ВОПРОС № 2. «ТИПОЛОГИЯ ПРАВА»
Уяснение сущности права позволяет объяснить его появление в определенных исторических условиях, выявить закономерности его функционирования и развития. Сущность права, как и его признаки, исторически-изменчива в сипу изменения обуславливающих ее объективных факторов (экономических, социальных, политических) Это значит, что изменяется и укрепляется, приобретая все более широкую социальную базу, закрепляемая в праве определенная политическая воля. Такая объективно обусловленная изменчивость сущности права лежит в основе его типологии. выделения исторических типов права.
Типология права - это его классификация по каким-либо общим признакам или отличительным чертам
Исторический тип права - совокупность наиболее существенных признаков, черт, характеризующих правовые системы определенной общественно-экономической формации или этапа развития человеческой цивилизации.
К настоящему времени в теории права сложились два основных подхода к определению исторических типов права - формационный и цивилизованный.
В основе формационного подхода лежит марксистская трактовка деления истории человеческого общества на этапы, соответствующие общественно-экономическим формациям - рабовладельческой, феодальной, буржуазной и социалистической.
Соответственно этому выделяются следующие типы права:
- рабовладельческое.
- феодальное.
1. Возрастанием политической активности населения, его различных классов и социальных групп. 2 Активизацией процессов демократизации властных структур государства.
3. Политическим и идеологическим плюрализмом, что обусловлено, прежде всего, разнообразием форм собственности и т.д.
В настоящее время в различных государствах действует различное число партий, участвующих в борьбе за политическую власть. Это количество может быть от одной до несколько сотен политических партий В ходе политического процесса различные партии приобретают неодинаковый вес в обществе и структурах власти. Виды партийных систем:
1. Многопартийная с одной господствующей партией (Китай - коммунистическая партия).
2. Многопартийная с двумя влиятельными партиями (США -республиканская и демократическая партии)
3. Многопартийная, при которой ни одна ппртич не? пользуется преобладающим влиянием (Беларусь)
4. Многопартийная, при которой обычно дне партии с полярной политической ориентацией поочередно превосходят все остальные (Италия народная партия и партия левых сил)
В странах с демократической политической системой не только признается многопартийность, но и предоставляйся партиям возможность формирования высших ортнов государства путем проведения своих сторонников в парламент или состав правительства
R настоящее время существует около 20-ти государств, в которых не имеется партий. Некоторые из них нико- тда не будут иметь партий Например
а) княжество Бутан, в котором просто нет политико-социальных предпосылок для создания партий;
б) ввиду особого своеобразия не будет партий у государства Ватикан;
в) в таких государствах, как Гана, Гвинея, Иордания партии были запрещены;
г) в Ливии, Мавритании, Мальдивах, Нигерии, Омане либо не было партий, либо их запретили сразу после появления;
д) никогда не было партий в Саудовской Аравии, Экваториальной Гвинее, Объединенных Арабских Эмиратах Государство и общественные организации.
Государство представляет гражданам конституционное право на объединение в общественные организации и создает необходимые условия для их успешной деятельности. Общественные организации пользуются широкими политическими свободами, слово, печати, собраний, митингов и т.д. Государство оказывает им в необходимых спу чаях материальную помощь, закрепляет собственность общественных, в том числе производственных, как одну из форм собственности, существующих в обществе, определяет их правовое положение и т.д
Внутреннее же отношение между членами организации регулируются корпоративными нормами общественной организации.
Общественное образование - добровольное формирование, возникающее в результате свободного волеизъяв- л ения граждан, объединившихся на основе общности их интересе в Виды общественных образований: -
1 Партии.
2 Организации (женские, ветеранские)
3 Союзы (творческие, профессиональные)
4 < )бщеста (спортивные культурно-просветительные) b Ассоциации (воинов афтанцев)
6 Объединения (РРСМ «Гринпио Красный креп и i д ) / Фонды
Перечисленные виды оЬщеавенных объединении имени некотрме различия Наиболее заметны они между политическими партиями, профсоюзами и маилжими движениями Например:
Индивидуальное членство имеют партии и профсоюзы а массовые) общественные движения фиксированного членства не имеют.
Не относятся к общественным организациям -
1. Кооперативные и иные организации преследующие коммерческие цели, либо содействующие извлечению прибыли
2. Религиозные организации.
3. Органы территориального общественного самоуправления (советы микрорайонов, домовые комитеты и т.д ) 4 Органы общественной самодеятельности (народные дружины, товарищеские суды и т.д.).
Все общественные объединения имеют различное значение в жизни общества. Одни из них стремятся влиять на политические отношения, другие нет.
Каковы же основные цели создания общественных объединений'? Они создаются в целях- -
|. Реализации и защиты гражданских политических, экономических, социальных, культурных и т д пран и < iu. 1 >од I р а ждан
"? Развития активности и самодеятельности граждан.
3 Для участия граждан в управлении государственными и общественными делами
Основным элементом политической системы общества, ее ядром является государство. Это обусловлено как юридическими свойствами государства, так и его реальными экономическими, политическими, организационными, информационными и иными возможностями (ресурсами), такими как: -
1. Государство выступает политической организацией общества. В этом смысле государство призвано выражать интересы не отдельных групп, слоев населения, а общества в целом, его общезначимые интересы Тем самым государство интегрирует, объединяет разрозненные группы и индивидов в обществе. Этим государство отличается от политических партий, движений, которые создаются для выражения групповых интересов.
2. Осуществление общезначимых интересов государство достигает благодаря наличию у него публичной власти, которая распространяется на всю территорию страны, обладает суверенитетом, а также правом на легитимное насилие. Государственное властвование позволяет обеспечить стабильность в обществе, правопорядок, прогресс и т.д.
3. Государство влияет на общество и иные институты политической системы благодаря наличию у него самых мощных ресурсов: военных, сырьевых, технологических, финансовых, правовых и т.д.
4. Государству принадлежит право издания законов и других нормативных актов, которые устанавливают общеобязательные правила поведения.
5. Государство представляет общество на международной арене, от его имени проводит внешнюю политику, является его официальным представителем в международных делах.
6. Воздействие государства на общество осуществляется с помощью квалифицированного аппарата, способного формировать и решать актуальные общезначимые задачи, предохраняет общество от конфликтов, социальных потрясений, гражданских войн и т.д.
Будучи ядром политической системы, государство активно взаимодействует с институтами политической системы: политическими партиями, молодежными организациями, профсоюзами, Церковью, средствами массовой информации, обеспечивает их нормальную деятельность, решение их уставных задач.
Государство не вмешивается в деятельность официально зарегистрированных объединений, если они не нарушают законов.
ВЫВОДЫ ПО ВОПРОСУ:
Т.О. Государство является непосредственным инструментом реализации интересов и воли не только экономически доминирующих социальных сил, но и всех без исключения групп и слоев общества. Оно есть главный носитель властных полномочий в отношении всего населения, проживающего на его территории. В силу этого государство выступает в качестве основного компонента политической системы общества.