Нормы права, их структура, виды и способы изложения

Норма права - правило должного, т.е. образец (модель) типового общественного отношения, которое устанавливается государством. Определяет внутреннюю (способность воли субъекта сознательно избирать тот или иной вариант поведения) и внешнюю меру (возможность действовать вовне, преследовать и осуществлять определенные цели во внешнем мире) свободы в конкретных взаимоотношениях.Структура правовой нормы:
• Гипотеза - элемент нормы, устанавливающий условия применения нормы, то есть условия применения правила изложенного в норме.

• Диспозиция - элемент нормы, содержащий собственно само правило поведения, при условии наступления событий, изложенных в гипотезе.

• Санкция - элемент нормы, устанавливающий ответственность или меры государственного принуждения, применяемые к нарушителю правила, предусмотренного в диспозиции.

Виды норм права:
1. По отраслям: нормы государственного, административного, трудового, уголовного, гражданского и т.д. по отраслям.
2. По функциям, которые выполняют: регулятивные, охранительные согласно соответствующих отраслей.
3. По характеру содержащихся норм поведения:
Обязывающие - устанавливают обязанности совершения определенные положительные действия.
Запрещающие - запрещают совершать определенные действия.
Управомачивающие - предоставляют участникам отношений право совершать положительные действия для удовлетворения своих интересов.
4. По степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов:
• Абсолютно определенные - нормы, с абсолютной точностью устанавливающие условия применения, права и обязанности участников отношений и меры юридической ответственности за нарушение.
• Относительно определенные - не содержат достаточно полных сведений об условиях действия, правах и обязанностях участников отношений, мер юридической ответственности за нарушение, предоставляя право правоприменительным органам решать дело в соответствии с конкретными обстоятельствами.
• Альтернативные - предусматривают несколько вариантов условий действия, поведения участников, мер и санкций за их поведение.
5. По кругу лиц: Общие (на всех лиц, находящихся на данной территории) и специальные (определенный круг лиц).
6. Специализированные:
• Закрепительные - в обобщенном виде выражают определенные элементы регулируемых отношений (нормы, устанавливающие общие условия исполнения обязательства).
• Дефинитивные - содержат научно сформулированные определения юридических понятий и категорий (преступление, договор).
• Нормы-принципы - формулируют общие или отраслевые правовые принципы или задачи данной группы юридических норм.
7. По времени, по юридической силе.
Способы изложения:
Прямой способ изложения - излагаются все три структурные части нормы права. Отсылочный- излагаются не все элементы, но есть ссылка на родственные нормы права, содержащие недостающие элементы. Бланкетный - установление лишь ответственность за нарушение определенных правил, не изложенных в самой норме и нет отсылки.

13.Нормативно-правовые акты, их виды и требования, предъявляемые к ним

Нормативно-правовым актом является официальный документ, принятый в определенной Законом форме, направленный на установление, изменение или отмену норм законодательства как общеобязательных государственных предписаний.Конституция

Республики Беларусь – Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений.Решение референдума – нормативный правовой акт, направленный на урегулирование важнейших вопросов государственной и общественной жизни, принятый республиканским или местным референдумом.Кодекс Республики Беларусь (кодифицированный нормативный правовой акт) – закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений.Закон Республики Беларусь – нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений.Декрет Президента Республики Беларусь – нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений.Указ Президента Республики Беларусь – нормативный правовой акт Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определенные правовые нормы.Регламент – нормативный правовой акт, принятый (изданный) Главой государства, органами законодательной, исполнительной, судебной власти, а также органами местного управления и самоуправления и содержащий совокупность правил, определяющих процедуру деятельности соответствующих органов.Инструкция – нормативный правовой акт, детально определяющий содержание и методические вопросы регулирования в определенной области общественных отношений.Правила – кодифицированный нормативный правовой акт, конкретизирующий нормы более общего характера с целью регулирования поведения субъектов общественных отношений в определенных сферах и по процедурным вопросам.Устав (положение) – нормативный правовой акт, определяющий порядок деятельности государственного органа (организации), а также порядок деятельности государственных служащих и иных лиц в определенных сферах деятельности.Решения органов местного управления и самоуправления, Директива Президента Республики Беларусь ,Постановления палат Парламента, Постановление Совета Министров Республики Беларусь Акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь), Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь), Генерального прокурора Республики Беларусь – нормативные правовые акты, принятые в пределах их компетенции по регулированию общественных отношений, установленной Конституцией Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ней иными законодательными актами. Общими требованиями, предъявляемыми к нормативным правовым актам, являются:соответствие принципам нормотворческой деятельности, определенным в статье 7 настоящего Закона; согласованность нормативного правового акта с другими нормативными правовыми актами;

принятие (издание) нормативного правового акта уполномоченным на то государственным органом (должностным лицом) в пределах его компетенции;

принятие (издание) нормативного правового акта в порядке и по форме, установленных законодательством Республики Беларусь;

соответствие нормативного правового акта нормотворческой технике.

Наши рекомендации