Понятие, признаки и структура нормы права

Норма права — относительно самостоятельное явление, обладающее собственными специфическими особенностями, углубляющими и конкретизирующими наше представление о праве, его понятии, сущности и содержании, о механизме регулятивного воздействия на общественные отношения.

Поскольку норма права — одна из разновидностей социальных норм, на них распространяются общие черты, присущие этим нормам.

Нормы права отличаются от обычаев специфическими признаками, характерными чертами:

1. Нормы права исходят от государства или санкциони-руются им. А социальные нормы (например, нормы морали: взгляды на добро и зло, справедливость и несправедливость
и т. п.) формируются в самом обществе помимо государства.

2. Реализация норм права обеспечивается государством, т. е. правовые нормы реализуются принудительной силой государства, а социальные нормы — силой общественного мнения.

3. Нормы права имеют общий и общеобязательный характер (распространяются на персонально неопределенный круг лиц, обладающих общими признаками). Общеобязательность нормы проявляется в том, что она распространяется на участников соответствующих отношений независимо от того, каково и субъективное отношение к этой правовой норме.

4. Социальные нормы регулируют более широкий круг общественных отношений, включая дружбу, товарищество и даже любовь. Нормы права охватывают более узкий круг общественных отношений, т. е. нормы права регулируют опре-деленную разновидность общественных отношений.

5. Норма права рассчитана не на конкретный случай, а на неограниченное количество случаев одного рода. Так, всякий раз, когда осуществляется акт купли-продажи, применяются юридические нормы, регулирующие именно это типичное отношение. В соответствии с ними покупатель и продавец приобретают взаимные юридические права и обязанности. Большинство правовых норм действуют длительный период времени, до их отмены в установленном порядке.

6. К числу наиболее важных особенностей правовой нормы следует отнести ее формальную определенность. Она выступает в виде четко сформулированного правила поведения, закре-пленного в нормативно-правовом акте (закон, декрет, указ, постановление).

В силу этого правовая норма обладает свойствами государственного регулятора общественных отношений.

«Норма» в переводе с латинского означает «правило», «образец».

Обобщая рассмотренные признаки, особенности, качества правовых норм, их отличие от социальных норм, можно сделать вывод о том, что норма права — это общеобязательное, формально-определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулиро-вание общественных отношений.

Норма права в отличие от социальных норм сформирована более четко. Даже от того, где поставлен тот или иной знак препинания, порой зависит судьба человека. Всем известно изречение «Помиловать, нельзя казнить»; в этом случае человеку должна быть сохранена жизнь. А если запятую поставить после слова «нельзя», значит, человека надо казнить.

По сути, все право состоит из отдельных норм права, правил поведения. В совокупности они образуют правовую систему того или иного государства.

Под структурой правовых норм понимается ее внутреннее строение, наличие в ней взаимосвязанных между собой и предполагающих друг друга необходимых составных частей, элементов.

Каждая правовая норма отвечает на три вопроса:

1) При каких условиях она реализуется?

2) Каким должно быть правило поведения сторон при этих условиях?

3) Каковы последствия нарушения данного правила?

Соответственно этому правовая норма состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции, санкции.

Названные элементы в совокупности позволяют составить модель правовой нормы. Анализ различных позиций, высказанных относительно структуры юридических норм, позволяет подразделить их на три основные группы:

1) норма права состоит из трех элементов;

2) норма права состоит из двух элементов;

3) норма права может состоять как из трех, так и из двух элементов.

Наиболее распространенным является понимание нормы права в виде трехзвенной конструкции:

Гипотеза (предположение) — это элемент правовой нормы, который содержит перечень условий, при которых норма действует. Например, в соответствии с законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» от 17 апреля 1992 г. пенсия на общих основаниях назначается мужчинам по достижении ими 60 лет, а женщинам — 55 лет и при стаже работы соответственно не менее 25 и 20 лет.

Диспозиция (распоряжение) ― это элемент правовой нормы, в котором указываются правила поведения, которым должны подчиняться субъекты, если они оказались причастны к условиям, перечисленным в гипотезеНапример, в ст. 29 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье от 3.06.99 г. говориться: «Супруги обязаны материально поддерживать друг друга. В случае отказа в такой поддержке нуждающийся в материальной помощи нетрудоспособный супруг, а также жена в период беременности и в течение трех лет после рождения ребенка имеют право требовать представления алиментов в судебном порядке от другого супруга, обладающего необходимыми для этого средствами».

Санкция (взыскание) ― это элемент правовой нормы, в котором определяется, какие меры государственного воздей-ствия могут применяться к нарушителю правил, преду-смотренных диспозицией. Например, согласно ст. 339 нового Уголовного кодекса Республики Беларусь предусмотрена следующая санкция за хулиганство: «наказывается обществен-ными работами или штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, или лишением свободы на срок до двух лет».

Санкция — это принудительные меры, применяемые государством за неисполнение нормы права.

Согласно Уголовному Кодексу Республики Беларусь предусмотрены следующие виды санкций:

– общественные работы;

– штраф;

– лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

– исправительные работы;

– арест;

– ограничение свободы;

– лишение свободы;

Следует отметить, что три элемента структуры имеют не все правовые нормы.

Например, нормы Конституции Республики Беларусь имеют, как правило, гипотезу и диспозицию. Что касается санкции, то она содержится в законах, кодексах и т. д.

Если взять Особенную часть Уголовного Кодекса Республики Беларусь, то нормы Особенной части УК содержат, как правило, диспозицию и санкцию.

Главным элементом, сердцевиной юридической нормы, заключенного в ней правила поведения является диспозиция. Исходя из этой посылки, некоторые авторы трактуют диспозицию как само правило поведения, т. е. отождествляют диспозицию с нормой права. Такое суждение, однако, трудно признать правильным. Диспозицию нельзя ни противо-поставлять другим составным элементам правовой нормы, ни отрывать от них. Несмотря на свою приоритетность в структуре правовой нормы, диспозиция сама по себе еще не есть норма права. Только в результате системного объединения, целостного единства трех частей — диспозиции, гипотезы и санкции, — обладающих относительной самостоятельностью и своими особенностями, образуется целостное, качественно новое правило поведения.

Каждый из названных элементов имеет в структуре правовой нормы свое особое место и назначение, вследствие чего, по справедливому суждению, сложившемуся в юридической науке, без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна. Таким образом, структура юридической нормы как логическая взаимосвязь гипотезы, диспозиции и санкции в наиболее общем и кратком виде может быть выражена формулой «если — то — иначе (в противном случае)».

Гипотеза — предпосылка практического функционирования нормы права, ее претворения в жизнь в форме правоотношения. В ней указываются юридические факты, наличие которых служит основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений.

Устанавливая обстоятельства и сферу действия нормы, гипотеза одновременно очерчивает круг участников (субъектов) регулируемых отношений, которых диспозиция «связывает» взаимными правами и обязанностями. Тем самым посредством гипотезы предусмотренный диспозицией абстрактный вариант поведения приурочивается к конкретным лицам, к тому или иному жизненному случаю, событию или действию, месту, времени, возрасту и другим конкретным жизненным обстоятельствам.

В зависимости от строения гипотезы подразделяются на простые и сложные.

Простая гипотеза предполагает какое-то одно условие, через которое реализуется юридическая норма.

Разновидностью сложной гипотезы является альтерна-тивная гипотеза. Ее сходство с другими сложными гипотезами состоит в том, что она также предусматривает два или несколько условий осуществления правовой нормы. Однако согласно альтернативной гипотезе — и в этом ее отличие — для вступления нормы права в действие достаточно одного из перечисленных в ней фактических обстоятельств.

Норма, сформулированная в Гражданско-процессуальном кодексе Республики Беларусь определяет, что совместное рассмотрение встречного иска с первоначальным является обязательным, если:

– встречный иск направлен в зачет первоначального;

– удовлетворение встречного иска исключает полностью или в части удовлетворения первоначального;

– между встречными и первоначальными исками имеется взаимная связь, и их совместное рассмотрение ведет к более быстрому и правильному рассмотрению споров.

Другим основанием для классификации гипотез служит форма их выражения. По этому критерию они подразделяются на абстрактные и казуистические.

Абстрактная гипотеза, указывая на условия действия нормы, акцентирует внимание на их общих, родовых признаках. Абстрагируясь от частного, она вместе с тем связывает осуществление нормы с наступлением конкретных отношений определенного вида в качестве предмета правового регулирования. Отсюда следует, что абстрактная гипотеза, как и все абстрактное, является тем же конкретным, но взятым в его типичных чертах и проявлениях. Преобладание в правовой системе норм с абстрактными гипотезами объясняется тем, что это способствует разумным пределам объема и стабильности нормативного материала.

Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы, возникновение, изменение или прекращение основанных на ней правоотношений с отдельными, строго определенными частными случаями (казусы), которые трудно или невозможно отразить с помощью абстрактной гипотезы.

Безотносительно к той или иной разновидности гипотеза всегда предполагает условия поступления действия юридической нормы, приведение в движение ее диспозиции.

Диспозиция Диспозиция является стержнем правовой нормы, квинтэссенцией содержания правила поведения. В диспозиции получает выраже­ние предоставительно-обязыва-ющий характер нормы права, по­зволяющий ей, при наличии предусмотренных гипотезой усло­вий, выступать в качестве государственного регулятора отноше­ний между людьми, необходимой юридической предпосылки правовых отношений. Именно диспозиция заключает в себе модель правомерного поведения.

В зависимости от формы выражения диспозиции подразделя­ются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающие диспозиции предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий, определяют тот или иной вариант их возможного, до­зволенного поведения. В качестве операторов волевого поведе­ния субъектов в управомочивающих диспозициях выступают слова «вправе», «имеет право», «может».

Обязывающие диспозиции возлагают на субъектов обязанность совершения определенных положительных действий, предписывают тот или иной вариант должного поведения. В качестве операторов волевого поведения в обязывающих диспозициях используются слова «обязан», «должен», «подлежит».

Например, диспозиция нормы, закрепленной в ст. 122 Конституции Республики Беларусь: «Местные Советы депутатов, исполнительные и распределительные органы на основании действующего законодательства принимают решения, имеющие обязательную силу на соответствующей территории».

Запрещающими называются диспозиции, содержащие запрет совершения определенных противоправных действий (или бездействия). Запрещающая диспозиция — требование воздерживаться от определенного варианта отрицательного поведения, которое законом признается правонарушением. Операторами волевого поведения в запрещающих диспозициях служат слова «запрещается», «не вправе», «не может», «не допускается». Например, в соответствии с трудовым законодательством Республики Беларусь при приеме на работу запрещается требовать от работника документы помимо предусмотренных законодательством.

В случае нарушения диспозиции правовой нормы вступает в действие предусмотренная данной нормой санкция.

Санкция. Санкция юридической нормы — это ее третий, заключитель­ный элемент, в котором предусмотрены опреде-ленные нежела­тельные последствия материального, физичес-кого, психического и т. п. характера, наступающие для лица, нарушившего диспози­цию данной нормы. По своему содер-жанию санкция есть вид и мера юридической ответственности правонарушителя.

Подкрепляя диспозицию, санкция вносит дополнительные существенные штрихи в характеристику юридической нормы и права в целом как государственного регулятора социальных отношений. В санкциях особенно выпукло проявляется и конкретизируется неразрывная связь государства и права.

Профилактическое влияние санкции на сознание субъектов регулируемого отношения в целях обеспечения их право-мерного поведения начинается с момента издания правовой нормы. В действие же механизма правового регулирования она вступает в случае совершения правонарушения в целях пресечения проти­воправных действий (или бездействия) и восстановления нарушенного права.

Санкции юридических норм различаются, прежде всего, по их отраслевой принадлежности. К уголовно-правовым санкциям относятся, например, штраф, лишение права занимать опреде-ленные должности или заниматься определенной деятель-ностью, обязательные работы, конфискация имущества, лишение свобо­ды на определенный срок и другие виды наказания, предусмот­ренные УК Республики Беларусь. Они представляют собой меру государственного принуждения, применяемую только судом к лицам, совершившим преступление

Административно-правовые санкции предусматривают предупреждения, штраф, конфискацию предмета, явивше-гося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; лишение специаль-ного права, предоставленного данному гражданину (например, управления транспортными средствами, охоты); исправительные работы; административный арест и другие виды взысканий. Они могут применяться администра-тивными органами и судом к лицам, совершившим административные правонарушения.

Дисциплинарно-правовые санкции включают в себя замечание, выговор, увольнение, предусмотренные Трудовым кодексом Республики Беларусь. Они применяются админи-страцией предприятия, учреждения, организации за нарушение трудовой дисциплины. С этой разновидностью санкций сочетается, хотя имеет и самостоятельное значение, такая санкция, как материальная ответственность рабочего или служащего за причиненный по его вине ущерб предприятию, учреж­дению, организации при исполнении трудовых обязанностей.

Среди гражданско-правовых санкций, применяемых за совер­шение гражданских правонарушений, преобладают санкции в виде возмещения правонарушителем причиненного имущест­венного вреда (изъятие имущества из чужого незаконного владе­ния, возмещение убытков, принудительное выполнение невы­полненной обязанности и т. п.) или в виде взыскания с виновного в нарушении договорных обязательств неустойки (штрафа, пени).

Соответствующие санкции присущи также нормам, относя­щимся и к другим отраслям права.

По характеру неблагоприятных для нарушителя последствий санкции подразделяются на правовосстановительные (возмести-тельные) и штрафные (карательные). К первым относятся: сан­к- ции гражданского, финансового, трудового, процессуального права, ко вторым — уголовного и административного права.

В зависимости от степени определенности санкции юриди­ческих норм делятся на абсолютноопределенные, относительноопределенные и альтернативные.

Абсолютноопределенные санкции точно указывают меру государственного воздействия, которая должна быть применена в случае нарушения данной нормы.

Относительноопределенные санкции устанавливают низший и высший или только высший пределы меры государственного воздействия на правонарушителя. Например, санкции норм Особенной части уголовного права, выраженные формулами: «нака­зывается лишением свободы на срок от...до...лет», «наказывает­ся лишением свободы на срок до... лет».

Альтернативные санкции позволяют правоприменителю выбрать из двух или нескольких возможных вариантов меры государственного воздействия какой-то один — наиболее соответствующий конкретным обстоятельствам совершенного правонарушения. Например, модели многих санкций уголовно-правовых норм («наказывается лишением свободы на срок до... лет, или исправительными работами на тот же срок, или увольнением от должности»).

Правильное понимание структуры юридической нормы с необходимостью предполагает четкое представление о соотношении нормы права и статьи нормативного акта. Данный вопрос имеет важное не только научное, но и практическое значение. Смешение нормы права, которая относится к содержанию права, со статьей нормативного акта, относящейся к форме выражения права, их отождествление ведет к неправильному представлению о внутреннем строении юридической нормы, постановке под сомнение или даже отрицанию ее трехэлементной структуры, затрудняет процесс применения права.

В наиболее общем виде различаются три варианта соотноше­ния нормы права и статьи нормативного акта или три способа изложения юридических норм в статьях норматив­ных актов:

1. Норма права и статья закона или другого нормативного акта совпадают. В этом случае в статье наличествуют все три элемента, составляющие выраженную в ней правовую норму. В качестве примера можно сослаться на любую норму Особенной части уголовного права. Диспозиция последней означает запрет совершения указанного в статье состава преступления (кража, грабеж, мошенничество, хулиганство и т. д.), гипотеза предполагает условия вступления нормы в действие (если кто-либо совершил данное преступление), санкция определяет наказание за нарушение содержащегося в диспозиции запрета, т. е. за совершение определенного преступления.

2. Норма права изложена в двух или нескольких статьях одного и того же нормативного акта или даже другого нормативного акта. Например, гипотеза и диспозиция нормы, предусматривающей обязанность должника возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, расположены в одной статье, тогда как санкция этой нормы, заключающаяся в обращении взыскания на имущество должника, находится в другой статье.

3. В одной статье нормативного акта содержатся две или несколько юридических норм. Большинство статей Особенной части УК Республики Беларусь состоит из двух или более частей, каждая из которых — самостоятельная норма права.

Наши рекомендации