Основные теории правопонимания

Право настолько уникальный, сложный и общественно необходимый феномен, что на протяжении всего времени его существования научный интерес к нему не только не исчезает, но и возрастает. Вопросы правопонимания принадлежат к числу «вечных» уже потому, что человек на каждом из витков своего индивидуального и общественного развития открывает в праве новые качества, новые аспекты соотношения его с другими явлениями и сферами жизнедеятельности. В мире существует множество научных идей, течений и точек зрения по поводу того, чт. е. право. Среди них можно выделить следующие:

1. Теория естественного права. Суть данной теории состоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право (право на жизнь, свободное развитие и т. д.), стоящее над позитивным правом. Понятие естественного права включает в себя представления о прирожденных и неотъемлемых правах человека и гражданина, которые являются обязательными для каждого государства. Сторонниками этой теории являлись
Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Д. Локк.

Позитивное значение естественно-правовой теории состоит в следующем: во-первых, она утверждает идею естественных, неотъемлемых прав человека; во-вторых, благодаря этой теории стали различать право и закон, естественное и позитивное право; в-третьих, она концептуально соединяет право и нравственность [9, с.154].

2. Историческая школа права. Представители данного направления рассматривали право как историческое явление, которое не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно. По этой теории право — это, прежде всего, обычаи, а законы производны от обычного права, которое основательно и проверено временем. Законодатель правомерен фиксировать лишь то, что уже сложилось как право. Законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению, а должен учитывать в законодательном процессе культурно-исторические и национальные особенности права. Представителями исторической школы права были немецкие юристы Густав Гуго, Карл Савиньи, Шталь и другие [14, с.132].

Достоинство исторической концепции в том, что в ней подчеркнута необходимость учета в правотворческом процессе национальных, исторических и культурных особенностей права. Недостаток в том, что завышена роль правовых обычаев, которые уже не справлялись с полноценным упорядочением общественных отношений.

3. Реалистическая школа права. В отличие от исторического представления сторонники реалистической теории считают, что право возникает и развивается под влиянием внешних факторов. Этими факторами являются интересы, двигающие человеком и заставляющие его ставить цели, которые осуществляются при посредстве права. Основателем реалистической теории права был известный юрист Рудольф Иеринг. Представители этой теории утверждают, что право принадлежит не тому, кто изъявляет волю, а тому, кто пользуется им. Задача права состоит в том, чтобы гарантировать это пользование. Право выступает необходимым инструментом организации, поддержания и сохранения общества. Только власть, применяющая нормы права, делает право таким, какое оно есть и каким оно должно быть [14, с.133].

При всех достоинствах и недостатках реалистическая школа внесла свое понимание права, которое в ряде принципиальных положений не подверглось существенным изменениям и в более позднее время.

4. Психологическая теория. По данной концепции психика человека — это фактор, который определяет развитие общества. Понятие и сущность права определяются не через деятельность законодателя, а через правовые эмоции, пере-живания людей. Родоначальником психологической теории является Л. И. Петражицкий [9, с.156].

Положительным в этой теории является то, что она обращает внимание на одну из важнейших сторон правовой системы — психологическую. Нельзя готовить и издавать законы, не изучая уровень правовой культуры и правосознания в обществе, нельзя и применять законы, не учитывая психологические особенности индивида.

Недостатками данной теории можно считать ее односторонний характер, отрыв от объективной реальности, невозможность в ее рамках структурировать право.

5. Социологическая теория рассматривает право как эмпирическое явление. Представители этой теории считают, что «право следует искать не в норме или психике, а в реальной жизни». В основу понятия права положено общественное отношение, защищенное государством. По мнению сторонников теории, социальная норма — это норма поведения, прилагаемая к внешним выражениям общественной жизни. Она источник человеческого благополучия и стоит выше государства [8, с. 155].

Позитивным в данном случае можно признать следующие положения:

а) общество и право рассматриваются как целостные, взаимосвязанные явления;

б) теория доказывает то, что изучать нужно не только нормы права, установленные государством, но и всю совокупность сложившихся в обществе правовых отношений;

в) учение подчеркивает роль права как средства социального контроля и достижения социального равновесия, возвышает роль судебной власти.

Критически в этой теории надо относиться к отрицанию нормативности как важнейшего свойства права, недооценке в праве нравственно-гуманистических начал.

6. Нормативистская теория основана на представлении о том, что право — это совокупность норм, внешне выраженных в законах и иных нормативных актах. Автором данной концепции считают Г. Кельзена, по мнению которого право представляет собой стройную иерархическую пирамиду во главе с «основной нормой». Каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы. В основании пирамиды находятся индивидуальные акты — решения судов, договоры, предписания администрации [8, с.155].

Современное понимание права в рамках этой теории можно выразить следующей схемой:

а) право — это система взаимосвязанных и взаимодействую-щих норм, изложенных в нормативных актах;

б) нормы права издаются государством, в них выражается государственная воля, возведенная в закон;

в) нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения;

г) само право и его реализация обеспечиваются в необхо-димых случаях принудительной силой государства;

д) от норм зависят возникновение правоотношений, форми-рование правосознания, правовое поведение.

Позитивное значение нормативизма заключается в том, что такой подход: во-первых, позволяет создавать и совершенствовать систему законодательства; во-вторых, обеспечивает определенный режим законности, едино-образное применение норм и индивидуально-властных веле-ний; в-третьих, обеспечивает формальную определенность права, что позволяет четко обозначить права и обязанности субъектов, фиксировать меры и средства государственного принуждения; в-четвертых, позволяет абстрагироваться от классово-политических характеристик права, что особенно важно при правоприменении.

Каждая из названных теорий имеет свои преимущества и недостатки, их появление и развитие обусловлены естественным развитием человеческого общества и свидетельствует о необходимости и социальной ценности права в жизни людей.

Сущность права

Вопрос о сущности права тесно связан с вопросом о понятии права, но имеет вместе с тем самостоятельное значение. Если понятие права отражает основные признаки права, то сущность говорит о том, чт. е. право само по себе, в чем его смысл и внутренняя основа. Сущность — это как бы скрытая, невидимая сторона права, без которой нет права как такового.

Уяснение вопроса о сущности права так же, как и уяснение вопроса о понятии права, представляет определенную сложность, поскольку в научной и учебной литературе отсутствует однозначное решение этого вопроса. Кроме того, в ряде современных учебников по теории государства и права, по общей теории права этот вопрос или вообще не рассматривается, или подменяется вопросом о понятии права. В этой связи хотелось бы обратить внимание на узловые моменты, связанные с уяснением данного вопроса, и предложить некоторые варианты его решения.

Прежде всего, нужно отметить, что вопрос о сущности права рассматривается в юридической науке либо с классовых, либо с общесоциальных, надклассовых позиций. Классовый подход в понимании сущности права характерен для марксистско-ленинской теории права. Определяя право как возведенную в закон волю экономически господствующих классов, она прямо подчеркивала классовый характер права.

Преимущественно с общесоциальных позиций характе-ризует сущность права современная общая теория права, хотя единое понимание сущности права отсутствует и здесь. В частности, одни исследователи сущность права видят в том, что право — это обеспеченный государственным принуждением мощный социально-нормативный регулятор, определитель возможного и обязательного поведения. По мнению других, право по своей сущности — это охраняемая государственным принуждением нормативная форма упорядочения и стабилизации общественных отношений. С точки зрения третьих, сущностью права является обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизне-деятельности общества общая воля, которая выражена в законе и вследствие этого выступает в качестве общего масштаба, меры поведения и деятельности людей. Наконец, четвертые сущность права видят в том, что право — это мера свободы (а также справедливости), гарантированная государством. Встречаются и другие высказывания отно-сительно сущности права.

Не вдаваясь в анализ тех или иных взглядов на сущность права, можно сказать, что не бывает сущности права вообще, а есть сущность естественного права, т. е. права в обще-социальном смысле, и сущность позитивного права, т. е. права в юридическом смысле, есть сущность объективного права и сущность субъективного права. Это разные сущности, пос-кольку естественное и позитивное право, объективное и субъективное право — разные явления.

Сущность права в общесоциальном смысле, как представ-ляется, непосредственно выражена в его понятии. Это социально оправданная, обусловленная общественными потребностями, признанная сообществом людей свобода, возможность определенного поведения. Иными словами, право в общесоциальном смысле с точки зрения его сущности есть свобода поведения. Но это свобода не любого поведения, а поведения, которое оправдано социальными условиями жизни людей, признается и одобряется обществом. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы.

Близкой к сущности естественного права, но все же не тождественной ей, можно считать сущность субъективного права. Субъективные права — это закрепленные в объективном праве или дозволенные им возможности, свобода определенного поведения участников общественных отно-шений. Поэтому сущность субъективного права тоже составляет свобода, но в отличие от естественного права это свобода, признанная или установленная государством. Государство, регулируя общественные отношения, определяет в своих нормах меру, границы свободы участников этих отношений, одно-временно обеспечивая, охраняя эту свободу. Даже тогда, когда государство признает естественные права человека и закрепляет их в своих нормах, оно превращает эти права в субъективные. Следовательно, сущность субъективного права будет составлять свобода, которая установлена или признана государством и гарантирована им.

Объективное право — это государственный регулятор общественных отношений. Его назначение состоит в том, чтобы создавать и поддерживать в обществе определенный порядок, порядок, который необходим, в первую очередь, государству и тем, чьи интересы оно выражает. Такой порядок создается по воле государства, и эта воля всегда проявляется в нормах позитивного права. Представляется, что это и составляет сущность объективного права.

Принципы права

Принципы права — это руководящие идеи, характеризую-щие содержание права, его сущность и назначение в обществе. С одной стороны, они выражают закономерности права, а с другой — представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Принципы права либо прямо сформулированы в общих юридических нормах
(в конституциях, преамбулах законов, кодексах), либо выво-дятся из их общего смысла.

Принципы права определяют пути совершенствования правовых норм, выступая в качестве руководящих идей для законодателя.

Правовые принципы подразделяются на свойственные праву в целом (общеправовые), его отдельным отраслям (отраслевые) или группе смежных отраслей (меж-отраслевые). Данная классификация принципов права прово-дится в зависимости от того, на какую область правовых норм они распространяются.

Ученые практически единодушны в общей характеристике правовых принципов, отмечая, что это не результат субъек-тивного усмотрения законодателей, а объективно присущие праву качества. Однако когда дело доходит до установления конкретного перечня общеправовых принципов, то каждый автор имеет здесь собственное мнение.

С. С. Алексеев выделяет принципы законности, справед-ливости, юридического равенства (всеобщности право-субъектности), социальной свободы, социального, гражданского долга, объективной истины, ответственности за вину [3, с.57].

В. К. Бабаев видит в праве основополагающие принципы справедливости и свободы, которые получают свое развитие в иных принципах права: демократизма в формировании и реализации права, законности, национального равноправия, гуманизма, равенства граждан перед законом, взаимной ответственности государства и личности [7, с. 128—131].

По мнению В. Н. Хропанюка праву свойственны принципы социальной свободы, социальной справедливости, демо-кратизма, гуманизма, равноправия, единства юридических прав и обязанностей, ответственности за вину, законности
[14, с. 164—166].

Приведенных мнений достаточно, чтобы убедиться в существенных расхождениях во взглядах различных ученых. Несмотря на это, представляется обоснованным выделение следующих принципов права: социальной справедливости, равноправия, гуманизма, законности, единства юридических прав и обязанностей, ответственности за вину.

Принцип социальной справедливости. Он в наибольшей степени выражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей, между личностью и обществом, гражданином и государством. Этот принцип обеспечивает соответствие между практической ролью граждан в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами человека и их общественным признанием.

Принцип равноправия (равенство всех перед законом и судом). Этот принцип закреплен в ст. 22 Конституции Республики Беларусь, которая гласит: «Все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов». Данный принцип провозглашает равенство всех граждан перед законом, их равное право на защиту независимо от национального или социального происхождения, языка, пола, политических и иных убеждений, религии, места жительства или иных обстоятельств. Никакие лица, социальные слои и группы населения не могут пользоваться преимуществами и приви-легиями, противоречащими закону.

Принцип гуманизма. Согласно ст. 2 Конституции Рес-публики Беларусь высшей ценностью и целью общества и государства являются человек, его права, свободы и гарантии их реализации. Гуманизм правовых предписаний выражается и в том, что они гарантируют неприкосновенность личности: никто не может быть подвергнут аресту или незаконному содержанию под стражей иначе, как на основании судебного решения или с санкции прокурора; все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение их достоинства; никто не должен подвергаться жестокому, бесчеловечному или уни-жающему его достоинство наказанию.

Принцип законности. Этот принцип имеет всеобъемлющий характер. Его содержание выражается в требовании строгого и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права. В Республике Беларусь действует принцип верховенства права (ст. 7 Конституции Республики Беларусь). Это означает, что государство, все его органы, должностные лица обязаны действовать в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Кроме того, Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства.

Принцип единства юридических прав и обязанностей. Суть данного принципа выражается в тесной связи и взаимо-обусловленности юридических прав и обязанностей участников общественных отношений: государства в целом, его органов, должностных лиц, граждан и различных объединений. Это обусловлено тем, что всякое право, так или иначе, реализуется через чью-то обязанность или при ее наличии.

Принцип ответственности за вину. В соответствии с этим принципом юридическая ответственность может быть возложена на лицо лишь в том случае, если оно виновно в нарушении требований правовой нормы. При отсутствии вины в деянии лица к нему не могут быть применены меры юридической ответственности.

Межотраслевыми являются принципы, которые характеризуют наиболее существенные черты нескольких смежных отраслей права. К ним относят: принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности, принцип гласности судопроизводства и др.

Отраслевыми называются принципы, действующие только в рамках одной отрасли. К ним относятся: в гражданском праве — принцип равенства сторон в имущественных отношениях, обеспечение договорной дисциплины; в уголовном праве — презумпция невиновности; в трудовом праве — принцип обеспечения здоровых и безопасных условий труда и др.

Функции права

Сущность и социальное значение права проявляются в его функциях.

Функции права — это основные направления воздействия права на общественные отношения [14, с.167]. Прежде всего, право воздействует на различные сферы жизни общества — экономику, политику, духовные отношения, а значит, выполняет общесоциальные функции — эконо-мическую, политическую, воспитательную. Здесь оно действует вместе с другими социальными институтами, но своими, специфическими средствами.

Экономическая функция права выражается в том, что право, например, упорядочивает производственные отношения, закреп-ляет формы собственности и т. п.

Политическая функция права. Право регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы общества.

Воспитательная функция проявляется в том, что право оказывает специфическое педагогическое воздействие на общество. Она направлена на формирование правовой культуры, правового сознания, правильного понимания права, получение гражданами достаточных знаний о законах и других нормативных актах. Воспитательная функция способствует повышению политической и правовой активности граждан, сознательному их участию в выборах, референдумах, обсуждениях законопроектов и т. д.

Помимо социального право имеет и функциональное назначение. Оно выражается в том, что право выступает регулятором общественных отношений. Это основное функцио-нальное предназначение права проявляется в ряде более конкретных функций, которые называются специально-юридическими. Среди них выделяют регулятивную и охранительную функции права.

Регулятивная функция выражается в том, что право регулирует общественные отношения путем установления общих правил поведения участников этих отношений. Многие ученые выделяют две ее разновидности — регулятивную статическую и регулятивную динамическую.

Регулятивная статическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем закрепления этих отношений в нормативных правовых актах. Эта функция наиболее отчетливо выражается при определении общественного статуса различных субъектов: закреплении основных прав и свобод человека и гражданина, компетенции органов и должностных лиц, правосубъектности физических и юридических лиц.

Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения (т. е. активного поведения тех или иных субъектов). Эта функция осуществляется с помощью обязывающих норм. Так, законодательством установлены обязанности выполнять воинский долг, платить налоги, выполнять обязательства по договору и т. д. Регулятивная динамическая функция находит свое проявление в право-отношениях активного типа.

Охранительная функция — это такое направление правового воздействия, которое нацелено на охрану положительных и вытеснение вредных для общества отношений. Данная функция права реализуется путем: установления запретов совершать деяния, противоречащие интересам государства, общества, личности; определения юридических санкций за совершение указанных деяний; непосредственного применения мер государственного принуждения за совершение правонарушений.

Охранительная функция права имеет своей целью, прежде всего, предупреждение правонарушения, а также направлена на восстановление нарушенных прав, возмещение материального или морального вреда. Реализуется охранительная функция через деятельность правотворческих государственных органов, которые устанавливают запреты и санкции, а также через деятельность судебных и иных органов, которые применяют меры государственного воздействия.

Таковы основные направления воздействия права на общественные отношения. В них выражается роль права, его социальное назначение.

Рекомендуемые источники

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). — Минск : Амалфея, 2005. — 48 с.

2. О нормативных правовых актах Республики Беларусь : Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-3: с изм. и доп. : текст по состоянию на 1 дек. 2004 г. — Минск : Дикта, 2004. — 59 с.

3. Алексеев, С. С. Государство и право. Начальный курс / С. С. Алексеев. — М. : Юрид. лит., 1993. — 176 с.

4. Гатин, А. М. Теория государства и права : учеб. пособие /
А. М. Гатин. — СПб : Питер, 2005. — 208 с.

5. Морозова, Л. А. Влияние глобализации на функции государства /
Л. А. Морозова // Государство и право. — 2006. — № 6. — С.101-107.

6. Нерсесянц, В. С. Общая теория права и государства : учеб. для юрид. вузов и фак. / В. С. Нерсесянц. — М. : НОРМА-ИНФРА, 1999. — 552 с.

7. Общая теория права : учеб. пособие / под ред. В. К. Бабаева. —
Н. Новгород, 1993. — 564 с.

8. Вишневский А. Ф. Общая теория государства и права : учебник /
А. Ф. Вишневский, Н. А. Горбаток, В. А. Кучинский ; под общ. ред.
В. А. Кучинского. — М. : Изд-во дел. и учеб. лит., 2004. — 640 с.

9. Общая теория государства и права : учеб. пособие / Г. А. Василевич
[и др.] ; под общ. ред. А. Г. Тиковенко. — Минск : Кн. Дом, 2006. — 320 с.

10. Дробязко С. Г. Общая теория права : учеб. пособие / С. Г. Дробязко, В. С. Козлов. — Минск : НО ООО «БИП-С», 2003. — 336 с.

11. Общая теория права : учеб. для юрид. вузов / под общ. ред.
А. С. Пиголкина. — М. : [б. и.], 1995. — 412 с.

12. Спиридонов, Л. И. Теория государства и права : учебник /
Л. И Спиридонов. — М. : Проспект, 1999. — 304 с.

13. Теория государства и права : курс лекций / под ред. Н. И. Матузова
и А. В. Малько. — 2-е изд. — М. : [б. и.], 2000. — 214 с.

14. Хропанюк, В. Н. Теория государства и права : учеб. пособие для высш. учеб. заведений / В. Н. Хропанюк; под ред. В. Г. Стрекозова. — М. : [б. и.], 1993. — 344 с.

ТЕМА 3.

ПРАВО В СИСТЕМЕ
СОЦИАЛЬНЫХ РЕГУЛЯТОРОВ

Наши рекомендации