Аннотированный список «Дилемма договорного и органического правопонимания»
(рейтинговая оценка от 1 до 4 баллов)
Аннотация – это краткая обобщенная характеристика печатной работы (книги, статьи). Аннотации выполняют «навигационные» функции: они ориентируют при выборе литературы, рекомендуют материал для определенного круга читателей. Поэтому в аннотации не требуется излагать содержание произведения, в ней не приводятся ссылки и цитаты. В аннотации указывается тип и название аннотируемого текста, определяются задачи, поставленные его автором, перечисляются основные содержательные линии, дается краткая характеристика концептуальных особенностей текста, его функциональной направленности, обосновывается новизна и т.п. Существует два типа аннотаций: «справочные» (или «библиографические») аннотации носят более лаконичный характер и представляют собой дополнение к библиографическому описанию; «рекомендательные» («оценочные») аннотации более подробны и предназначены для обоснования значимости печатной работы для определенного читательского контингента, для решения тех или иных исследовательских или учебных задач.
При выполнении данного учебного задания необходимо ориентироваться на формат «рекомендательных» аннотаций. При этом составляет аннотированный список – комплекс аннотаций, характеризующих близкие по тематике или направленности работы (для каждой из аннотируемых работ создается отдельная аннотация, но завершается список обобщающим выводом).
Для выполнения задания необходимо самостоятельно подобрать не менее 10 печатных работ (книг, статей, авторефератов диссертаций), где анализируется проблема договорного и органического правопонимания. Материалы для аннотирования можно подбирать в электронной библиотеке, в Интернете и полиграфических изданиях. Аннотация каждой из работ начинается с ее полного библиографического описания, выполненного в соответствии с требованиями действующего ГОСТа (см. приложение о курсовой работе). Далее располагается сама аннотация (в стиле «рекомендательной аннотации»). Объем текста: 20–25 строк для аннотации каждой аннотации статьи, 40–50 строк для монографии. Завершается аннотационный список обобщающим выводом, в рамках которого аннотируемые материалы распределяются на группы, показывается их общность и специфика.
Рейтинговая оценка учитывает правильность выбора объектов аннотирования и составления текста аннотаций в соответствии с условиями задания.
Задание с титульным листом сдается в электронном формате (Microsoft Office 2003) на почту [email protected]. В названии письма необходимо указать название вуза, фамилию студента и номер задания.
Задание 10
Проблемно-аналитическое задание «Защита естественных прав человека и проблемы конституционно-правового регулирования»
(метод мультиперспективы)
(рейтинговая оценка от 1 до 6 баллов)
Задание ориентировано на анализ актуальных проблем конституционно-правового регулирования в области защиты естественных прав человека на основе метода мультиперспективы. Этот метод состоит в умении встать на различные позиции при обсуждении того или иного вопроса, смоделировать разные точки зрения, посмотреть на проблему сквозь призму иного опыта и иного правопонимания. В значительной степени такие действия схожи с алгоритмом ролевой игры.
В качестве содержательной основы учебного задания предлагается реконструкция вымышленной ситуации – интернет-конференции на тему «Защита естественных прав человека и проблемы конституционно-правового регулирования». Необходимо подготовить тезисы для выступления семи участников конференции:
─ Уилл Моргентау, консультант чикагского офиса Американской ассоциации юристов,
─ Хань Чжубинь, председатель Общества китайских юристов,
─ Клод Савуре, профессор юридического факультета Университета Сорбонны,
─ Петер Лемке, немецкий юриста, стипендиат фонда Конрада Аденауэра,
─ Антонио Поведа, лидер Испанской федерации лесбиянок, геев, транссексуалов и бисексуалов
─ Всеволод Чаплин, Председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата,
─ Салих бен Ганим ас-Садлян, профессор факультета Шариата Исламского университета имама Мухаммеда ибн Сауда (Эр-Рияд, Саудовская Аравия).
В тезисах необходимо смоделировать позицию каждого из приглашенных специалистов, предположив какие факторы могли бы предопределить ее (например, профессиональная или национальная принадлежность в сочетании с традициями правопонимания определенной правовой семьи, конфессиональная принадлежность, специфика договорного или органического правопонимания, наличие в данной стране либеральной, этатистской или либерально-этатистской конституционной модели).
Объем текста для каждого из участников конференции – от 0,5 до 1 стр. (12 шрифт, 1 интервал).
Рейтинговая оценка учитывает: 1) корректность реконструкции различных типов правопонимания и истолкования категории «естественные права» в их контексте, 2) эрудицию в трактовке актуальных проблем конституционно-правового регулирования в области естественных прав человека, 3) творческий подход к решению поставленной задачи мультиперспективного анализа.
Задание с титульным листом сдается в электронном формате (Microsoft Office 2003) на почту [email protected]. В названии письма необходимо указать название вуза, фамилию студента и номер задания.
Задание 11
Экспертное заключение «Дело о хиджабах»
(рейтинговая оценка от 1 до 4 баллов)
Экспертное заключение – это аргументированное мнение специалиста относительно существа поставленного вопроса. В качестве учебного задания предполагается составление экспертного заключение призванного показать не только знание учебного материала, но и способность к аналитическим действиям, выработке и формулировке собственного мнения, выстраиванию системы аргументов.
В качестве предмета экспертизы предлагается комплекс законодательных инициатив высших органов власти Французской Республики, получивших известность как «запрет на ношение хиджабов» (см. краткое описание в приведенном ниже тексте). При выполнении задания необходимо проанализировать действия властей Франции и определить их правомерность с точки зрения норм и доктринальных принципов Конституции Франции. Ответ должен быть обоснован с помощью цитирования норм Конституции 1958 г. (включая Декларацию прав человека и гражданина и Преамбулу 1946 г.) и толкования ее доктринальных принципов. С учетом неоднозначности правовой ситуации, связанной с «запретом на ношение хиджабов», можно не только доказывать правомерность определенной точки зрения, но и воспроизвести контраргументы.
Рейтинговая оценка учитывает не формальную правильность ответа, а именно построение системы аргументов, использование широкого комплекса конституционных норм и корректность их интерпретации, учет специфики конституционной доктрины Пятой республики.
Задание с титульным листом сдается в электронном формате (Microsoft Office 2003) на почту [email protected]. В названии письма необходимо указать название вуза, фамилию студента и номер задания.
В 2003 г. французское правительство выдвинуло план действий по смягчению религиозной розни в обществе. Правительство попыталось активизировать диалог с исламскими общинами и священнослужителями, «исповедующими ислам, совместимый с республиканскими ценностями». В апреле 2003 г. впервые прошли выборы в четыре инстанции «мусульманского культа» во Франции: на региональном уровне – в административный совет и бюро региональных советов, а в национальном масштабе – в генеральную ассамблею и Французский совет мусульманского культа, председателем которого стал настоятель мечети Парижа Далил Бубакёр. В рамках мероприятий по созданию «французского ислама», который уважал бы права человека и законы Республики, правительство предложило обучать имамов юриспруденции, основам государства и права, истории и культуре страны. С 2005 г. в Париже начали действовать специальные курсы, на которых имамам преподаются перечисленные дисциплины и, в случае необходимости, углубленный курс французского языка. При открытии этих курсов министр внутренних дел Доминик де Вилльпен пояснил, что из 1200 имамов, ведущих свою деятельность на территории Франции, три четверти не французы, а треть – не говорит по-французски. «Это неприемлемо, – подчеркнул де Вилльпен. – Во Франции должны быть французские имамы, говорящие по-французски». Представители МВД Франции уточнили, что обучение на парижских курсах не является принудительным, однако большинству имамов «настоятельно порекомендуют» пройти их. В качестве поощрения им предложены официальный статус студента, временный вид на жительство и, возможно, специальные гранты. Но все эти шаги сочетались с жесткими запретами на пропаганду радикальных религиозных взглядов. В каждом из 22 регионов Франции были созданы специальные группы полиции, в обязанности которых вошло слежение не только за экстремистскими религиозными лидерами, но и за ресторанами, книжными магазинами, мясными лавками и центрами международной телефонной связи, которые могут оказаться местом встречи для мусульманских радикалов. Особый резонанс в обществе вызвал правительственный запрет на ношение в образовательных учреждениях «внешних признаков» конфессиональной принадлежности, в том числе женских мусульманских платков хиджабов. Статья 1 «Закона о применении принципа светскости относительно ношения в школах, колледжах и общественных лицеях знаков или предметов одежды, проявляющих религиозную принадлежность», гласила: «В школах, колледжах и общественных лицеях ношение знаков или предметов одежды, которыми учащиеся явно проявляют религиозную принадлежность, запрещается. В соответствии с внутренним регламентом, использованию дисциплинарной процедуры предшествует беседа с учащимся». Закон начал действовать с сентября 2004 г. В 2009 г. президент Франции Николя Саркози в специальном обращении к парламенту высказался против того, чтобы мусульманки в стране носили паранджу не только в школах, но и иных общественных местах, и выдвинул идею создания парламентской комиссии для решения этого вопроса. В январе 2010 г. парламентская комиссия рекомендовала запретить в стране ношение «полного хиджаба» (оставляющего открытыми только глаза) в общественных местах, в том числе в госучреждениях и больницах. Доклад рекомендовал всем государственным учреждением отказывать в обслуживании женщинам в традиционном мусульманском одеянии. Это касается обслуживания во французских консульствах по всему миру, на пограничных таможенных пунктах, а также в больницах. Одновременно с этим документ осуждал исламофобию и требовал с уважением относиться к мусульманской диаспоре. Для этого рекомендовалось создать национальную школу изучения ислама, проводить публичные дискуссии о проблеме ксенофобии, поддерживать строительство исламских культурных центров и мечетей, а также придать важным мусульманским праздникам статус государственных. В июне 2010 г. парламент подавляющим большинством голосов принял закон о запрете на ношение хиджаба в публичном месте. За нарушение вводится штраф порядка в размере 150 евро. Кроме того, «злостные нарушительницы» правил должны будут в обязательном порядке прослушать курс лекций о нормах поведения во Франции. Гораздо более жесткое наказание ждет тех мужчин, которые заставляют женщин носить паранджу или хиджаб. Им, по новому закону, может грозить штраф в размере 15 тысяч евро или уголовное наказание сроком до года тюрьмы. Вслед за принятием парламентского закона Конституционный совет Франции подтвердил, что запрет на ношение головных уборов и одежды, скрывающих лицо, не противоречит основному закону страны, но уточнил, что ходить в хиджабе можно в мечетях, даже если они открыты для широкой публики, иначе будет нарушено право на свободу вероисповедания. Запрет вступил в силу в апреле 2011 г., а с 16 сентября 2011 г. во Франции вступил в силу запрет на молитвы на улицах. Так, например, мусульманские ассоциации пришли к соглашению с префектурой Парижа о переводе большой пятничной молитвы в здание бывшей казармы, расположенной на бульваре Нея (что стало временным решением, так как в 2013 г. в этом районе планируется построить Институт исламской культуры – вопреки просьбам мусульман о строительстве мечети). На этом фоне очень символичным является высказывание президента Н. Саркози о крахе мультикультурного проекта в Европе, прозвучавшее в 2011 г. наряду с аналогичными выступлениями канцлера ФРГ А. Меркель и премьер-министра Великобритании Д. Кэмерона. |
Задание 12
Проблемно-аналитическое задание «Христианство и конституционализм
(теоретические и практические аспекты проблемы)»
(рейтинговая оценка от 1 до 4 баллов)
Задание носит проблемно-аналитический характер и выполняется в три этапа.
На первом этапе необходимо ознакомиться со статьей немецкого христианского демократа М. Спикера «Христианство и свободное конституционное государство» (файл № 10.30 в дополнительных учебных текстах общей части курса). Целесообразно также повторить учебные материалы о либерально-этатистской модели конституционализма и конституционно-правовой системе ФРГ (темы № 10 и 28).
На втором этапе работы необходимо составить перечень примеров, показывающих влияние идей христианской демократии на конституционно-правовую систему ФРГ (примерами должны быть нормы Основного закона ФРГ, при необходимости сопровождаемые комментариями; количество примеров и объем комментариев не ограничивается).
Третий этап работы заключается в формулировке собственной точки зрения по вопросу о соотношении христианства и конституционализма (в данном случае возможен учет особенностей не только конституционно-правовой системы ФРГ, но и конституционных традиций иных зарубежных стран, а также России). Результат третьего этапа оформляется в виде аналитической записки.
Суммарный объем текста составляет примерно 2,5 – 3 стр. 12 шрифтом с одинарным интервалом (без учета титульного листа).
Рейтинговая оценка учитывает: 1) результаты работы с нормативным материалом, 2) уровень раскрытия поставленной проблемы в плоскости теории конституционного права и актуальной практики конституционно-правового регулирования, учет специфики договорного и органического правопонимания, перспектив и рисков их синтеза; 3) умение формулировать и аргументировано представлять собственную точку зрения.
Задание с титульным листом сдается в электронном формате (Microsoft Office 2003) на почту [email protected]. В названии письма необходимо указать название вуза, фамилию студента и номер задания.
Задание 13
Тренинг выдвижения гипотез
«Развитие конституционного права в поликонфессиональных обществах»
(рейтинговая оценка от 1 до 5 баллов)
Гипотеза – это интеллектуальный инструмент, организующий процесс исследования любой проблемы. Рассуждая гипотетическим образом, мы пытаемся создать более или менее развернутую и непротиворечивую концепцию для объяснения интересующего нас явления. Поэтому по содержательной направленности гипотезы предполагают установление неких причинно-следственных связей, определение факторов, оказывающих воздействие на те или иные процессы и явления. В упрощенном варианте гипотеза представляет собой умозаключение по схеме «если..., то...». Первая посылка выдвигает условие, а вторая утверждает следствие из данного условия. В зависимости от контекста исследования либо условие, либо следствие могут быть подтверждены достоверными эмпирическими данными или авторитетными суждениями. Тогда гипотетическое построение касается лишь одной части логической конструкции из двух (в этом плане различаются гипотезы-основания: мы знаем что произошло и гипотетически предполагаем почему это произошло, и гипотезы-следствия: мы знаем что происходило и гипотетически предполагаем к каким последствиям это приведет). Но разработка таких гипотез возможна в том случае, если сама природа изучаемого явления вполне очевидна и необходимо лишь реконструировать ход событий.
При изучении более сложных и неочевидных процессов использует так называемые общие гипотезы. Для формирования общей гипотезы реконструкции причинно-следственных связей уже недостаточно – требуется системный анализ изучаемого явления, его природы. Решение такой задачи требует создания цепочки рабочих гипотез. По содержанию рабочие гипотезы быть и гипотезами-основаниями, и гипотезами-следствиями. Они могут носить не только объяснительный, но и описательный характер (описательные гипотезы – это предположения о существенных свойствах объектов, о характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта; объяснительные гипотезы относятся к предположениям о функциональных и причинно-следственных зависимостях в изучаемых социальных процессах и явлениях). Кроме того, в составе рабочих гипотез могут быть основные, связанные с сущностью изучаемого явления, и неосновные, затрагивающие второстепенные вопросы и процессы. В качестве основы общих гипотетических построений можно использовать различные аспекты поставленной проблемы: институциональный (структурно-функциональные институты), субстанциональный (качественное состояние), процессуально-динамический (развитие, длительность, этапы), акторный (участвующие субъекты, их мотивация и взаимодействие), аксиологический (ценностные аспекты). Как правило, формирование общей гипотезы начинается с разработки нескольких рабочих гипотез, представляющих возможное объяснение различных аспектов изучаемой проблемы, их появления или следствия, сущности или проявлений. «Рабочие» гипотетические предположения и суждения выстраиваются в «цепочку», позволяющую поэтапно и логично привести к общему гипотетическому предположению о природе изучаемого явления, его основаниях и последствиях.
Данное задание направлено на построение рабочейгипотезы развития конституционного права в поликонфессиональных обществах. Это может быть гипотеза-основание или гипотеза-следствие, показывающая взаимосвязи между поликонфессиональным состоянием общества и процессом развития конституционно-правовых систем.
Возможно и создание общей гипотезы (включающей «цепочку» рабочих гипотез). В этом случае рейтинговая оценка существенно повышается вдвое за счет бонусной части рейтинг-плана.
Гипотеза должна удовлетворять следующим требованиям: содержание гипотезы не должно быть тривиально, не может сводится к суждениям здравого смысла; гипотеза не должна содержать понятий и терминов, содержание которых не очевидно (либо должны включать их объяснение); гипотеза не должна противоречить ранее установленным фактам; гипотеза не должна обрастать «лесом» всевозможных допущений и ограничений (лучше исходить из максимально простого и общего основания); гипотеза должна быть принципиально проверяема при современном уровне теоретических знаний, методической оснащенности и практических возможностях исследования; при формулировке гипотезы важно стремиться указать ее эмпирические или логические индикаторов (критерии проверяемости).
В целом, рейтинговая оценка учитывает эрудицию в вопросах современного развития общества, знание теоретических и прикладных вопросов развития конституционного права, умение логично и корректно выстроить «цепочку» гипотетических предложений и сформировать итоговую концепцию.
Объем описания гипотезы составляет примерно 2 – 4 стр. в зависимости от уровня сложности с 12 шрифтом с одинарным интервалом (без учета титульного листа).
Задание с титульным листом сдается в электронном формате (Microsoft Office 2003) на почту [email protected]. В названии письма необходимо указать название вуза, фамилию студента и номер задания.
Задание 14