и свободы подданных.
Закон считается второстепенным источником права, который вносит лишь ряд поправок и дополнений к праву, созданному судебной практикой.
Подзаконные акты издаются органами исполнительной власти лишь в порядке реализации правомочий,
Под «исламским правом» - правовой аспект исламской религии, возникновение которой связано с именем пророка Мухаммеда. Шариат– это по сути своей религиозный закон, диктуемый верующим, то есть совокупность предписаний о том, что они должны делать и чего они не должны делать.
Источниками мусульманского права являются: 1) Коран – священная книга ислама и основа мусульманского права; 2) сунна – совокупность преданий о высказываниях и делах пророка Мухаммеда, имеющих правовое значение; 3) иджма – общее мнение авторитетных правоведов ислама; 4) кияс – суждение по аналогии в вопросах права.
Коран и сунна – основные исторические источники мусульманского права, непосредственно связанные с именем Мухаммеда.
«Обычное право»- местные обычаи стран Африки, Мадагаскара и некоторых других регионов, сложившиеся в период от доколониального периода до более развитых форм колониального и послеколониального периодов.