Понятие,признаки концепции гос-ой власти.

Власть – средство функционирования любой социальной общности, отношения, возникающие между властвующим и подвластным, где властвующий диктует свою волю подвластному, направляет его поведение и деятельность. Власть зависит от характера и уровня общественной жизни. Власть свойственна для любой организованной, устойчивой, в той или иной мере целенаправленной общности людей. Важным элементом власти является принуждение.

Власть имеет следующую структуру: 1) субъект власти (в частности, государство, население); 2) объект (на кого именно направлена власть); 3) отношения, возникающие по поводу власти; 4) регламентирующие правила, нормы.

Власть может иметь различные мотивы: 1) привычка подчиняться; 2) страх; 3) убежденность в необходимости повиновения; 4) авторитет властвующего; 5) доверие; 6) правовые нормы; 7) воля и др.

Источниками власти могут быть различные категории, в частности сила, богатство, происхождение, положение в обществе, высокий уровень знаний.

В зависимости от мотивов и источников формируются и виды власти:

1) власть вождя (рода, племени);

2) государственная (политическая) власть;

3) экономическая власть;

4) церковная власть;

5) социальная власть;

6) родительская власть и др.

Социальная власть – это отношения господства и подчинения между субъектами власти, которые возникают в любой общности людей и опираются на принуждение. При социальной власти воля и действия одних лиц преобладают над волей и действиями других лиц.

Государственная власть является особой разновидностью социальной власти. Понятия государственная и политическая власть являются синонимами. Государственная (политическая) власть – это власть государства, которая исходит от государства и реализуется при его прямом или косвенном участии.

Характерные признаки государственной власти:1)публичность – распространение власти на все население государства и реализация ее специально сформированным для этого аппаратом управления;2) универсальность – этот признак состоит в том, что власть имеет распространение на все области общественной жизни;3) верховенство – обозначает свойство государственной власти подчинять себе другие виды социальной власти, кроме власти народа своей страны;4) законодательная прерогатива – существование монопольного права на выработку юридических норм;5) легитимность – соответствие надеждам, ожиданиям народа, который населяет государство, интересам его большинства;6)легальность – соответствие действующего законодательства Основному Закону государства, Конституции;

7) легальное употребление силы – власти реализуют свою силу с помощью специально созданного правоохранительного (карательного) аппарата (суда, армии, полиции и т. д.);8) использование системы выплаты налогов;9) использование государственного принуждения;10) деление всего населения только по территориальному признаку.

Методы управленческого воздействия государственной власти: 1) метод принуждения (насилия); 2) метод руководства (убеждения).Государственная власть делится: 1) на законодательную; 2) исполнительную; 3) судебную.

17.Понятие и структура политической системы обществаПолитическая система общества или политическая организация общества — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом. Политическая система, будучи обусловленной социально-экономическими структурами, выступает по отношению к ним и ко всей социальной среде как целое, функционирует в качестве относительно самостоятельного комплекса социальных институтов и политических отношений. Она имеет свою жизнь, свои закономерности, что определяется наличием специальных структурных связей, ролей, функций, а также закреплением и регулированием их особыми нормами — правовыми и политическими.Как часть общества, функционируя в социальной среде, политическая система подвергается влиянию тех воздействий, которые исходят извне, от общества, а также импульсов изнутри — взаимодействий ее институтов, ценностей и т.дСтруктура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы:-политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы.-политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы.-социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти.-политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти.-политическая практика, состоящая из политической деятельности.Компонентами политической системы являются: 1)совокупность политических объединений (государство, политические партии, общественно-политические организации и движения); 2)политические отношения, складывающиеся между структурными элементами системы; 3)политические нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь страны; 4)политическое сознание, отражающее идеологические и психологические характеристики системы; 5)политическая деятельность, охватывающая действия конкретных людей как представителей или членов политических объединений.1.тоталитарные – имеет закрытый характер, формируются социальной средой распределительного типа. У власти находится одна господствующая партия, другие общественные организации выступают проводниками государственной идеологии. Индивид полностью подчинен коллективу. Государство в лице чиновников полностью распределяет результаты коллективного труда в зависимости от места в системе распределения. Государство стремится затруднить обмен идеями, мнениями и другой информацией внутри страны и с внешним миром. Государственная власть выходит за рамки правовых предписаний. Навязывается определённая идеология. Консервация общественной жизни и стагнация общественных отношений.2.либерально-демократические – имеет открытый характер, формируется социальной средой рыночного типа. Рыночные отношения, наличие частной собственности. Многопартийность, приход к государственной власти демократическим путем. Партии учитывают интересы избирателей. Индивид, его права и свободы становятся выше коллективных интересов. Присуще разномыслие, обмен идеями, знаниями, товарами, инвестициями. Государственная власть действует в организационно-правовых формах Взаимоотношение государства, профсоюзов, иных организаций носит конституционный характер. Выполняет общественно значимые функции и обеспечивает интересы всего гражданского общества.

3.переходные политические системы - формирует смешанная социальная среда. Они нестабильны. Смешиваются противоречивые социально-политические явления и процессы. Плюрализм, как правило, соседствует с политической нетерпимостью, а реформы сопровождаются попытками сохранить старые порядки.


Наши рекомендации