Административно- правотворческий процесс
Процесс — совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного результата; порядок осуществления какой-либо деятельности. В таком понимании говорят, например, о законодательном, бюджетном, землеустроительном процессе и т.п.
Административно-правотворческий процесс – деятельность государственной администрации по принятию нормативных административных актов в порядке, установленном административно-процессуальной формой.
Деятельность по реализации материальных административно-правовых норм можно рассматривать в качестве административного процесса. Он предназначен для того, чтобы обеспечить применение указанных правовых норм в сфере государственного управления в целях достижения юридических результатов (последствий), предполагаемых диспозицией нормы, т.е. соответствующих правил должного поведения
. Производство административного правотворчества - совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность исполнительных органов и должностных лиц по разработке и принятию нормативно-правовых актов.
Стадии процесса, как совокупность последовательно совершаемых процессуальных действий, различаются меж-ду собой:
* непосредственными задачами и целями;
* особым кругом участников и спецификой их правового статуса;
* юридическими фактами;
* сроками совершения;
* процессуальным оформлением;
а) анализ ситуации, в ходе которого собирается, изучается информация
о фактическом положении дел, о реальных фактах (в разных производствах называется по-разному: административное расследование, проверка жалобы, обсуждение правового акта и др.);
б) принятие решения, в котором устанавливается воля субъекта власти (решение, как правило, носит обязательный характер: обязывает, запрещает, уполномочивает; прекращает);
в) исполнение решения.
Участники административного процесса - лица, обладающие административно-процессуальной правосубъектностью, которая включает правоспособность и дееспособность.
Правоспособность - способность лица иметь в силу административно- процессуальных норм субъективные права и юридические обязанности.
Дееспособность - установленная административно-процессуальными нормами способность лица своими действиями реализовывать права и обязанности в административном процессе.
Виды участников административного процесса:
1) Физические лица:
~ Граждане РФ, лица с двойным гражданством, граждане СНГ (кроме РФ), иностранные граждане, лица без гражданства.
~ Служащие общественных объединений и иных негосударственных формирований
2) Юридические лица:
» Государственные органы, предприятия и учреждения.
» Государственные служащие.
» Общественные объединения, негосударственные предприятия и учреждения.
83.Административно – правонаделительный процесс.
Процесс — совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного результата; порядок осуществления какой-либо деятельности. В таком понимании говорят, например, о законодательном, бюджетном, землеустроительном процессе и т.п.
С юридических позиций процесс своим назначением имеет реализацию норм материального права. Деятельность по реализации материальных административно-правовых норм можно рассматривать в качествеадминистративного процесса. Он предназначен для того, чтобы обеспечить применение указанных право-вых норм в сфере государственного управления в целях достижения юридических результатов (последствий), предполагаемых диспозицией нормы, т.е. соответствующих правил должного поведения.
Структура административного процесса - его внутреннее строение, состоящее из системы административных производств.
Административно-распорядительное (правонаделительное)производство - совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность исполнительных органов и должностных лиц по разрешению позитивных управленческих дел.
В структуре оперативно-распорядительного процесса выделяют:
¦ поощрительное производство;
¦ распоряделительное производство;
¦ лицензионно-разрешительное производство;
¦ производство по комплектованию личного состава и др.;
Стадии административного процесса, как совокупность последовательно совершаемых процессуальных действий
а) анализ ситуации, в ходе которого собирается, изучается информация
о фактическом положении дел, о реальных фактах (в разных производствах называется по-разному: административное расследование, проверка жалобы, обсуждение правового акта и др.);
б) принятие решения, в котором устанавливается воля субъекта власти (решение, как правило, носит обязательный характер: обязывает, запрещает, уполномочивает; прекращает);
в) исполнение решения.
В зависимости от специфики определенных категорий дел, решаемых исполнительной властью, ряд производств административного процесса состоит из присущих только им стадий (например, производство по делам об административных правонарушениях проходит наряду с общими, и такие стадии, как возбуждение дела, обжалование и опротестование решения).
Участники административного процесса - лица, обладающие административно-процессуальной правосубъектностью, которая включает правоспособность и дееспособность.
Правоспособность - способность лица иметь в силу административно- процессуальных норм субъективные права и юридические обязанности.
Дееспособность - установленная административно-процессуальными нормами способность лица своими действиями реализовывать права и обязанности в административном процессе.
Виды участников административного процесса:
1) Физические лица:
~ Граждане РФ, лица с двойным гражданством, граждане СНГ (кроме РФ), иностранные граждане, лица без гражданства.
~ Служащие общественных объединений и иных негосударственных формирований
2) Юридические лица:
» Государственные органы, предприятия и учреждения.
» Государственные служащие.
» Общественные объединения, негосударственные предприятия и учреждения.
84.Административно – юрисдикционный процесс.
Процесс — совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного результата; порядок осуществления какой-либо деятельности. В таком понимании говорят, например, о законодательном, бюджетном, землеустроительном процессе и т.п.
В рамках административного процесса реализуются диспозиции и санкции административно-правовых норм. Основу понятия административного процесса как в широком (правоприменительном), так и узком (правоохранительном) смысле, составляет административно-процессуальная деятельность двух видов:
а) административно-процедурная
б) административно-юрисдикционная - осуществление исполнительными органами (должностными лицами) функции правоохраны в порядке совершения юрисдикционных действий в их традиционном понимании.
Административный (административно-юрисдикционный) процесс -совокупность административно-процессуальных норм, основанная на них деятельность исполнительных органов государственного управления и их должностных лиц по реализации возложенных на них задач по применению санкций при разрешении индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления.
В административно-юрисдикционном процессе объединены производства:
по жалобам и заявлениям граждан;
по делам об административных правонарушениях;
по применению мер административного пресечения;
дисциплинарное производство.
Стадии административного процесса
а) анализ ситуации, в ходе которого собирается, изучается информация
о фактическом положении дел, о реальных фактах (в разных производствах называется по-разному: административное расследование, проверка жалобы, обсуждение правового акта и др.);
б) принятие решения, в котором устанавливается воля субъекта власти (решение, как правило, носит обязательный характер: обязывает, запрещает, уполномочивает; прекращает);
в) исполнение решения.
В зависимости от специфики определенных категорий дел, решаемых исполнительной властью, ряд производств административного процесса состоит из присущих только им стадий (например, производство по делам об административных правонарушениях проходит наряду с общими, и такие стадии, как возбуждение дела, обжалование и опротестование решения).
Правовое регулирование юрисдикционной административно-процессуальной деятельности придает ей юридический характер и создает основу для возникновения в рамках административного процесса особого вида правовых отношений — административно-процессуальных отношений. В них всегда представлена официальная сторона — субъект административно-юрисдикционной деятельности, правомочный решать индивидуальные административные дела в одностороннем юридически властном порядке. Главной их особенностью является то, что в их рамках обеспечивается одинаковый правовой уровень их участников, т.е. они относятся к ад-министративно-правовым отношениям горизонтального типа. Во всех случаях осуществления административно-юрисдикционной деятельности необходимо обеспечение определенных процессуальныхпринципов.
Законность - реализация материальных норм административного права должна осуществляться в точном соответствии с установленным законом порядком.
Объективная истина - принятое решение должно основываться на объективном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела.
Процессуальное равенство граждан перед законом и органом, разрешающим дело - участники процесса не могут быть ограничены в правомочиях в зависимости от пола, расы национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, местожительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, др. обстоятельств.
Гласность - публичность и доступность гражданам; исключение составляет информация, содержащая сведения, отнесенные к государственной тайне, а также сведения об интимной стороне жизни участников процесса.
Национальный язык - процесс ведется на русском языке или языке субъекта РФ, автономной области, автономного округа или большинства населения данной местности.
Оперативность - максимально короткие сроки.
Экономичность - минимум материальных затрат и сжатые сроки действий.
Ответственность за ненадлежащее ведение процесса - должностные лица, виновные в нарушении процессуальных норм, принятии неправильных решений, несут установленную законом юридическую ответственность.
Компетентность означает, что далеко не все субъекты исполнительной власти наделены полномочиями административно-юрисдикционного характера.
Охрана интересов личности и государства означает необходимость надлежащего использования сторонами административно-юрисдикционного процесса своих прав, гарантий прав и законных интересов личности, интересов государства.
Принцип доступности выражается в беспрепятственной возможности каждой из сторон участвовать во всех стадиях рассмотрения индивидуального дела и др.
В административном процессе принимают участие различные лица, перечень которых соответствует в основном участникам административного права.
Участники административного процесса - лица, обладающие административно-процессуальной правосубъектностью, которая включает правоспособность и дееспособность.
Правоспособность - способность лица иметь в силу административно- процессуальных норм субъективные права и юридические обязанности.
Дееспособность - установленная административно-процессуальными нормами способность лица своими действиями реализовывать права и обязанности в административном процессе.
Источниками административного процесса в юрисдикционном смысле являются возникающие в сфере государственного управления споры между сторонами регулируемых административно-правовыми нормами управленческих общественных отношений. Это — споры о праве административном, или же административно-правовые споры.
Первой особенностью административной юрисдикции является ее специфический предмет — конкретный административно-правовой спор.
Вторая особенность административной юрисдикции состоит в правовой оценке поведения сторон возникшего спора, что является важнейшим условием, обеспечивающим основанное на законе, справедливое и эффективное разрешение, административно-правового спора.
Третьей особенностью административной юрисдикции являетсявозможность или необходимость применения соответствующих мер юридической ответственности к виновной стороне административно-правового спора.
С учетом этих особенностей административная юрисдикция этоадминистративно-процессуальная деятельность полномочных исполнительных органов (должностных лиц), осуществляемая во внесудебном порядке с целью рассмотрения и разрешения возникающих в сфере реализации исполнительной власти административно-правовых споров, правовой оценки поведения их участников и применения к виновной стороне в необходимых случаях мер юридической ответственности.
Два момента этого определения необходимо особо подчеркнуть. Это —защита прав и законных интересов граждан — участников административно-правового спора и возможность применения в результате разрешения конкретного спора мер административной или дисциплинарной ответственности.
Административную юрисдикцию можно также определить как административно-процессуальную деятельность, осуществляемую во внесудебном либо судебном порядке с целью рассмотрения и разрешения административно-правовых споров и применения административно-принудительных мер.
Виды административно-юрисдикционного производства
Действующим административным правом закреплен порядок разрешения индивидуальных дел, в основе которых лежит конкретный спор о праве административном.
Вариантами такого вида административно-юрисдикционных производств являются:
= производство по делам об административных правонарушениях;
= дисциплинарное производство;
= производство по жалобам.
Дисциплинарное производство состоит в применениидисциплинарных взысканий к лицам, совершившим такое правонарушение как дисциплинарный проступок, предусмотренный нормами права. В отношении государственных служащих речь идет о совершении имислужебных проступков (неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по должности).
Производство по наложению дисциплинарных взысканий на служащих в настоящее время регламентировано различными нормативно-правовыми актами, в связи с различными формами государственно-служебных отношений (собственно государственная служба, военная служба, служба в органах внутренних дел, в органах налоговой полиции и т.п.). Кроме того, на государственных служащих распространяются в соответствующих случаях нормы трудового законодательства и правила внутреннего трудового распорядка. Дисциплинарное взыскание может быть наложено, как правило, руководителем, обладающим в отношении подчиненных работников дисциплинарной властью в порядке служебного подчинения.Поэтому можно говорить о наличии специального субъекта применения этой власти.
Производство по жалобам. Жалобы всегда связаны с представлением жалобщика о том, что его права или законные интересы нарушены действиями или правовыми актами должностных лиц исполнительных органов. Для установления правомерности либо необоснованности такого рода акций граждан, а также в интересах защиты их субъективных прав и предусматривается специальное производство. Его предметом является прямо выраженный спор о праве административном.
Жалоба подлежит проверке, т.е. требуется расследование, изучение содержащихся в ней сведений. Решение по жалобе должно быть мотивированным, положительное решение — обоснованным, а исполнение решения — организованным. Оно своевременно сообщается гражданину.
Если гражданин не согласен с решением по жалобе, т.е. она не удовлетворена, он вправе обжаловать это решение в административном порядке в вышестоящий исполнительный орган или в суд.
Нарушение порядка рассмотрения жалоб граждан влечет за собой дисциплинарную ответственность должностных лиц.
Решение по жалобе в пользу заявителя по общему правилу влечет за собой отмену или изменение обжалованного действия (решения), а также ответственность должностного лица, чьи действия были признаны в административном или судебном порядке неправильными.