Соотношение права и корпоративных норм
Под корпоративными нормами обычно понимаются правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направлен-ные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества. Наиболее распространенным примером корпора-тивных норм являются нормы общественных организаций (профсоюзов, политических партий, клубов разного рода и т. п.).
Корпоративные нормы достаточно специфичны. Так, они создаются в процессе организации и деятельности сообщества людей; распространяются на членов данного сообщества; закре-пляются в соответствующих документах (уставе, кодексе и т. п.); обеспечиваются предусмотренными организационными мерами.
По формальным признакам корпоративные нормы похожи на юридические: текстуально закреплены в соответствующих документах, принимаются по определенной процедуре, систематизированы. Однако на этом сходство фактически заканчивается, ибо названные нормы не обладают общеобя-зательностью права, не обеспечиваются государственным принуждением. Они имеют иную природу, нежели право. Предметом их регулирования являются отношения, не урегулированные юридически (в силу невозможности или нецелесообразности такого регулирования). Они «принад-лежат» структурным единицам гражданского общества и отражают специфику природы последних.
В связи со сказанным важно отличать корпоративные нормы от юридических, содержащихся в локальных нормативных актах. Нормы, содержащиеся в локальных нормативных актах, хотя действуют только внутри определенной организации, являются юридическими, поскольку порождают права и обязанности, обеспеченные юридическими механизмами. Другими словами, в случае их нарушения существует возможность обратиться в компетентные правоохранительные органы.
Так, при нарушении положений учредительных документов акционерного общества, например порядка распределения прибыли, заинтересованный субъект может обжаловать состо-явшееся решение в судебном порядке. А вынесение решения с нарушением устава политической партии обжалованию в судебном порядке не подлежит.
Итак, действуя в системе социального нормативного регулирования, юридические нормы являются только одним из элементов этой системы. В условиях правового общества, демократического государства гармоническое взаимодействие права с иными социальными нормами — необходимое условие его эффективности.
Сходство корпоративных норм с нормами права состоит в том, что они, как и нормы права, изложены в письменной форме, имеют определенную систему изложения, приняты в официально установленном порядке правомочными органами (например, на собраниях общественных объединений). Отличаются от норм права тем, что они выражают волю и интересы только членов соответствующих организаций и обязательны лишь для них [3, с. 132].
Корпоративные нормы — это правила поведения, по которым живут и действуют различные общественные организации, движения, объединения, ассоциации, фонды, центры, союзы и другие образования негосударственного характера (профессиональные, творческие, научные, женские, молодежные, ветеранские, просветительские, спортивные, культурные, экологические, оборонные, технические и т. д.).
Эти правила содержатся в соответствующих уставах, решениях, положениях, программах, других документах указанных структур. Корпоративные нормы тесно связаны с правовыми, особенно теми, которые определяют порядок образования, регистрации и деятельности общественных организаций и объединений. Специфика корпоративных форм во многом зависит от специфики той или иной организации, а многообразие форм — от разнообразия норм общественной самодеятельности граждан.
Конституция Республики Беларусь провозглашает: «Каждый имеет право на свободу объединений» (ст. 36). Однако существуют и определенные ограничения. Так, в ст. 5 п. 3 говорится: «Запрещается создание и деятельность политических партий, а равно общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение основ конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды».
При этом признается политическое многообразие, много-партийность, фиксируется, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Корпоративные нормы — один из видов социальных норм, они входят в общую нормативно-регулятивную систему общества. Нормы общественных организаций регламентируют в основном их внутренние вопросы и отношения (цели, задачи, функции, права и обязанности членов, условия вступления и выхода или отчисления, формирование руководящих органов, меры ответственности, взыскания, членские взносы и т. д.).
Некоторым общественным организациям государством делегировано право издавать отдельные нормативные правовые акты, например, профсоюзным, кооперативным, хозяйственным, коммерческим и др. В этом случае создаваемые ими нормы, опираются уже на принудительную силу государственной власти, за их нарушение могут последовать юридические санкции. Немало подобных норм содержится в уставах конкретных колхозов, жилищных, строительных, дачных, гаражных и других кооперативов. Нередко эти уставы просто дублируют нормы соответствующих ведомственных инструкций и поэтому мало чем отличаются от правовых, за исключением сугубо внутриорганизационных.
В период выборов многие общественные объединения, политические партии, движения выступают субъектами государ-ственно-правовых отношений; они имеют право выдвигать своих кандидатов в депутаты, назначать своих представителей в избирательные комиссии, при этом несут соответствующие обязанности и ответственность за соблюдение законодательства.
Взаимодействие права и норм общественных объединений свидетельствует о том, что корпоративные нормы играют важную роль в развитии права и укреплении законности. Право, в свою очередь, поддерживает корпоративные нормы, влияет на их совершенствование и развитие, а в ряде случаев придает им значение юридических норм [2, с. 234].