Семинар 2. Контрольное тестирование

В ходе тестирования проверяется уровень освоения учебных тем № 1-16 (см. программу курса).

Для подготовки к тестированию необходимо использовать материалы лекций и базовые учебные тексты ридера по темам № 1-16.

Тесты построены по трехуровневой схеме: первый уровень образуют «закрытые» тесты, предполагающие выбор одного правильного ответа из нескольких предложенных, тесты второго уровня ориентированы на различные аналитические действия (поиск ошибки, дополнение высказывания, сравнение, структурирование информации), третий уровень образуют «открытые» тесты, предполагающее развернутый письменный ответ. Типология тестов и их примеры приведены в дополнительном учебном задании № 5 (в составе дополнительной части рейтинговой системы).

Для получения удовлетворительной оценки за тестирование (10 баллов) необходимо дать правильные ответы на 50% вопросов. В том случае, если правильных ответов дано менее 50%, но среди них есть правильные ответы на «открытые тесты», то студент может получить «утешительную» оценку менее 10 баллов. Максимальная оценка за тестирование – 20 баллов.

6. Дополнительные рейтинговые задания

Учебные задания из дополнительной части рейтинг-плана выполняются в том случае, если студенту не удалось накопить необходимое количество баллов для итоговой оценки. Из предложенного комплекта студент может самостоятельно выбирать задания при условии, что каждое из них выполняется не более одного раза. Задания могут выполняться как в опережающем режиме (во второй части семестра), так и во время сессии.

Рейтинговые учебные задания должны быть выполнены строго в соответствии с приведенными ниже рекомендациями. Все задания выполняются письменно, для проверки пересылается в электронном виде на почту [email protected] (файлы Word и PowerPoint необходимо конвертировать в Microsoft Office 2003 через функцию «сохранить как»). В названии письма указать «Рейтинговое задание КПЗС. Фамилия студента».

На титульном листе указывается название вуза, факультета, кафедры (по аналогии с титульным листом ридера), номер и название учебного задания; фамилия преподавателя (Пономарев М.В.), отделение и фамилия студента (студент заочного отделения ...), полная дата предоставления работы на проверку (день, месяц, год).

Следует обратить внимание на то, что по условиям рейтинговой системы сдача текста учебного задания, позаимствованного из Интернета или из коллекции учебных заданий прошлых лет, сдача двумя и более студентами идентичного текста учебного задания приравниваются к неудовлетворительной оценке в сочетании с рейтинговым штрафом.

Задание 1. Написание эссе по проблемному направлению

«Актуальные проблемы конституционализма»

Рейтинговая оценка: от 1 до 10 баллов

Эссе – это небольшая по объему письменная работа, сочетающая свободные, субъективные рассуждения по определенной теме с элементами научного анализа. Эссе не претендует на расширенную трактовку или комплексное раскрытие поставленной проблемы, а напоминает участие в дискуссии или проведении презентации. Эссе считается творческой работой и не может обладать реферативным, описательным характером. Оно «балансирует» между научностью, публицистичностью и художественностью. При написании эссе ставятся вопросы, требующие аналитического подхода и четкой системы аргументации, но ход размышлений должен продемонстрировать оригинальный авторский подход.

Первый (и обязательный!!!) этап выполнения этого задания – повторение лекционного материала и изучение учебного текста по теме 2 (папка «Темы 1-25 Базовые учебные тексты»). В дальнейшем для работы над эссе понадобятся и дополнительные материалы, часть из которых можно найти в электронной библиотеке (с помощью навигационной таблицы, размещенной в ридере). Важным ресурсом при подготовке эссе могут оказаться и собственные жизненные впечатления.

Второй этап начинается с выбора эпиграфа эссе, который обозначит ту конкретную проблему, вокруг и будет строиться эссе. Эпиграф необходимо отобрать из перечня цитат, приведенных ниже. Следует учесть, что такая цитата может быть созвучна авторской позиции, либо, напротив, использована «от обратного» для последующих рассуждений, для придания работе дискуссионной направленности (тем более, что ряд предложенных цитат носит явно некорректный характер). Исходя из выбранной темы необходимо собрать достаточную информационную базу и сформировать структурный план эссе. При написании эссе не требуется наукообразное обоснование актуальности и новизны темы. Однако предполагается некий «ввод» читателя в тему. Для постановки проблемы в эссе часто используется «точка удивления» – неожиданный ход в раскрытии темы, с помощью которой можно удивить, смутить или заинтриговать читателя. Парадоксальность – одна из ключевых жанровых черт эссе, но не меньшее значение имеет четкая логика авторских размышлений. Текст эссе не должен превратиться в несвязанный «поток сознания» (для чего и нужен структурный план). Итоговые размышления не оформляются в качестве формального заключения, но следует помнить об эффекте «последней фразы».

Следующим этапом является наполнение структурного плана текстом, «прорисовывание деталей». Ход размышлений подкрепляется доказательствами и яркими цитатами (цитаты используются без библиографических ссылок), приводятся интересные факты, подбираются аналогии и ассоциации. Можно использовать «ловушки» для привлечения внимания: сомнительную цитату, необычный факт, смешную историю, зрительный образ и т.п. Выгодно отличаются эссе, где используются средства художественной выразительности: метафоры, аллегорические и притчевые образы, символы. На завершающей стадии текст проверятся с точки зрения содержательной убедительности и стилистической цельности. Текст должен быть легко читаем, но необходимо избегать нарочито разговорного стиля, сленга, шаблонных фраз.

Помимо специфических жанровых особенностей эссе при построении текста следует учесть и современные научные подходы к анализу конституционализма, ориентироваться на действительно актуальные и дискуссионныепроблемы, связанные с перспективами развития конституционного права в XXI в. Проблематика российского конституционного права может быть использована в работе, однако эссе должно отражать в первую очередь содержание дисциплины «Конституционное право зарубежных стран».

Объем эссе составляет примерно 2 – 2,5 стр. 12 шрифтом с одинарным интервалом (без учета титульного листа). На титульном листе указывается название вуза, факультета, кафедры государственно-правовых дисциплин; номер и название рейтингового задания; фамилия преподавателя (Пономарев М.В.), отделение и фамилия студента (студент заочного отделения ...), полная дата предоставления работы на проверку (день, месяц, год). Текст для проверки пересылается в электронном виде на почту [email protected] (файлы Word и PowerPoint необходимо конвертировать в Microsoft Office 2003 через функцию «сохранить как»). В названии письма указать «Рейтинговое задание КПЗС. Фамилия студента».

Рейтинговая оценка учитывает соблюдение жанровой специфики эссе (в том числе использование средств художественной выразительности), наличие авторской позиции, ее научность и связь с современным пониманием природы конституционализма. При проверке эссе особое внимание уделяется выявлению степени оригинальности текста (использование заимствований из Интернета приравнивается к неудовлетворительной оценке и 10 штрафным рейтинговым баллам).

Перечень цитат для эпиграфа эссе

Ü «Конституционализм – это нечто большее, чем просто правление в соответствии с любой “конституцией”». (А.А. Ан-Наим).

Ü «Конституционализм можно определить как систему идей и взглядов об отвечающем принципам демократического развития устройстве государства и общества». (Н.А. Богданова)

Ü «В сравнении с понятием конституции, конституционализм представляет собой теорию объяснительного характера и с идеологической направленностью». (Ж.-Л. Шабо)

Ü «Конституционализм – это не только наличие конституции, но конституции особого рода, отражающей общечеловеческие ценности». (В.Е. Чиркин)

Ü «Конституционализм выступает как рациональный регулятор социальных процессов». (А.Н. Медушевский)

Ü «Конституционализм – это своего рода социальный “черный айсберг”, возвышающийся над политико-правовой культурой. (Лисицын Д.В.)

Ü «Принципиальное отличие между государственным и конституционным правом заключается в наличии или отсутствии конституционализма» (М.П. Авдеенкова).

Ü «Право, установившееся в нации, чуждо субъективной воле государства как морального лица. Именно этому праву и следуют конституции» (М. Ориу).

Ü «Конституция может принимать самые различные формы в соответствии с национальными традициями». (Ж.-П. Жакке)

Ü «Модернизация обостряет проблему происхождения конституционных норм и институтов и активизирует дискуссию о соотношении национальной самобытности и рецепции конституционно-правовых учреждений». (И.А. Кравец)

Ü «Закон по самому смыслу термина включает понятие верховенства». (А. Гамильтон)

Ü «Престиж конституционной государственной власти заключается не в недосягаемой высоте ее, а в том, что она находит поддержку и опору в народе» (Б.А. Кистяковский).

Ü «Правильная конституционная политика – это оптимальное сочетание целесообразности деятельности государственных органов с конституционными нормами» (П. Баренбойм)

Ü «Тот, кто хочет верно понять сущность государства, политики и демократии, должен с самого начала отказаться от искусственных выдумок и ложных доктрин». (И. Ильин)

Ü «Конституция отражает непрерывный процесс обретения гражданского опыта». (Х. Питкин).

Ü «Только ясно выраженное волеизъявление народа может дать должную юридическую силу конституции». (Дж. Мэдисон)

Ü «Институты демократии, конечно же, имеют недостатки, однако ничего лучшего человечество еще не предложило». (Уинстон Черчилль)

Ü «Органическая демократия исходит из принципа, что простая количественная масса индивидуумов – это еще не народ». (А. Дугин)

Ü «Для того, чтобы государство действительно стало инструментом национального единства, необходимо, чтобы правительство создавалось не парламентом, не политическими партиями, а стоящим над ними политическим лидером, получившим мандат непосредственно от нации в целом и способным выражать ее волю». (Ш. де Голль).

Ü «Провозглашение в Конституции основных прав означает, что общество усвоило идею свободы, осуществление же принципа разделения властей свидетельствует о том, что идея свободы получила организационные гарантии». (Ю.С. Пивоваров)

Ü «Существуют ценности, которые стоят не ниже прав человека. Это такие ценности как вера, нравственность, святыни, Отечество» (Декларация о правах и достоинстве человека X Всемирного Русского Народного Собора).

Ü «Недопустимо насильственное внедрение в историческую жизнь народов нормативного представления о правах и свободах человека вне связи с конкретным культурно-религиозным контекстом» (патриарх Кирилл)

Ü «Христианская совесть не позволяет человеку голосовать за принятие политической программы или законопроекта, которые подрывают фундаментальные аспекты вероучения» (Конгрегация вероучения Католической церкви)

Ü «В конечном счете все наработки конституционной инженерии оказались весьма ограничены в главном – они не могли гарантировать управляемость». (Х.М. Росалес).

Ü «В конце своей жизни Фрейд задал знаменитый вопрос: “Чего хочет женщина?”, выразив свою растерянность от столкновения с загадкой женской сексуальности. Разве сложности с европейской Конституцией не свидетельствуют о той же растерянности: какую же Европу мы хотим?». (С. Жижек)

Задание 2. Написание научной статьи по теме

«Конституционализм XXI века: проблемы, риски, прогнозы»

Рейтинговая оценка: от до 12 баллов

Научная статья относится к жанру аналитической публицистики и предполагает ясное, четкое, логичное раскрытие авторского подхода к поставленному вопросу. Статья должна обладать смысловой целостностью и законченностью. Содержательная структура текста зависит от авторского замысла, но в состав статьи обязательно должны быть включены краткие вступительные и заключительные положения. Внутренняя рубрикация в тексте статьи, как правило, отсутствует. Но следует обратить внимание на разделение текста абзацами: это важный способ демонстрации смысловой конструкции текста и логической последовательности авторских размышлений. Для статьи характерен «наукообразный» стиль: использование специальной терминологии, более сложные речевые построения (по сравнению, например, с эссе). Однако не стоит вводить в текст «трех–» и «четырехэтажные» сложноподчиненные предложения, перегруженные деепричастными оборотами. Еще более недопустимо использование «разговорного» стиля. Эмоциональность текста и авторская риторика не должны вытеснять принцип научной объективности. Еще одно важное стилистическое правило: вместо авторского «Я» в тексте статьи используется местоимение «Мы», вместо слов «с моей точки зрения» – «с нашей точки зрения». И, в целом, автору не стоит злоупотреблять нарочитым акцентированием «собственного» мнения – об авторской позиции должен говорить сам текст. Важнейшее требование к научным статьям – это правильное цитирование использованных материалов и их библиографическое оформление в соответствии с требованиями ГОСТа (см. в приложении к ридеру, посвященном курсовым работам). Количество цитат и ссылок в рамках одной статьи не регламентируется. Но целесообразно ориентироваться на присутствие в тексте не менее 1 сноски на 2 абзаца текста. Общее количество цитируемых материалов не должно быть не меньше 7-8. Также следует помнить, что приведение подряд нескольких цитат из одного источника создает впечатление реферативной работы, а не научной статьи. А вот при написании вступительных и заключительных положений желательно вообще избежать цитирования.

Рейтинговая оценка учитывает, прежде всего, научный уровень раскрытия поставленной проблемы, понимание автором специфики современного развития конституционализма, использование автором актуальной информации, а также структурную целостность и академичность текста, наличие в тексте постановки проблемы и итоговых выводов. Следует помнить, что прямое заимствование текста из Интернета или электронной библиотеки недопустимо и предполагает рейтинговый штраф (при использовании любых «внешних» материалов необходимо оформлять ссылки).

Объем статьи составляет примерно 2,5 – 3 стр. 12 шрифтом с одинарным интервалом (без учета титульного листа). На титульном листе указывается название вуза, факультета, кафедры государственно-правовых дисциплин; номер и название рейтингового задания; фамилия преподавателя (Пономарев М.В.), отделение и фамилия студента (студент заочного отделения ...), полная дата предоставления работы на проверку (день, месяц, год). Текст для проверки пересылается в электронном виде на почту [email protected] (файлы Word и PowerPoint необходимо конвертировать в Microsoft Office 2003 через функцию «сохранить как»). В названии письма указать «Рейтинговое задание КПЗС. Фамилия студента».

Задание 3. Создание виртуальной выставки «Конституционализм: вызовы XXI века»

Рейтинговая оценка: от 1 до 7 баллов

Задание ориентировано на повторительно-обобщающий анализ учебных тем 2, 8, 9, 10¸ в том числе лекционного материала. Оно предполагает создание комплекта информационных объектов и выполняется в три этапа. Первый этап – поисковый. В ходе его необходимо подобрать не менее 15-20 объектов, отражающих тему «выставки». В состав комплекта могут войти любые информационные объекты – текстовые фрагменты (не более 1 стр.), анимированные, визуальные, звуковые объекты. Основные критерии их подбора – тематическая принадлежность, значимость для раскрытия темы, качество (что особенно важно для визуальных источников), а также сбалансированность коллекции по типам используемых объектов. Привлекать можно информационные объекты, найденные в ресурсах Интернет, коллекциях слайдов, отсканированные из печатных изданий, а также подготовленные самостоятельно (что касается не только текстовых и анимированных, но и визуальных материалов).

Второй этап – оформление каталога «виртуальной выставки». В состав каталога должны войти карточки всех информационных объектов.

Формат карточки:

Название объекта ………………
Тип объекта ………………
Источник адрес сайта, с которого позаимствован объект, или библиографическое описание книги, откуда он отсканирован и т.п.
Авторство ……………….
Время время создания оригинальной версии объекта (точное или в примерном временном диапазоне)
Описание краткая характеристика объекта – не более 5-6 строк

Третий этап – подготовка краткого путеводителя по выставке. Этот текст создается в свободной форме, но он должен отразить логику подбора информационных объектов и последовательность «ознакомления с выставкой». В целом, подбор информационных объектов должен составить комплексное представление о тех общественных явлениях, которые можно считать «вызовом XXI века» в развитии конституционализма. Рейтинговая оценка учитывает как подбор объектов, так и правильность оформления задания.

К тексту «путеводителя» прикладывается и общий титульный лист задания. На нем указывается название вуза, факультета, кафедры государственно-правовых дисциплин; номер и название рейтингового задания; фамилия преподавателя (Пономарев М.В.), отделение и фамилия студента (студент заочного отделения ...), полная дата предоставления работы на проверку (день, месяц, год). Все подготовленные материалы архивируются для отправки по почте и пересылаются на почту [email protected] (файлы Word и PowerPoint необходимо конвертировать в Microsoft Office 2003 через функцию «сохранить как»). В названии письма указать «Рейтинговое задание КПЗС. Фамилия студента».

Задание 4. Написание реферативного обзора по материалам сборника статей

«Философия права в начале XXI столетия через призму конституционализма

Наши рекомендации