Применение огнестрельного оружия. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции

Все основания применения полицией огнестрельного оружия разделены в ФЗ «О полиции» на две группы: 1) случаи, допускающие производство выстрела с целью поражения человека (часть 1 статьи 23), и 2) случаи, допускающие производство выстрела в иных, не включающих поражение человека целях (часть 3 статьи 23).

Применяя огнестрельное оружие в соответствии с частью 1 статьи 23, сотрудник полиции вправе вести огонь непосредственно по лицу, совершающему общественно опасное деяние. Если же оружие применяется в соответствии с частью 3 статьи 23, то производство выстрела в человека запрещается; целями выступают конструктивные части транспортного средства, животное, запирающее устройство, конструкции, препятствующие проникновению в помещения. Часть 3 статьи 23 допускает также применение сотрудниками полиции оружия при отсутствии физических целей, т.е. выстрелов вверх или в ином безопасном направлении.

Таким образом, применение сотрудниками полиции огнестрельного оружия – это производство выстрелов из него в целях, предусмотренных статьей 23 ФЗ «О полиции».Все иные допускаемые законодательством манипуляции с огнестрельным оружием – обнажение, приведение в боевую готовность, угрозы оружием (словесные или путем демонстрации оружия, но без производства выстрела), использование оружия в качестве предмета для нанесения ударов, стрельба в тире, а также производство выстрела в случаях, когда отсутствуют основания, предусмотренные ФЗ «О полиции», но сотрудник полиции находится в состоянии необходимой обороны, крайней необходимости, причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление, и т.д. – применением огнестрельного оружия по смыслу статей 23 и 24 ФЗ «О полиции» не являются. При этом следует учесть, что, с позиции Пленума ВС РФ, под применением оружия и специальных средств при квалификации деяния по пункту «б» части 3 статьи 286 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, с применением оружия или специальных средств, «надлежит понимать умышленные действия, связанные с использованием лицом поражающих свойств указанных предметом или использование их по назначению»[30].

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 23 сотрудники полиции вправе применять огнестрельное оружие «для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья». В данном случае в качестве объектов противоправного посягательства выступают жизнь и здоровье граждан, сотрудника полиции. Насилием можно считать физический контакт с другим лицом без его согласия[31].

Нельзя считать насилие опасным для их жизни или здоровья, когда очевидно, что его следствием могут явиться, самое большее, легкий вред здоровью без кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности, причинение потерпевшему физической боли либо ограничение его свободы.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2012 г. №19 «О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление»[32] общественно опасное посягательство, сопряженное с насилием, опасным для жизни обороняющегося[33] или другого лица, представляет собой деяние, которое в момент его совершения создавало реальную опасность для жизни обороняющегося или другого лица. О наличии такого посягательства могут свидетельствовать, в частности:

· причинение вреда здоровью, создающего реальную угрозу для жизни обороняющегося или другого лица (например, ранения жизненно важных органов);

· применение способа посягательства, создающего реальную угрозу для жизни обороняющегося или другого лица (применение оружия или предметов, используемых в качестве оружия, удушение, поджог и т.п.)[34].

Непосредственная угроза применения насилия, опасного для жизни обороняющегося или другого лица, может выражаться, в частности, в высказываниях о намерении немедленно причинить обороняющемуся или другому лицу смерть или вред здоровью, опасный для жизни, демонстрации нападающим оружия или предметов, используемых в качестве оружия, взрывных устройств, если с учетом конкретной обстановки имелись основания опасаться осуществления этой угрозы.

Состояние необходимой обороны может иметь место и тогда, когда защита последовала непосредственно за актом хотя бы и законченного посягательства, но по обстоятельствам дела для обороняющегося не был ясен момент его окончания. Иными словами, если сотрудник полиции с учетом ситуации обоснованно полагает, что нападение лишь приостановлено и может возобновиться, с точки зрения закона такое нападение все еще считается наличным, т.е. имеющим место.

Изъятие сотрудником полиции в результате физической борьбы оружия у нападавшего само по себе также не свидетельствует об окончании посягательства, если с учетом интенсивности нападения, числа посягавших лиц, их возраста, пола, физического развития и других обстоятельств сохранялась реальная угроза продолжения такого посягательства. Нападение, опасное для жизни или здоровья, может продолжаться и без оружия.

Не признается находившимся в состоянии необходимой обороны лицо, которое спровоцировало нападение, чтобы использовать его как повод для совершения противоправных действий (сотрудник полиции сам провоцирует нападение на себя с целью получить основания для причинения вреда здоровью, хулиганских действий, сокрытия другого преступления и т.п.).

При посягательстве нескольких лиц сотрудник полиции вправе применить к любому из посягающих такие меры защиты, которые определяются характером и опасностью действий всей группы.

Сотруднику полиции необходимо различать состояние необходимой обороны и состояние мнимой обороны, когда отсутствует реальное общественно опасное посягательство и ошибочно предполагается его наличие, т.е. окружающая обстановка не дает ему оснований полагать, что оно происходит.

Вторым основанием применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия служит «пресечение попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции».

Полагаем, что применение сотрудниками полиции оружия по рассматриваемому основанию может иметь место лишь тогда, когда противоправное завладение сопряжено с реальной угрозой жизни и здоровью граждан и (или) сотрудников полиции. Речь, в частности, может идти о попытке лица либо группы лиц захватить транспортное средство полиции, в котором находятся люди, водомет либо бронемашину в ходе пресечения полицией массовых беспорядков. С учетом сказанного применение оружия возможно против лица, пытающегося захватить огнестрельное оружие, находящееся в руках сотрудника полиции (находящееся в служебном автомобиле, а также в ином месте). В то же время отсутствуют основания для применения огнестрельного оружия при попытке лица похитить, например, техническое средство фиксации нарушений правил дорожного движения.

В каждом конкретном случае решение о применении оружия сотруднику полиции необходимо принимать с учетом ст. 38 УК РФ (необходимая оборона) и 39 УК РФ (крайняя необходимость), чтобы не причинить вред, явно не соответствующий характеру и степени угрожающей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 23 ФЗ «О полиции» ее сотрудники вправе применять огнестрельное оружие «для освобождения заложников».

Под захватом заложников понимается «захват или удержание лица в качестве заложника, совершенные в целях понуждения государства, организации или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения заложника» (статья 206 УК РФ).

В этой связи важно разграничить состав статьи 206 УК РФ и других, смежных составов, связанных с незаконным лишением лица свободы, при которых оружие для освобождения насильно удерживаемого лица не применяется, таких как: «Похищение человека» (статья 126 УК РФ) и «Незаконное лишение свободы» (статья 127 УК РФ), в которых отсутствует такой квалифицирующий признак, как понуждение совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения заложника.

Четвертое основание применения огнестрельного оружия – «для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным».

ФЗ «О полиции» обусловливает возможность применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия в отношении лиц, застигнутых ими при совершении преступления, обязательным наличием четырех обстоятельств.

Во-первых, сотрудник полиции должен быть уверен, что причиняет вред именно тому лицу, которое совершило преступление (например, когда задерживающий сотрудник полиции сам является пострадавшим либо очевидцем преступления, на задерживаемого прямо указали очевидцы преступления как на лицо, его совершившее, когда на задерживаемом или на его одежде, при нем или в его жилище обнаружены явные следы преступления).

Если при задержании сотрудник полиции добросовестно заблуждается относительно характера совершенного задержанным лицом противоправного деяния, приняв за преступление административное правонарушение или деяние лица, не достигшего возраста уголовной ответственности, либо лица в состоянии невменяемости, в тех случаях, когда обстановка давала основания полагать, что совершалось преступление, и сотрудник полиции не осознавал и не мог осознавать действительный характер совершавшегося деяния, его действия следует оценивать по правилам статьи 38 УК РФ (причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление)[35], в том числе и о допустимых пределах причинения вреда[36].

Во-вторых,лицо, совершавшее или совершившее тяжкое преступление против жизни, здоровья или собственности, должно предпринять попытку скрыться, либо, будучи задержанным, совершить побег во время доставления его в орган внутренних дел или нахождения там в течение времени, необходимого для решения в установленном уголовно-процессуальным законодательством порядке вопроса о его задержании или заключении под стражу. При этом огнестрельное оружие для задержания лица, пытающегося скрыться после совершения преступления, может применяться по рассматриваемому основанию только в течение периода непосредственного преследования, т.е. до тех пор, пока сотрудник полиции не задержал или окончательно не потерял его из виду.

В-третьих, если задержать скрывающееся от сотрудников полиции лицо другим способом не представлялось возможным.

В-четвертых, обстоятельства происшедшего должны давать сотруднику полиции достаточные основания полагать, что данное лицо только что совершило, совершает или покушается на совершение не просто преступления, а именно тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности. В соответствии с частями 4, 5 статьи 15 УК РФ тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы (средней тяжести – до пяти), а особо тяжкими преступлениями – умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание. При этом возможность применения сотрудниками полиции оружия связана не только с преступлениями, предусмотренными главами 16 и 21 УК РФ, но и с иными преступлениями, где жизнь, здоровье или собственность выступают в качестве дополнительных объектов посягательства (например, изнасилование (статья 131 УК РФ), террористический акт (статья 205 УК РФ) и др.).

Очевидно, что ФЗ «О полиции» не обязывает сотрудника полиции, застигнувшего какое-либо лицо при совершении тяжкого преступления, давать точную и исчерпывающую юридическую квалификацию этого преступления. В ситуации, требующей мгновенного принятия решения, когда известны (да и то, возможно, далеко не все) обстоятельства, характеризующие лишь внешнюю, объективную сторону преступления, решить подобный вопрос, для чего даже в спокойной обстановке судебного заседания нужны не один час, день или месяц, практически невозможно. Однако в любом случае необходимо, чтобы сотрудник полиции, решаясь применить оружие в отношении лица, застигнутого им при совершении тяжкого преступления и пытающегося скрыться, был в полной уверенности, основывающейся на объективных фактах, что в действиях задерживаемого имеются признаки состава хотя бы одного из названных тяжких и особо тяжких преступлений против жизни, здоровья и собственности.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 23 ФЗ «О полиции» сотрудники полиции вправе применять огнестрельное оружие «для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ».

Сотрудникам вовсе не нужно ждать того момента, когда у задерживаемого появится возможность эффективно воспользоваться имеющимся у него оружием. Если задерживаемый, угрожая ножом, не позволяет сотруднику полиции приблизиться к нему, последний не обязан рисковать своей жизнью и сокращать расстояние с правонарушителем, давая ему возможность для нанесения удара. В этом случае огнестрельное оружие может быть применено с безопасного для сотрудника полиции расстояния.

Огнестрельное оружие может применяться сотрудниками полиции и в случае, когда задерживаемое лицо (основание задержания значения не имеет) не оказывает активного вооруженного сопротивления, но отказывается выполнить законное требование сотрудника полиции о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых и радиоактивных веществ. Указанное поведение правонарушителя (например, отказ выполнить требование сотрудников полиции положить оружие на землю и отойти на указанное расстояние) с учетом обстановки задержания не может пониматься сотрудниками полиции иначе как намерение правонарушителя использовать перечисленные предметы в целях причинения вреда жизни и здоровью сотрудников полиции и окружающих граждан.

Пункт 6 части 1 статьи 23 ФЗ «О полиции» предоставляет сотрудникам полиции право применять огнестрельное оружие «для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан».

Отметим, что нормы международного права, в частности, изложенные в статье 3 Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятого 17 декабря 1979 г. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 34/169, и статья 9 Основных принципов применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка, принятых VII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, подчеркивая исключительность случаев применения оружия, исключают возможность его применения только для защиты собственности, то есть на рассматриваемом основании.

В указанных случаях, как и в тех, которые предусмотрены пунктом 2 части 1 статьи 23, трудно сопоставить благо защищаемое (материальные объекты) и благо, которое приносится для этого в жертву (жизнь и здоровье).

Групповым считается нападение, предпринятое двумя и более лицами, а вооруженным – нападение, совершаемое с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть (часть 2 статьи 23 ФЗ «О полиции»).

При совершении группового нападения сотрудник полиции вправе применить к любому из нападающих такие меры защиты, которые определяются опасностью и характером действий всей группы.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 23 сотрудники полиции вправе применять огнестрельное оружие «для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц».

Побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи является преступлением, предусмотренным статьей 313 УК РФ, при этом не имеет значения вид преступления, в связи с которым лицо находится под стражей.

Оружие для пресечения побега из-под стражи может быть применено в случае, если совершающему побег лицу известно о взятии его под стражу в установленном законом порядке. При отсутствии других оснований, указанных в ФЗ «О полиции», применение оружия для задержания совершающих побег лиц, которым еще не объявлены постановление, протокол или иные документы, в которых зафиксировано решение уполномоченных на то органов или должностных лиц об их задержании или заключении под стражу, не допускается. Оружие не должно также применяться и для пресечения побега лица, в отношении которого сотруднику полиции известно, что сроки его пребывания под стражей истекли, но по каким-либо причинам оно до сих пор не освобождено.

Запрещено применять оружие для пресечения побега лиц: задержанных в связи с совершением административных правонарушений; отбывающих административный арест; задержанных за уклонение от отбывания административного ареста; незаконно проникших на охраняемые объекты; нарушивших правила комендантского часа; совершивших попытку самоубийства и т.д.

Сотрудник полиции, применяющий оружие, не обязательно должен входить в состав конвоя; требуется лишь, чтобы он сам оказался очевидцем побега. Оружие в ходе непосредственного преследования может применяться до того момента, пока лицо, совершающее побег, не будет настигнуто или, напротив, окончательно потеряно преследующим из виду, т.е. до окончания собственно побега.

Оружие сотрудник полиции вправе применять не только для пресечения побега, но и для пресечения попытки насильственного освобождения из-под стражи всех категорий лиц: задержанных по подозрению в совершении преступления; лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу; лиц, осужденных к лишению свободы.

Перечисленные в части 1 статьи 23 ФЗ «О полиции» основания, будучи тесно взаимосвязанными, в реальной жизни нередко возникают и применяются в совокупности. Однако для производства выстрела на поражение необходимо и достаточно, чтобы имели место условия, соответствующие хотя бы одному из этих оснований.

В соответствии с частью 3 статьи 23 ФЗ «О полиции» сотрудники вправе применять огнестрельное оружие только без производства выстрела на поражение человека.

Первое основание применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия без производства выстрела на поражение человека – «для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан» (пункт 1 части 3 статьи 23 ФЗ «О полиции»).

Федеральный закон о полиции допускает возможность применения огнестрельного оружия для остановки транспортного средства при условии, что лицо, управляющее транспортным средством, отказывается выполнить неоднократные (два и более) требования сотрудника полиции об остановке, при этом не имеют значения мотивы, в силу которых водитель не подчинился останавливающему его сотруднику полиции.

Другим условием применения огнестрельного оружия для остановки транспортного средства является опосредованное создание водителем угрозы жизни и здоровью граждан. Перечисленные условия могут иметь место, например, когда водитель двигается со значительным превышением установленной скорости, опасно маневрирует, не выполняет требований запрещающих знаков и сигналов светофора, выезжает на полосу встречного движения, заезжает в «остановочные карманы» и т.п.).

Останавливать транспортное средство при помощи огнестрельного оружия можно только путем повреждения самого транспортного средства. В связи с этим сотрудник полиции обязан принять все зависящие от него меры, чтобы не поразить водителя и пассажиров, а также чтобы не пострадали окружающие. Стрельба ведется, как правило, по задним колесам преследуемого транспортного средства с возможно более близкого от него расстояния, позволяющего гарантировать безопасность водителя и пассажиров, на относительно ровном и прямом участке дороги, свободном от встречного транспорта и пешеходов, где есть возможность беспрепятственного съезда по обе стороны дороги. Сотрудник полиции не должен применять оружие, если не уверен, что сможет это сделать без риска причинения огнестрельных ранений находящимся в преследуемом транспортном средстве людям, посторонним лицам, а также причинения вреда, который может возникнуть при столкновении поврежденного выстрелом автомобиля с встречным транспортом, и т.д.

Сотрудник полиции, останавливающий при помощи оружия транспортное средство и поразивший при этом водителя, будет нести ответственность за неосторожное преступление, кроме тех случаев, когда он не должен был и не мог предвидеть подобных последствий (например, пуля, срикошетив от колеса транспортного средства, попадает в водителя, выстрел происходит в момент, когда преследуемый водитель совершает резкий и неожиданный маневр, или в момент сотрясения транспортного средства сотрудника полиции от наезда на выбоину в дорожном полотне и т.п.).

Второе основание применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия без производства выстрела на поражение человека – «для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции» (пункт 2 части 3 статьи 23).

С точки зрения ФЗ «О полиции» для применения огнестрельного оружия вовсе не обязательно дожидаться, когда животное начнет причинять людям телесные повреждения. Сотрудник полиции имеет право застрелить крупную собаку, если она хотя пока никого и не укусила, но бегает по улице без поводка, ведет себя агрессивно, подбегает к прохожим, злобно лает на них, на сотрудника полиции, требующего от хозяина взять ее на поводок и надеть намордник, а последний отказывается выполнить данное требование.

Третье основание применения огнестрельного оружия без производства выстрела на поражение человека – «для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения» по основаниям, предусмотренным статьей 15 ФЗ «О полиции» (пункт 3 части 3).

В соответствии с частью 4 статьи 15 ФЗ «О полиции» при проникновении в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, в случаях, предусмотренных частью 3 названной статьи, сотрудник полиции вправе при необходимости произвести взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в указанные помещения и на указанные земельные участки и территории, и осмотр находящихся там объектов и транспортных средств.

Четвертое основание применения огнестрельного оружия без производства выстрела на поражение человека – «для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении» (пункт 4 части 3 статьи 23).

Допускается производство одного или нескольких предупредительных выстрелов вверх, в землю (если нет опасности повреждения людей рикошетом) и в ином безопасном направлении, исключающем гибель, ранение людей и имущественный вред.

Производство предупредительных выстрелов в сторону предметов, расположенных в непосредственной близости от правонарушителя, допустимо лишь тогда, когда с учетом возникшей ситуации сотрудник полиции располагает правом применения оружия на его поражение. Такие предупредительные выстрелы демонстрируют правонарушителю решимость сотрудника полиции выполнить служебную задачу, исключают его сомнения в том, что применяемое оружие является боевым, и в конечном счете позволяют произвести задержание правонарушителя без производства выстрелов непосредственно в него.

Часть 4 статьи 23 ФЗ «О полиции», управомочивает сотрудников полиции на применение состоящего на вооружении полиции служебного огнестрельного оружия ограниченного поражения. Речь идет об огнестрельном оружии «нелетального» действия, находящегося на вооружении органов внутренних дел (например, специальный карабин «КС-23», стреляющий резиновыми пулями ударного непроникающего действия).

Следует отметить, что данный вид огнестрельного оружия имеет существенные особенности. С одной стороны, это разновидность огнестрельного оружия, а это значит, что его применение регулируется статьей 23 ФЗ «О полиции», предусматривающей в числе прочих ряд запретов (части 5, 6 статьи 23), и сотрудник полиции пользуется гарантиями личной безопасности вооруженного сотрудника полиции (статья 24 ФЗ «О полиции»).

С другой стороны, огнестрельное оружие ограниченного поражения имеет некоторое сходство со специальными средствами, состоящими на вооружении полиции, и поэтому может применяться в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4, 7 и 8 части 1 статьи 21 ФЗ «О полиции».

Часть 5 статьи 23 Федерального закона запрещает применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности (имеются в виду такие видимые признаки заболевания, физические недостатки или увечья, которые свидетельствуют о неспособности лица оказывать серьезное сопротивление сотруднику полиции), несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.В то же время если одиночное невооруженное нападение кого-либо из перечисленных субъектов все-таки представляет угрозу для жизни сотрудника полиции, который в силу стечения обстоятельств не может его отразить (например, сотрудник полиции тяжело ранен), огнестрельное оружие может быть применено на основании положений УК РФ о необходимой обороне.

Часть 6 статьи 23 ФЗ «О полиции» запрещает сотруднику полиции применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица. Очевидно, что применение огнестрельного оружия при значительном скоплении граждан всегда сопряжено с риском поражения случайных лиц. Данное положение Федерального закона сформулировано таким образом (можно считать это определенным изъяном Федерального закона), что оценка законности применения огнестрельного оружия сотрудником полиции при значительном скоплении граждан будет зависеть от того, пострадали «случайные лица» или нет. Поэтому сотрудник полиции обязательно должен убедиться, что в секторе обстрела отсутствуют посторонние граждане, и в противном случае отказаться от применения оружия в данном месте и в данный момент времени.

Согласно части 1 статьи 24 ФЗ «О полиции» сотруднику предоставлено право обнажать огнестрельное оружие и приводить его в готовность тогда, когда основания для применения огнестрельного оружия еще не возникли (а возможно, и не возникнут вовсе), но с учетом создавшейся обстановки могут, по мнению сотрудника полиции, возникнуть в любую секунду. Рассматриваемая норма предоставляет сотруднику полиции право передвигаться, имея в руках приведенное в готовность огнестрельное оружие.

Обнажив оружие, сотрудник полиции увеличивает тем самым вероятность нападения на него со стороны посягающего или задерживаемого лица и, кроме того, неизбежно ограничивает себя в возможности пресечения попытки внезапного нападения со стороны таких лиц одной лишь своей физической силой. Поэтому в целях обеспечения собственной безопасности и предотвращения попыток завладения табельным оружием сотрудник полиции на период доставления задержанного либо до прибытия к месту задержания помощи должен иметь право устанавливать при необходимости «зону безопасности», т.е. держать задерживаемое лицо на безопасном для себя расстоянии, которое определяется сотрудником полиции индивидуально с учетом количества задерживаемых, их поведения, наличия у них вооружения и т.д.

С учетом названных обстоятельств и в развитие идеи обеспечения личной безопасности сотрудника полиции частью 2 статьи 24 ФЗ «О полиции» установлено, что при попытке лица, задерживаемого сотрудником полиции с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к сотруднику полиции, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его огнестрельному оружию сотрудник полиции имеет право применить огнестрельное оружие в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 23.

Для того чтобы в подобных случаях применение оружия было признано законным, лицо должно видеть или знать, что задерживается сотрудником полиции. При этом сотрудник полиции должен иметь в руках обнаженное огнестрельное оружие.

Требование оставаться на месте или не приближаться к сотруднику полиции ближе указанного им расстояния, обращенное к задерживаемому лицу, должно быть четким и ясным, понятным задерживаемому, который предупреждается о том, что в случае невыполнения этого требования в отношении его будет применено оружие.

Фактически совершаемые задерживаемым лицом действия, о которых идет речь в части 2 статьи 24 ФЗ «О полиции», не могут не расцениваться сотрудником полиции в указанной ситуации как начало нападения, опасного для его жизни или здоровья, либо как попытка завладения его оружием. Это не может не быть очевидным и для задерживаемого. Поэтому Федеральный закон «О полиции» переносит весь риск непоправимых последствий применения оружия с сотрудника полиции на лицо, которое, совершая в одному ему известных целях действия, объективно воспринимаемые сотрудником полиции как реальная угроза опасного насилия, легкомысленно рассчитывает на то, что он не решится открыть огонь. Сказанное относится также и к случаям, когда при попытке нападающего (задерживаемого) выбить, вырвать, выхватить оружие сотрудника полиции происходит непроизвольный выстрел, в результате которого причиняется ранение (в том числе смертельное) посягающему лицу.

Против задерживаемого лица, совершающего попытку внезапного нападения на сотрудника полиции, когда нет времени потребовать от него оставаться на месте и не двигаться, оружие может применяться без предварительного предъявления каких-либо требований и предупреждения. В этом случае было бы неправильным упрекать сотрудника полиции в том, что вместо применения оружия он мог отступить, уйти, избежав нападения, и тем самым не причинять вреда нападавшему. Никому не может быть позволено пренебрежительно обращаться с вооруженным сотрудником полиции, тем более в ситуации, когда, по его мнению, существует угроза собственной безопасности или сохранности вверенного ему оружия.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какими нормативными правовыми актами определяются основания и порядок применения полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия?

2. Возможно ли применение физической силы специальных средств и огнестрельного оружия без предупреждения?

3. Обязательно ли производство предупредительного выстрела перед применением огнестрельного оружия?

4. Обязан ли сотрудник полиции оказать пострадавшему в результате применения специальных мер пресечения медицинскую помощь?

5. В отношении какой категории лиц сотруднику полиции запрещено применять физическую силу?

6. Может ли сотрудник полиции применить специальные средства в случае неповиновения его законному распоряжению?

7. Какие специальные средства применяются для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения?

8. В каких случаях сотрудник полиции имеет право применить служебных животных?

9. Какие действия можно отнести к насилию, опасному для жизни и здоровья?

10. В каком случае можно считать лицо застигнутым при совершении преступления?

11. Какие преступления относятся к категории тяжких и особо тяжких?

12. В каких случаях сотрудник полиции имеет право применить оружие ограниченного поражения?

13. Чем отличаются категории лиц, в отношении которых запрещено применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражения, от категории лиц, в отношении которых запрещено применять специальные средства?

14. При каких обстоятельствах сотрудник полиции может применить огнестрельное оружие для остановки транспортного средства, а при каких – только специальные средства?

15. Перечислите гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции.

16. В каком случае сотрудник полиции несет только дисциплинарную ответственность за неправомерное применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия?

Наши рекомендации