Виды правовых семей

В мире существует столько правовых систем, сколько и государств, т.е. правовая система присуща государству. Правовые системы, имеющие схожие черты объединяются в правовые семьи.

Правовая семья – комплекс правовых систем, выделенных на основе общности генезиса, принципов правового регулирования, источников права и структурного единства, а также единства терминологии, юридических категорий и понятий.

Существует множество классификаций правовых семей. Одной из самых популярных является классификация, данная известным французским ученым Р. Давидом. Основанием объединения правовых систем в правовые семьи выступает схожесть таких элементов правовой системы, как источники права, система права, принципы права, система законодательства (см. таблицу).

Наиболее распространенными в современном мире видами правовых семей являются (см. схему 15.2):

Романо-германская;

Англосаксонская;

Мусульманская;

Традиционного права.

Англо-саксонская правовая семья – одна из разновидностей правовых систем мира, имеющая свои истоки в Англии в XI-XII вв. Сегодня почти треть населения мира (Англия, Сев. Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия, бывшие колонии Британской империи) живет по принципам, содержащимся в английском праве: 1) основным источником права служит норма, сформулированная в судебных прецедентах, т.е. в судебных решениях по конкретному делу, которым затем придается общеобязательность; 2) право делится на общее, выработанное судьями, и право справедливости, основанное на решениях от имени короля. Судебная реформа 1873-1875 гг. соединила общее право и право справедливости в единую систему права; 3) отсутствует деление права на частное и публичное; 4) отдается предпочтение процессуальному праву; 5) отсутствует четкая классификация отраслей права; 6) отводится огромная роль судебному толкованию закона, что обусловливает связанность правоприменительного органа не только текстом закона, но и «прецедентами толкования» предшествующих судебных решений и др. В США сложилась в основном дуалистическая система, сходная с английской: прецедентное право во взаимодействии со статутным (законодательным) правом парламентского происхождения при приоритете прецедента. Однако законодательство в США имеет больший удельный вес, чем в Англии, причем значительным является не только объем федерального законодательства, в том числе кодексов, но и широкая законодательная компетенция штатов, которые активно ею пользуются.

Романо-германская (континентальная) правовая семья – одна из разновидностей правовых систем мира, возникшая на основе древнеримского права и являющаяся результатом его эволюции и приспособления к новым условиям. Существовала первоначально в странах континентальной Европы, затем распространилась на всю Латинскую Америку, значительную часть Африки, страны Востока, Японию, что объясняется колонизаторской деятельностью многих европейских стран, имеющих высокий уровень кодификации законодательства (ГК Франции 1804 г., Гражданское Уложение Германии 1900 г., Единый торговый гражданский кодекс Италии 1924 г.). Отличительными чертами этой правовой системы являются: а) признание за конституцией высшей юридической силы и установление судебного контроля за конституционностью обычных законов; б) наличие иерархической системы источников права (закон – подзаконные акты), среди которых роль обычая и прецедента незначительна, а закону отведена приоритетная роль; в) проведение широкой кодификации законодательства (в большинстве стран приняты и действуют гражданские, административные, торговые, уголовные, гражданские процессуальные, уголовно-процессуальные и некоторые другие кодексы); г) деление систем права на отрасли; д) отведение скромной роли судебной практике; е) придание общепризнанным нормам международного права преимущества перед внутренними законами; ж) признание деления права на частное и публичное.

Мусульманское право как система норм, в той или иной степени санкционируемых и поддерживаемых теократическим мусульманским государством, в своей основе сложилось в Арабском халифате в VII-Х в. и основано на мусульманской религии – исламе.

Ислам исходит из того, что существующее право пришло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Право Аллаха дано человечеству раз и навсегда, поэтому общество должно руководствоваться этим правом, а не создавать свое под влиянием постоянно изменяющихся социальных условий. Правда, теория мусульманского права признает, что божественное откровение нуждается в разъяснении и толковании, которое направлено на то, чтобы приспособить данное Аллахом право к практическому использованию.

Поскольку мусульманское право отражает волю Аллаха, оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые обычно относят к правовой сфере. В этом смысле оно рассматривается как единая исламская система социально-нормативного регулирования, которая включает как юридические нормы, так и неправовые регуляторы, в первую очередь религиозные и нравственные регуляторы, а также обычаи.

Мусульманское право или фикх делится на две части: первая указывает мусульманину, какой должна быть его линия поведения по отношению к себе подобным (муамалат), вторая предписывает обязательства по отношению к Аллаху (ибадат). Основная функция фикха состоит в сохранении неразрывных связей между законодательством мусульманского государства и его первичными источниками.

Основными источниками мусульманского права выступают: Коран; сунна, т.е. рассказы о жизнедеятельности пророка; иджма, т.е. согласие, достигнутое всем мусульманским сообществом по вопросу об обязанностях правоверного; кияс, т.е. применение к новым сходным случаям правил, установленных Кораном, сунной или иджмой.

В мусульманском праве отсутствует классическое деление на публичное и частное право. Глава следует за главой без всякого логического разграничения вопросов, которые следовало бы отнести к частному либо к уголовному праву. К числу основных отраслей мусульманского права относятся: уголовное право, судебное право и семейное право.

Мусульманское судоустройство отличалось простотой. Единоличный судья рассматривал дела всех категорий. Иерархии судов не существовало. В современных условиях некоторые мусульманские страны (например, Египет) полностью отказались от мусульманских судов. Однако в большинстве арабских стран они продолжают играть немаловажную роль в механизме социального действия права. В некоторых странах (Судан) система мусульманских судов приняла даже многоступенчатый характер (несколько инстанций), в других — имеются параллельные системы мусульманских судов, соответствующих разным толкам (к примеру, суннитские и джаффаратские суды в Ираке и Ливане).

Семья традиционного права наиболее архаичная из существующих правовых систем. Главная особенность данной семьи в том, что основным источником права является обычай (традиция). К семье традиционного права относятся правовые системы Мадагаскара, ряда стран Африки , Папуа-Новой Гвинеи, Океании.

Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:

- доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение;

- обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний. сложившихся естественным путем и признанных государствами;

- обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов;

- нормативные акты (писанные законы) имеют вторичное значение, хотя в последнее время их принимается все больше и больше;

- судебная практика (юридический прецедент) не выступает в качестве основного источника права;

- судебная власть руководствуется идеей примирения, восстанавливая согласие в общине и обеспечивая ее сплоченность;

- юридическая доктрина не играет существенной роли в юридической жизни данных обществ;

- архаичность многих ее обычаев и традиций.

Виды правовых семей - student2.ru

Схема 15.2 Виды правовых семей

Сравнение основных правовых семей представлено в таблице 15.1.

Таблица 15.1 – Сравнение правовых семей

Правовая семья Романо-германская Англо- саксонская Религиозного права Традиционного права
Источник права Нормативный правовой акт Судебный прецедент Религиозные тексты Правовой обычай
Система права Имеется деление на отрасли права, частное и публичное право Нет отраслевого деления, частное и публичное право не выделяются Отрасли права имеются, но не выражены конкретно. Нет деления на частное и публичное право Наличие или отсутствие отраслевого деления связано, по общему правилу, с правовой системой бывшей метрополии
Особенности Сформировалось и функционирует под влиянием римского права Наряду с судебным прецедентом важную роль, хотя и второстепенную, играет нормативный правовой акт Формируется и функционирует под влиянием и на основе религии. Правовыми нормами являются нормы религии. Право формируется на основе обычаев, традиций, ритуалов

Контрольные вопросы по теме:

1. Какова структура правовой системы?

2. Как соотносятся понятия «правовая система» и «правовая семья»?

3. Раскройте содержание категории «правовая карта мира».

4. Раскройте теорию трихотомии выдвинутую Р. Давидом.

5. К. Цвайгертом и Г. Кетцем в книге «Введение в правовое сравнение в частном праве» (1971 г.), в основу классификации правовых систем положен критерий «правового стиля». Раскройте содержание данной категории.

6. Сравните романо-германскую правовую семью и семью «общего права».

7. Чем американская правовая семья отличается от «общего права».

8. В чем заключалась специфика семьи социалистического права?

9. Назовите особенности мусульманской правовой семьи?

10. Каковы специфические черты традиционной правовой семьи?

Литература по теме:

1. Аннерс Э. История европейского права. М., 1993.

2. Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1994.

3. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1996.

4. Карташов В.Н. Введение в общую теорию правовой системы общества. Ярославль, 1995. (Раздел «Типология правовой системы»).

5. Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. Общая часть: Учебник для юридических вузов / Марченко М.Н. – М.: Зерцало, 2006. – 560 c.

6. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности). Учебник / Саидов А.Х.; Под ред.: Туманов В.А. – М.: Юристъ, 2003. – 448 c.

7. Сюкияйнен Л.Р. Доктрина как источник мусульманского права // Источники права. М., 1985.

8. Сюкияйнен Л.Р. Шариат: религия, нравственность, право.// Эхо Кавказа.1992. 1.

9. Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М.: Бек, 1996.

10. Тихомиров А.Д. Юридическая компаративистика. Философские, теоретические и методологические проблемы. Киев: Знание, 2005.

11. Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частичного права. М., 1995. (Раздел «Правовые семьи мира»).

Наши рекомендации