Понятие, характеристика классификация правоотношений.
Правоотношение– это особая юрид-я связь уч-ов различных соц-х процессов, их вход в чел-ое сообщество. Все элементы правового регулирования (запреты, дозволения, управомочия), распредел-ся между уч-ми общест-ых отношений в соответствии с соц-ой ролью и местом уч-ов в общественной жизни.В зависи-ти от предмета отраслевого регулирования всеправоотношения можно разделить на конституционноправовые; гражданско-правовые;уголовно правовые; административно-правовые другие. В зависимости от отраслевого критерия: матер-ые - в них реализуются Н матер-ых отраслей права (гражд-го, угол-о, трудового и т.д.), отношения возникают по поводу матер-ых прав, по поводу определенных благ, предусмотренных нормами права;процессуальные - в них реализуются нормы процессуального права (уголовно-процессуального права, гражданско-процессуального права и т.д.), это отношения по осуществлению процедуры защиты материальных прав. В завис-ти от функций права: регулятивные - возникают на основе регулятивных Н права и проводят регулятивную функцию права; охранительные - возникают на основе охранительных норм права и проводят охранительную функцию права. Регулятивные правоотн-ия в свою очередь в завис-ти от типа юрид-ой обязанности делятся на:активные (активного типа) – хар-ся возложением на обязанное лицо обяз-ти по совершению активных полож-ных действий в пользу управомоченного лица или гос-ва; пассивные (пассивного типа) – хар=ся возложением на обязанное лицо обязан-ти по воздержанию от действий определ-ого рода.По степени индивид-ции субъекта: общие(общерегулятивные) - правовые связи, основанные на общих правах и обязанностях, субъекты кот не имеют поименной индивид-ции; в рамках этих правоотношений существуют конституционные права и обязанности, права чел (например, право на жизнь, в случае кот все лица выступают и в качестве управомоченных, и в качестве обязанных лиц);конкретные (конкретнорегулятивные) - правовые связи, субъекты кот хотя бы с одной стороны определены путем поименной индивид-ции. Они подразделяются на:относительные - все участники этих правоотношений поименно определены, индивидуал-ваны обе стороны правоотношения (например, отношения куплипродажи, отношения по оказанию какого-либо рода услуг, выполнению работ);абсолютные - в этих отношениях поименно определена лишь одна сторона - управомоченное лицо, а в качестве обязанных выступают все остальные лица (например, правоотношения собственности).
Структура правоотношения.
Стр-ра правоотношения - это внутреннее строение взаимоотношения субъектов в обществе, вкл-ее в себя необходимые элементы, позволяющие признать его правовым отношением.Стр-ми элементами, 1, явл-ясубъекты, т.е. его участники. 2 у правоотношения есть содержаниеи, 3 объект, на который оно направлено. С позиций стр-го строения правоотношения подраз-ся на: Правоотношения с простой стр-ой – хар-ся тем, что состоят из одного права и одной обязанности. Правоотн-ия со сложной стр-ой - состоят из нескольких взаимосвязанных субъект-ых прав и обязан-ей.От правоотн-ий со сложной стр-ой следует отличать группу правоотн-ий (совокупность правоотношений, лишенная черт единого целого).Цель правоот-ния Рассм-ая структуру правоотн-ия надо обратить внимание на такую составляющую как цель правоотношения, кот не явл-я элементом стр-ы, но сущест-ым образом взаимосвязана с ним. Граждане, организации, гос-ые органы словом, все те, кто явл-я субъектом правоотношений взаимодействуют друг с другом для удовлетвор-ия собственных матер-ых, духовных и иных потребностей, кот не противоречат Н права. Цель правоот-ия можно рассм-ать как стремление к чему-либо — это то, ради чего оно возникает и осуществляется. От цели надо отличать мотив. Мотив - осознание каких-либо интересов и потребн-ей, побуждающих чел дей-ть для их удовлетворения. Отсюда следует, что цель правоотн-ния — это удовлетворение разнообразных законных интересов общества, гос-ва и лич-и. Непосредст-ной причиной всякого волевого действия служит принятое чел решение достичь поставл-ой цели, удовлетворить свое желание. Такое решение появляется на основе мотива. Мотив - осознание каких-либо потребностей, побуждающих чел дейст-ть для их удовлетворения. 2. Объект правоотношения
Под термином «объект» (от лат. «objectum» — «предмет») в понимается то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деят-ти. Исходя из сказанного, классиф-ать указанные объекты можно следующим образом. 1) Матери-ые блага — предметы матер-го мира: деньги, ценности, вещи, другое имущество и т.п. Такие объекты типичны для гражданско-правовых отношений. Так, объектом сделки купли-продажи явл-я деньги и продаваемое имущество; займа — деньги или вещи, определяемые родовыми признаками; хранения — имущество, переданное на хранение и т.п. Матер-ые блага могут быть объектом и в других отраслях права, напр, быть объектом уголовно-правовой защиты.2) Нематер-ые блага — личные неимущ-ые и иные соц-ые блага: жизнь, здоровье, честь и достоинство чел, его свобода и безопасность, неприкоснов-сть лич, почетные звания и др. Немате-ные блага явл-я объектом охраны в уголовно-правовых отношениях, они типичны для процессуальных, трудовых и некоторых других правоотношений. 3) Культ-ые ценности и иные нематер-ные результаты чел-о труда — произведения искусства и лит-ы, кинофильмы, изобретения, научные открытия, различного рода услуги, т.е. рез-ы дух-го творч-ва люд, соц-о и бытового обслуж-ия. Они явл-я как объектом гражданско-правовых, трудовых и иных отношений, так и объектом уголовно-правовой защиты. 4) Действия, поведение люд занимают особое место среди объектов правоотношений, а также последствия, рез-ы того или иного поведения. Они могут быть и «самостоят-ым» объектом, не связанным с другими. 5) Документы — паспорта, дипломы, удостоверения, протоколы следственных действий, админ-ые протоколы и т.п. Эти объекты наиболее типичны для админ-ых и процессуальных отношений.Необходимо отметить, что в зависимости от сферы и направ-ти правоотношения в нем может быть один или несколько объектов. При этом один из них может быть основным, по поводу которого и возникло правоотношение, а другой факульт-ым, стремление к которому может носить косвенный характер. 3. Субъекты правоотношенияПод субъектом права понимаются лицо или организация, за кот гос-о признает способность быть носителями субъ-ых прав и юрид. Обязан-ей. В современной юрид-ой лит-е понятие "субъект права" чаще всего используется в качестве синонима терминов "субъект" или "участник правоотношений". Субъективное право Субъ-е право понимается как предусмотр-ая законом и охраняемая гос-ом возможность субъекта по своему усмотрению удовлетворять интересы, предусмотренное объективным правом, т. е. это мера возможного поведения субъекта Субъ-ое юрид. право это предоставл-ая и охраняемая гос-ом мера возможного (дозволенного) поведения лица по удовлетв-ию своих законных интересов,предусмотренных объективным правом. В отличие от объективного права, представл-его собой совок-ть, или систему, реально существующих юрид. норм, субъективное право выступает как право, принадлежащее лишь определенному субъекту и реализуемое не иначе, как только по усмотрению этого лица. Юрид-я обязанность.Юрид обязанность это предусм-ная законод-ом и охраняемая гос-ом необходимость и мера должного поведения одного лица - субъекта правоотношения в интересах другого, управомоченного субъекта.Что юрид права и обязанности в правоотношениях — это не само поведение субъектов, а предоставление возможности или необходимости определенного поведения, предусмотренного нормой права. Реализация субъективных прав и обязанностей означает их воздействие на фактическое поведение участников правоотношений.
47.Юридические факта функции презумпции Юрид факты–это разновидность соц фактов, кот могут влиять на правоотношения субъектов права. Это явл-я объективной реальности, кот отражены в законод-ве. Юрид. факты: 1) это определ-ые жизненные обстоят-ва, с кот Н права связывают возникновение, изменение, а также прекращение правоотношений;2) форм-ся в гипотезах правовых Н . В рез-е наличия или отсутствия того или другого юрид. факта влияют на признание или непризнание права или обязанности субъекта. Матер-соц хар-р юрид. факта дает возможность увидеть то, что любой юрид. факт не какое-то случайное обособленное явл=е, а следствие этой правовой системы.Идеальная модель юрид. факта фиксируется в гипотезе юрид. нормы (нескольких норм). Можно выделить две группы признаков юрид фактов.1- группа – матер-я сторона юрид. фактов. Юрид. факты явл-я обстоятельствами:1) конкретными, установленным образом выраженными внешне. Юрид. фактами, таким образом, не могут явл-я мысли и события внутренней дух-й жизни, а также похожие явления. При этом законод-во должно учитывать субъе-ую сторону поступков (вину, цель, мотив), кот явл-я элементом сложного юрид факта;2) проявляющимися в наличии или отсутствии конкр-ых явлений матер-о мира, притом, что юрид значение могут иметь как позитивные (существующие), так и негативные факты (отсутствие родства и т. п.) 3) обладающими инфо-й о состоянии общественных отношений, кот входят в предмет правового регулирования. 2-группа признаков раскрывает нормат-ую идеальную сторону этого явления. Юрид факты явл-я в этом случае обстоятельствами: 1) прямо или косвенно предусмотренными правовыми нормами; 2) закрепленными в определенной законодат-ом процедурно-процессуальной форме; 3) ведущими к предусмотренным законом правовым последствиям.
Презу́мпция— предположение о существовании факта, кот считается истиной до тех пор, пока не доказана его ложность. Презумпции широко используются в правоведении.
48.Реализация права:понятие ,формы.
Право имеет смысл и ценность для личности, общества, если оно реализуется. Если же право не претворяется в жизнь, оно неизбежно омертвляется. Главное назначение норм права состоит в том, что они помогают определить содержание права субъекта и тем самым способствуют его реализации.Реализация права — это осуществление юридически закрепленных и гарантированных государством возможностей, проведение их в жизнь в деятельности людей и их организаций.Реализация права есть сложный процесс, протекающий во времени. В нем участвуют не только стороны, носители субъективных прав и обязанностей, но и государство в лице различных органов: правотворческих, правоисполнительных, правоприменительных. Реализация права как процесс воплощения права в жизнь включает в себя, во-первых, юридические механизмы реализации права и, во-вторых, формы непосредственной реализации права, когда фактические жизненные отношения обретают юридическую форму. Юридические механизмы реализации права многообразны, их содержание определяется особенностями правовой системы той или иной страны.Частью механизма реализации права выступают механизмы защиты субъективного права, т. е. механизмы юридической ответственности. В процессе защиты право восстанавливается, и вновь появляется возможность его реализации. Юридическая ответственность в известной мере обеспечивает охрану субъективных прав от незаконных посягательств и тем самым создает необходимые условия для их реализации.
Непосредственная реализация, т. е. осуществление права в фактическом поведении, происходит в трех формах.Форма первая — соблюдение запретов. Здесь реализуются запрещающие и охранительные нормы. Для соблюдения запретов необходимо воздержание от запрещенных действий, т. е. пассивное поведение. Так, ч. 3 ст. 8 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. "Об арбитражных судах в Российской Федерации" установлено: "Ни одно лицо не может быть представлено к назначению на должность судьи без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей". Для соблюдения зафиксированного в данной норме запрета требуется пассивное поведение: воздержание от представления к "назначению на должность судьи, если нет согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.Форма вторая — исполнение обязанностей. Это реализация обязывающих норм, предусматривающих позитивные обязанности, для чего требуется активное поведение: уплатить налог, поставить товар покупателю, выполнить работу по трудовому договору и т. п. Например, в соответствии с ч. 2 ст. 385 ГК РФ "кредитор, уступивший требование другому лицу, обязан передать ему документы, удостоверяющие право требования, и сообщить сведения, имеющие значение для осуществления требования".Форма третья — использование субъективного права. В такой форме реализуются управомочивающие нормы, в диспозициях которых предусмотрены субъективные права. Так, в ч. 1 ст. 209 ГК РФ записано: "Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом". Субъективное право предполагает как активное, так и пассивное поведение. Субъект ведет себя пассивно, если отказывается от использования своего права. Субъективное право может быть осуществлено путем собственных фактических действий управомоченного (собственник вещи использует ее по прямому назначению), посредством совершения юридических действий (передача вещи в залог, дарение, продажа и т. д.), через предъявление требования к обязанному лицу (требование к должнику вернуть долг) и в форме притязания, т. е. обращения в компетентный государственный орган за защитой нарушенного права (если должник отказывается вернуть долг, кредитор обращается в суд с просьбой о взыскании долга в принудительном порядке.
Реализация права в большинстве случаев происходит без участия государства, его органов. Граждане и организации добровольно, без принуждения, по взаимному согласию вступают в правовые отношения, в рамках которых используют субъективные права, исполняют обязанности и соблюдают установленные законом запреты. Вместе с тем в некоторых типичных ситуациях возникает необходимость государственного вмешательства, без чего реализация права оказывается невозможной.Во-первых, в механизме реализации отдельных норм заранее запрограммировано участие государства. Это, прежде всего, нормы, в соответствии с которыми осуществляется государственное распределение имущественных благ. Например, реализация права на пенсию включает в качестве необходимого элемента постановление комиссии органа социального обеспечения о назначении пенсии отдельному гражданину. Выделение жилья из муниципального или государственного жилого фонда требует индивидуального властного решения соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления. В том же порядке, т. е. путем принятия индивидуальных властных решений, гражданам и организациям выделяются земельные участки, находящиеся в собственности государства.Во-вторых, взаимосвязи между государственными органами и должностными лицами внутри государственного аппарата имеют в большинстве своем характер власти и подчинения. Данные правовые отношения включают в качестве необходимого элемента властные решения, т. е. акты применения права (например, указ Президента России о снятии с должности министра).В-третьих, право применяется в случаях возникновения спора о праве. Если стороны сами не могут прийти к соглашению о взаимных правах и обязанностях, они обращаются для разрешения конфликта в компетентный государственный орган (так, хозяйственные споры между организациями рассматривают арбитражные суды).В-четвертых, применение права необходимо для определения меры юридической ответственности за совершенное правонарушение, а также для применения принудительных мер воспитательного, медицинского характера и др.Таким образом, применение права — это властная деятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.Применение права имеет следующие признаки:1) осуществляется органами или должностными лицами, наделенными функциями государственной власти;2) имеет индивидуальный характер;3) направлено на установление конкретных правовых последствий — субъективных прав, обязанностей, ответственности;4) реализуется в специально предусмотренных процессуальных формах;5) завершается вынесением индивидуального юридического решения.
49.Применение права как особая форма реализации права: понятие, стадии.
Правоприменение - особая форма реализации права. В форме применения права государство еще раз (после издания нормативно-правового акта) властно подключается к процессу правового регулирования.
Правоприменение требуется в тех случаях, когда юридическая норма не может быть реализована без властного содействия органов государства. К таким случаям можно отнести следующие:
а) когда необходимо официально установить юридически значимые обстоятельства (признание гражданина в судебном порядке умершим или безвестно отсутствующим);
б) когда диспозиция нормы вообще не реализуется без индивидуального государственно-властного веления (право на пенсию);
в) когда речь идет о реализации санкции. Признаки правоприменения:
1) особый субъект - специально уполномоченный государственный орган (должностное лицо). В порядке исключения это может быть общественный орган (например, по уполномочию государства профсоюзы применяют некоторые нормы трудового законодательства). Не могут применять нормы права граждане, хотя существует и обратная точка зрения (проф. П.Е. Недбайло);
2) имеет государственно-властный характер;
3) является деятельностью по вынесению индивидуально-конкретных предписаний;
4) выступает формой управленческой деятельности государства;
5) осуществляется в определенных процедурных формах: порядок применения права регламентирован специальными (процедурными) юридическими нормами. В системе права имеются целые процедурные отрасли - гражданское процессуальное право и уголовно-процессуальное право;
6) представляет собой сложный, стадийный процесс;
7) имеет творческий характер;
8) результаты правоприменения оформляются индивидуальным юридическим актом - актом применения права.
С учетом отмеченных признаков правоприменение можно определить, как государственно-властную деятельность, осуществляемую компетентными субъектами в определенных процедурных формах и направленную на содействие в реализации юридических норм путем вынесения индивидуально-конкретных решений.
Применение права, как определенный процесс, распадается на ряд стадий. Вообще стадия - это отрезок какого-либо процесса, имеющий свою, промежуточную задачу, и в силу этого приобретающий относительную самостоятельность и завершенность.
В качестве основных можно выделить три стадии:
1) установление фактических обстоятельств дела;
2) формирование юридической основы дела;
3) решение дела.
В качестве дополнительной стадии может выступить государственно-принудительная реализация правоприменительного акта.
Первые две стадии имеют подготовительный характер и разделение их достаточно условное. В реальной жизни они протекают практически параллельно, и правоприменителю приходится обращаться то к фактической стороне дела, то к юридической, постепенно формируя и ту и другую. В гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном кодексах как раз такие «реальные» стадии и указаны.
Стадия формирования фактической основы протекает как процесс доказывания наличия или отсутствия юридически значимых обстоятельств (составляющих предмет доказывания) с помощью фактов-доказательств. Поэтому все, с чем имеет дело теория доказательств, прямо относится к этой стадии правоприменения.
Вторая стадия (формирование юридической основы дела) включает в себя следующие правоприменительные действия:
а) выбор юридической нормы, подлежащей применению;
6) проверка подлинности нормы и ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц («высшая» критика);
в) проверка правильности текста нормативно-правового акта («низшая» критика);
г) уяснение содержания нормы права (путем толкования).
Третья стадия (решение юридического дела) представляет собой не одномоментный акт, а тоже определенный процесс, который может быть рассмотрен и как формально-логический, и как творческий, и как государственно-властный.
По результатам правоприменения выносится акт применения права -официальный акт-документ компетентного органа, содержащий индивидуальное государственно-властное веление по применению права.
Все правовые акты можно поделить на две большие группы - нормативные и индивидуальные. От других индивидуальных актов (например, сделок в гражданском праве) правоприменительный акт отличает государственно-властный характер.
50.Акты применения права: содержание, признаки, виды, структура.
Акты применения права имеют общие черты с нормативно-правовыми актами:
а) представляют собой письменные акты-документы;
б) исходят от государства;
в) обладают юридической силой (порождают правовые последствия, защищаются государством).
В то же время они существенно различаются: если нормативно-правовые акты содержат государственно-властные предписания общего характера, то содержанием правопримени-тельных актов являются индивидуальные (конкретизированные и по субъектам, и по их правам и обязанностям) властные предписания.
Правоприменение бывает двух видов - позитивное и юрисдикционное.
Позитивное правоприменение - это то, которое осуществляется не по поводу правонарушения, а как обязательное условие нормальной реализации некоторых регулятивных норм. В порядке позитивного правоприменения происходит, например, назначение пенсии, обмен жилых помещений, выделение земельного участка. По-другому можно сказать, что позитивное применение - это применение диспозиций правовых норм.
Юрисдикционное правоприменение - это применение санкций (то есть охранительных норм) в случае нарушения диспозиций (регулятивных норм).
Таким, образом, позитивное применение имеет место всегда, но не для всех норм, а юрисдикционное может коснуться любой юридической нормы, но лишь в случае ее нарушения.