Характеристика обстоятельств, исключающих преступность деяния

Под обстоятельствами, исключающими преступность деяния, а значит и уголовную ответственность, понимаются такие обстоятельства, при наличии которых не признается преступлением деяние, формально подпадающее под признаки состава какого-либо преступ­ления, предусмотренного Уголовным кодексом.

обстоятельства:

Необходимая оборона – это правомерная защита от общественно опасного посягательства путем причинения вреда посягающему

Условия правомерности необходимой обороны.

1. Посягательство должно быть общественно опасным, т.е. это те деяния, которые причиняют или способны причинить сущес­твенный вред правоохраняемым интересам личности, об­щества или государства.

2. Посягательство должно быть наличным, когда выполняется действие, прямо направленное на причинение вреда (лицо замахивается топором для нанесения смертельного удара), или при ре­альной угрозе причинения вреда (лицо еще только подходит с топором к намеченной жертве).

3. Посягательство должно быть действительным, т.е. оно должно существовать объективно, а не в воображении какого-либо лица, т.е. посягательство должно быть реальным, а не мнимым.

4. Грозящий от посягательства вред должен быть сущес­твенным, поэтому отражение малозначительных посяга­тельств не образует необходимой обороны.

5. Посягательство должно угрожать немедленным при­чинением вреда. Если же наступление вреда отдалено по времени от момента совершения деяния и причинение вреда посягающему нецелесообразно, то право на необхо­димую оборону не возникает. В подобных случаях необхо­димо обращаться за защитой в компетентные государ­ственные органы.

Причинение вреда преступнику при его задержании.

Не является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для дос­тавления органам власти и пресечения возможности совер­шения им новых преступлений, когда оно пытается или может скрыться от следствия и суда, если иными средства­ми задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения для этого мер.

Крайняя необходимость

Под крайней необходимостью в соответствии со ст. 3б УК понимается совершение действия для предотвращения или устранения опасности, непосредственно угрожающей личности или правам данного лица или других лиц

Пребывание среди соучастников преступления по специальному заданию.

Правовая регламентация правомерности соучастия в совершении преступления при выполнении специальных заданий содержится в ст. 38 УК, согласно которой не под­лежит уголовной ответственности лицо, которое, выполняя в соответствии с действующим законодательством специ­альное задание по предупреждению или раскрытию прес­тупления и действуя с другими его участниками, вынуж­денно совершить преступление.

Одним из важнейших условий правомерности соверше­ния преступления является его Обоснованный риск.

Риск не признается обоснованным, если он заведомо был сопряжен с угрозой:

- экологической катастрофы; общественного бедствия;

- наступления смерти или причинения тяжкого телесного повреждения лицу, не выразившему согласия на то, чтобы его жизнь или здоровье были поставлены в опасность.

Исполнение приказа или распоряжения

Понятие и формы коррупции

Под коррупцией понимается умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с противоправным получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей.

Взятка/ подношение

Злоупотребление должностным положением

Финансирование партий

Конфликт интересов

Конфликт интересов при смене места работы или эффект вращающейся двери

Покупка голосов

Торговля властным воздействием

Непотизм

Торговля навыками

Коррупция, связанная с отмыванием денег

Коррупция, связанная с бухгалтерией

Коррупция, связанная с государственными поставками

Хищение государственного имущества

Организованная преступность

Организованная преступность — это форма преступности, для которой характерна устойчивая преступная деятельность, осуществляемая преступными организациями (организованными группами и преступными сообществами), имеющими иерархическую структуру, материальную и финансовую базу и связи с государственными структурами, основанные на коррупционных механизмах.

Выделяют обязательные характеристики, свойственные всем или практически всем организованным преступным формированиям, и факультативные, которые характерны для многих организованных форм преступной деятельности. К обязательным признакам относят:

· Устойчивость конкретного преступного формирования, которая проявляется в длительном характере его активности, неоднократном совершении похожих преступлений.

· Распределение ролей между участниками организации, как по вертикали (выделение руководящего звена), так и по горизонтали (преступная специализация).

· Иерархическая структура, включающая как минимум одно лицо, руководящее деятельностью организации.

· Сосредоточение усилий на определённых видах преступной деятельности (чем крупнее организация, тем более широким является круг таких видов деятельности).

· Наличие цели извлечения максимально возможных доходов от преступной деятельности в минимально короткие сроки.

· Наличие системы социальной взаимопомощи для членов группы (например, общей кассы — «общака»).

· Активное противодействие правоохранительным органам, осуществляемое в том числе с использованием коррупционных механизмов.

· Жёсткая внутренняя дисциплина, наличие определённого кодекса поведения, к нарушителям которого применяются карательные меры.

Среди факультативных признаков называют:

· Отстранённость руководителя организации от конкретной преступной деятельности: он не принимает участия в совершении преступлений, а нередко и не имеет прямых связей с их исполнителями, оставаясь лишь идейным вдохновителем преступной деятельности.

· Использование механизмов легализации («отмывания») преступных доходов.

· Лежащие в основе подбора кадров в организации национальные или клановые признаки.

Личность участника организованного преступного формирования имеет определённую специфику, её характеристики отличаются от обобщённых характеристик личности преступника. Специалистами отмечается более высокий интеллектуальный уровень членов организованных преступных групп, значительная социализация, маскировка образа жизни и поведения под правопослушное; в отношении лидеров преступных формирований отмечаются такие качества, как предприимчивость, организаторские способности.

Выделяют разные категории участников преступных формирований: они могут быть постоянными и временными, нанимаемыми за определённое вознаграждение; образующими «ядро» преступной группировки и оказывающими небольшие услуги организации в разовом порядке с целью создать определённое впечатление о себе у руководителей сообщества. Характер и структура взаимоотношений между участниками варьируется в различных преступных формированиях.

Борьба с коррупцией в РБ

Среди множества социально-экономических и полити­ческих проблем в современном мире проблема коррупции яв­ляется одной из наиболее актуальных.

Очевидно, что в современных условиях развития нашего государства коррупция во всех ее проявлениях представляет угрозу национальной безопасности. Поэтому неотъемлемой частью государственной политики в области борьбы с преступностью стала антикоррупционная политика, направленная на осуществление борьбы с корруп­цией на всех уровнях власти и создание атмосферы обществен­ного неприятия коррупции во всех ее проявлениях.

Указом Президента Республики Беларусь от 21.02.2006 г. № 103 утверждена Государственная программа по борьбе с преступностью на 2006-2010 г. Особое внимание Программа уделяет пресечению деятельности организованных преступных групп, искоренению фактов коррупции и других деяний, связанных с корыстным использованием должностными лицами своего служебного положения.

Борьба с коррупцией основывается на принципах законности, справедливости, равенства перед законом, гласности, неотвратимости ответственности, личной виновной ответственности, гуманизма.

Борьбу с коррупцией осуществляют органы прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности.

Государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, решают стоящие перед ними задачи самостоятельно и во взаимодействии между собой, с иными государственными органами и организациями, а также при содействии граждан Республики Беларусь.

Указом Президента Республики Беларусь от 16 июля 2007 г. № 330 «О специальных подразделениях по борьбе с коррупцией и организованной преступностью» в целях совершенствования деятельности органов прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности по борьбе с коррупцией и организованной преступностью созданы специальные подразделения по борьбе с коррупцией и организованной преступностью.

В целях сбора, хранения, анализа и обобщения информации о фактах, свидетельствующих о коррупции, в том числе о физических и юридических лицах, причастных к коррупции, в специальных подразделениях по борьбе с коррупцией создаются и ведутся оперативные учеты и централизованные банки данных.

В Прокуратуре Республики Беларусь ведутся единые банки данных о состоянии борьбы с коррупцией, которые формируются на основании информации, представляемой органами прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности.

Коррупцию нельзя искоренить только законодательны­ми методами и борьбой с ее проявлениями. В республике основное внимание уделяется созданию механизмов предупреждения коррупционных проявлений во всех сферах жизни общества. Противодействие коррупции проводится ком­плексно, всесторонне, с постоянным пересмотром способов борьбы с этим злом, чтобы выявить и отказаться от неэффективных мер и заменить их более действенными.


Наши рекомендации