Нормы конституционного права

С помощью текста конституций приведите примеры конституционных норм, входящих в состав каждого из выявленных институтов конституционного права. Обязательные требования:

– примеры приводятся отдельно для каждой из двух страны;

– необходимо привести 1-2 примера норм для каждого из институтов права, указанных в табл. 1;

– каждая норма приводится полностью с указанием номера статьи / раздела конституции, в которых эта норма содержится).

Структурная специфика систем конституционного права

3.1.Какие институты конституционного права можно считать приоритетными для изучаемых стран?

3.2 Какие методы конституционно-правового регулирования преимущественно используются в рамках этих институтов права в каждой из изучаемых?

3.3. Какие типы норм преобладают в рамках этих институтов?

Ответы на вопросы 3.1, 3.2, 3.3 должны носить оценочный характер – необходимо сформулировать свое мнение (свое впечатление) о структурных особенностях конституционных систем изучаемых систем (то есть «приоритетность» норм, «преимущественное использование» тех ил иных методов регулирования, «степень распространения» типов норм выявляются по итогам анализа текста конституций на предыдущих этапах выполнения задания, а не изучения дополнительной литературы). Но при этом очень важно продемонстрировать свое знание теоретического материала по типологии методов и норм конституционного права (типологию можно вспомнить с помощью учебного файла «3.0 Система конституционного права»). Содержание пункта 3.1 понадобится для итоговых выводов.

Конституционно-правовой статус личности

4.1. Какую роль в составе конституционно-правовых систем изучаемых стран играет институт конституционных прав человека и гражданина? В чем заключается его специфика в каждой из этих двух стран? Прослеживаются ли общие черты?

4.2. С какими другими институтами конституционного права в наибольшей степени связан институт прав человека и гражданина в этих двух странах?

В рамках вопросов 4.1 и 4.2. необходимо сформулировать свое мнение о значимости и специфике конституционно-правового статуса личности в изучаемых странах. Причем, в отличие от предыдущего пункта помимо нормативного материала конституций вполне можно использовать дополнительные источники информации, т.к. в регулировании прав человека и гражданина большое значение имеют доктринальные установки, нормы международного права, судебная практика. Соотношение этих факторов в разных странах существенно варьируется (особенно важно использовать дополнительные материалы для изучения конституционных систем исламских стран, где правовой статус личности во многом определяется системой шариата – см. учебные файлы 12.0, 16.0). Кроме того, важно учесть специфику договорного и органического правопонимания – см. учебный файл 15.0).

Итоговые выводы

5.1. Какие цели конституционно-правого регулирования являются общими для обеих стран, а какие можно считать специфическими для каждой из них?

5.2 Какие доктринальные установки ипринципы характерны для обеих стран, а какие – можно считать специфическими для каждой из них??

5.3. К какой модели конституционализма (либеральной, этатистской, либерально-этатистской) относятся изученные страны? (аргументируйте свой ответ).

Для формулировки итоговых выводов необходимо опираться на результаты предыдущих этапов работы (особенно по пунктам 3.1., 4.1.) и, при необходимости, использовать лекционные материалы и учебные тексты из состава электронной библиотеки.

Следует учесть, что цели конституционно-правового регулирования – это не отдельные характеристики самой конституционной системы, а стратегия воздействия на общество инструментами конституционного права. Поэтому цели нужно формулировать таким образом, чтобы показать, какие особенности общественных отношений в данной стране призвана закрепить или провозгласить Конституция, развитие каких сфер общественных отношений гарантирует Конституция, какие ставятся задачи по изменению общества, что подлежит защите как основа общественного строя и т.п. (само по себе наличие президентской власти, или системы правосудия, или парламента не является целью конституционно-правого регулирования, как целью завтрака не является яичница или чашка кофе!).

Доктрина конституционного права – это, прежде всего, политико-правовая идеология конституционной системы, совокупность общественных идеалов и ценностей, которые имеют приоритетное значения для конституционного регулирования. Кроме того, характеризуя доктрину важно сформулировать принципы конституционного права закрепленные в изучаемых конституциях (в соответствии с общепринятой классификацией – универсальные, особенные, единичные).

Модель конституционализма – это особый доктринальный подход к определению целей и методов конституционного строительства. Каждая из таких моделей (либеральная, этатистская, либерально-этатистская) предполагает особый подход к закреплению основ общественного строя, институционализации государства, регулирования правового статуса личности. В качестве ответа нужно не только определить, к какой модели конституционализма относится каждая из двух изучаемых конституционных систем, но и аргументировать свой ответ (т.е. указать какие именно черты соответствующей модели конституционализма прослеживаются в конституционной системе данной страны, ее доктринальной основе и институциональной структуре).

Материал о целях и принципах конституционного права, рекомендуется повторить с помощью конспектов лекций и файлов 2.0 и 3.0.

Материал о либеральной, этатистской и либерально-этатистской моделях конституционализма рекомендуется повторить с помощью конспектов лекций и файлов 8.0, 9.0, 10.0.

Рейтинговая оценка составляет от 10 до 20 баллов:

Все пять пунктов задания выполнены в соответствии с предложенным форматом; проведен корректный анализ нормативного материала при незначительном количестве допущенных ошибок; прослеживается поверхностное знакомство автора с теоретическим материалом дисциплины; промежуточные и итоговые выводы носят формальный или несамостоятельный характер, допущены ошибки в трактовке целей и доктрины изучаемых конституционных систем. 15-16 баллов
Все пять пунктов задания выполнены в соответствии с предложенным форматом; проведен корректный анализ нормативного материала при незначительном количестве допущенных неточностей; проблемно-аналитический компонент работы показывает освоенность теоретического материала дисциплины на базовом уровне; в промежуточных и итоговых выводах отсутствуют явные ошибки, но прослеживаются затруднения с комплексным анализом конституционных систем. 17-20 балла
Все пять пунктов задания выполнены в соответствии с предложенным форматом; проведен корректный анализ нормативного материала; проблемно-аналитический компонент работы показывает освоенность теоретического материала дисциплины на продвинутом уровне; промежуточные и итоговые выводы основаны на комплексном анализе конституционных систем, автор продемонстрировал широкую эрудицию в вопросах конституционного развития зарубежных стран. 21-30 баллов

Вариант № 2

ПРОЕКТ

Наши рекомендации